Определение объекта и предмета исследования
Объектом исследования является материальная (в том числе биологическая) или идеальная (в том числе педагогическая) система (например, учащиеся какого-либо класса, система профессионально-прикладной физической подготовки и т.п.).
Объект исследования выступает как заданное, понимается всегда шире, чем предмет исследования.
Предмет исследования – это структура системы, ее элементы, различные свойства, подлежащие изучению (например, физическая подготовленность учащихся старших классов; особенности содержания и методики профессионально-прикладной физической подготовки).
Другими словами, объект исследования – это то, на что направлено внимание исследователя, предмет исследования – это то, что непосредственно исследуется в объекте. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):
Объект исследования – прикладная физическая культура.
Предмет исследования – методика прикладной физической подготовки юношей сельской школы к профессии водителя.
Объект исследования – физическое воспитание учащихся.
Предмет исследования – структура и содержание домашних заданий по физической культуре в общеобразовательной школе.
Объект исследования – современная система физического воспитания студентов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – средства и методы повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям на занятиях физической культурой.
Объект исследования – система спортивной подготовки в единоборствах.
Предмет исследования – обучение технико-тактическим действиям в дзюдо.
Примеры (дисциплина Педагогика):
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс оценивания знаний, умений, навыков, компетентностей учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования: технологический подход к воспитанию.
Предмет исследования: технология коллективных творческих дел.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: нетрадиционные формы проведения занятий.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: методы, приемы и средства этнопедагогики.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности образовательной среды, условий, способствующих формированию межнациональной толерантности.
Формулирование цели, задач и гипотезы исследования
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.
Предварительный анализ литературы и изучение опыта педагогической физкультурно-спортивной деятельности позволяют сформулировать основные задачи исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой отражает идею, цель курсовой работы, раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Задач должно быть немного – от трех до пяти.
Формулирование цели и задач исследования начинается с глагола совершенного вида сослагательного наклонения:
разработать,
выявить,
обосновать,
определить,
изучить,
установить,
проверить,
сравнить,
уточнить,
оценить,
доказать и т.д.
Примеры (ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам):
Цель исследования – проверить эффективность средств прикладной физической подготовки в плане развития специальных качеств водителя.
Цель исследования – дать научно-теоретическое обоснование содержанию и организации домашних заданий учащихся по физической культуре.
Цель исследования – разработать один из вариантов системы физического самовоспитания и критерии оценки ее эффективности.
Цель исследования – проанализировать эффективность внутреннего и внешнего функционирования физического воспитания в общеобразовательной школе.
Примеры (Педагогика):
Цель исследования - проверить эффективность использования накопительной системы оценивания образовательных результатов учащихся.
Цель исследования: проанализировать возможности технологии коллективных творческих дел для развития личности учащихся и формирования гармоничных взаимоотношений в коллективе.
Цель исследования: проанализировать возможности нетрадиционных форм обучения в повышении эффективности занятий по физической культуре.
Цель: исследовать возможности этнопедагогики для формирования интереса к физической культуре и спорту.
Цель исследования: экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования толерантности у школьников в процессе подвижно-игровой и внеурочной деятельности.
Пример
Тема: Военно-прикладная направленность физического воспитания юношей.
Цель – разработать модель военно-прикладной физической подготовки юношей для периода, предшествующего призыву их в вооруженные силы.
Задачи исследования:
1. Изучить психо-физическое состояние юношей 16-17-летнего возраста.
2. Разработать модель физического воспитания с военно-прикладной направленностью.
3. Проверить эффективность опытной модели в подготовке юношей к воинской службе.
Как видно из приведенного примера, первая задача связана с выявлением сущности, структуры, закономерностей изучаемого процесса. Вторая задача предполагает определение наиболее характерных способов педагогической коррекции объекта, т.е. вмешательство исследователя в педагогический процесс с целью его оптимизации. Третья задача – разработку конкретных практических рекомендаций или комплекса мер, направленных на совершенствования объекта исследования.
Поставив задачи нужно сформулировать гипотезу своего поиска. Рабочая гипотеза – предварительное утверждение или предположение о путях решения данной проблемы, выраженное в форме научных понятий, сделанное для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.