Исторический очерк изучения темперамент
Представители школы Гиппократа и др.определяли принадлежность темперамента по наличию и соотношению жидкости в теле человека.
Э.Кречмер, Э.Шелдон – сторонники конституциональных теорий за основу принимали производность свойств – параметров – психических механизмов от строения и функционирования организма.
И.П.Павлов - рассматривал зависимость типа темперамента от типа нервной системы.
Концепция Павлова заключается в том, что ключом к пониманию особенностей поведения человека и животного следует искать в свойствах нервной системы, которые характеризуются такими показателями, как:
ü Уравновешенность
ü Сила
ü Подвижность.
Сочетание основных свойств образуют четыре основные типа нервной системы (НС).
Психологическая характеристика типов темперамента:
ü Сензитивность
ü Реактивность
ü Активность
ü Соотношение реактивности/активности
ü Темп реакций
ü Пластичность
ü Ригидность
ü Интровертность/экстравертность
Различные подходы к определению темперамента:
Л.С.Выготский – «Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом, и эти особенности поведения, несмотря на индивидуальные различия , могут быть все же сведены к известным типам».
С.Л.Рубинштейн- «Это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений».
А.В.Петровский – «Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проя\вляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения».
Ю.Б.Гиппенрейтер – «Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения эмоционального реагирования».
Современные теории характеров:
Адлер - подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. Он подчеркивает универсальность чувства неполноценности.
Юнг – характер определяется не в сексуальных понятиях. Он утверждает, что существует четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми 4 функциями в различной степени. Но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция.
Хорни – структура характера развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в 5 лет, у других – в юности или около 30 лет, а у отдельных людей продолжается до определенного возраста.
Фромм – считает, что в детстве характер формируется в семье, которая служит «психологическим агентством» общества.
Кардинер – характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в «базисной(основной) личностной структуре» общества Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. Она служит матрицей, на основании которой развиваются черты характера.
Александер – предлагает схему классификации эмоциональных реакций человека на окружение, аналогичную трем физиологическим процессам поддержания жизни (потребления, накопления и выделения)
Формирование характера начинается с раннего детства. Дошкольный возраст представляет собой сензетивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности. Подражание детей дошкольного возраста представляет собой:
- переход от отражения отношения взрослого к предметам – к отражению его взаимосвязей с другими людьми, и, наконец, к моделированию в действиях внутренних оснований поведения отображаемого взрослого;
- подражание ребенка сверстнику;
-подражательные действия используются как обобщенный символ;
Кроме этого отдельно продолжают существовать такие проявления, как эмоциональное заражение, копирование.
Свойства характера:
Черты характера
Происхождение негативных личностных образований, так называемых асоциальных форм поведения:
Ложь –нарочитое искажение истины в корыстных целях.
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Агрессия – открытая неприязнь, вызывающая враждебность. Мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Тема 11. Способности.
Способности. Задатки, специфические человеческие способности. Талант и гениальность.
В психологии термин способности имеет несколько формулировок
Способности -это такие психологические особенности, которые проявляются в знаниях, умениях, навыках, но которые к ним не сводятся.
Способности, по мнению Б.М.Теплова, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек не пользуется, со временем теряется.
Успешность выполнения той или иной деятельности зависит не от одной к-л способности, а от совокупности нескольких вместе взятых. Причем это сочетание м.б. достигнуто разными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит м.б. восполнен за счет более сильного развития других. Врожденных способностей нет. Различие в способностях людей выделяется не по знаниям, умениям и навыкам, а по динамике их приобретения.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например- у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. У человека кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде.
Качественная и количественная характеристика способностей. Качественные способности-это совокупность ряда особенностей, при чем эти особенности могут заменятся другими и набор разных особенностей может привести к одному результату.
Количественная характеристика – важно знать, в какой мере человеческих способностей выполняются требования предъявляемые действительностью, насколько быстро идет овладение знаниями, умениями, навыками.
Бине с помощью тестирования вывел систему IQ
IQ=_ Умственный возраст х 100
Фактический возраст
Ребенку 11 лет = 120 баллов
11х 100
IQ= 7 ( ребенок 7 лет)
11 х 100
IQ= 14 (ребенок 14 лет)
Способности определять по системе Бине нельзя, потому что мы не знаем динамики приобретения знаний.
Против тестирования выступил Выготский, он предлагал обследовать ребенка и это обследование проводить дважды:
1. Ребенок решает предложенное задание сам, но если у ребенка происходят трудности, то применять 2 этап
С помощью взрослого.
Эти предложенные два уровня помогают определить ближайший уровень развития.