Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия,отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.

Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление — это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Другая категория педагогики — «обучение» — понимаетсякак специально организованный процесс целенаправленноговзаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося. При этом педагог

1) преподает, т. е. целенаправленно передает знания, опыт,способы деятельности, основы культуры;

2) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; приобретения опыта творческой деятельности;

3) создает условия для развития личности учащегося (егопамяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся

1) учится, т. е. овладевает учебным материалом и выполняет различные упражнения и задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершаетмыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение,классификацию и др.), учебно-поисковую деятельность;

3) самостоятельно осуществляет поиск новой информации(справочников, учебников, сведений из Internet), занимается самообразованием.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической наукеи практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульноеобучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание(деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, навыков, опытадеятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразованиеи использование.

Но человек — не сосуд, куда помещается опыт человечества,

он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому

основными факторами развития человека являются самовоспи-

тание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Следующая категория педагогики — «образование» — по-

нимается:

1) как ценность развивающегося человека и общества, сред-

ство развития личности, общественного сознания и об-

щества в целом;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) результат процесса обучения;

4) система.

Образование в буквальном смысле означает создание обра-

за, некую завершенность воспитания и обучения в соответ-

ствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образо-

вание трактуют как процесс и результат освоения человеком

опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков,

способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система — это специально организован-

ная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просвети-

тельных заведений, учреждений повышения квалификации и

переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспи-

тательный процесс в соответствии со стандартами, учебными

планами и программами с помощью специально подготовлен-

ных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве

составляют единую систему образования.

Как соотносятся основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения,

что характерно для объективного процесса развития любой

науки. Примером могут послужить теории происхождения

жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной

системы.

В истории педагогики можно выделить первоначальную

точку зрения на проблему взаимосвязи основных педагогиче-

ских понятий. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей

категории, включавшей в себя «обучение» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки вза-

имосвязь образования, обучения и воспитания отражена в

Законе Республики Беларусь «Об образовании», где образова-

ние трактуется как всеобщая категория и определяется как

«процесс обучения и воспитания в интересах человека, обще-

ства, государства...».

Наши рекомендации