Выводы по третьей главе
Постановка цели организации здоровьетворящего образования является принципиально важным вопросом, так как сегодня в понятии здоровья интегрируются достижения разных наук (философии, биологии, психологии, педагогики, экологии, социологии и др.) и разных социальных сфер – медицины, изучающей здоровье со стороны соматики, и образования, рассматривающего его как феномен культуры личности. Поэтому решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня тесно связано с организацией процесса их образования и выявлением роли учителя в нем. В связи с этим правомерным представляется постановка вопроса об организации здоровьетворящего образования, которое, согласно нашей концепции, является функцией, имманентным свойством целостного педагогического процесса и обеспечивает превращения образования в средообусловливающее пространство здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса.
Организация здоровьетворящего образования требует четкого определения его цели, задач, содержания, принципов, методов (технологий), организационных форм, а также кадрового обеспечения. Исходя из этого целью здоровьетворящего образования является формирование у субъектов педагогического процесса (то есть у учителей и учащихся) готовности к здоровьетворению, которое представляет собой качество личности, проявляется в потребности, способности и решимости человека стать и быть здоровым и достигается через формирование у учителей и учащихся системы знаний о здоровье и путях и способах его становления, через оснащение их способами становления здоровья в условиях педагогического процесса школы, через постоянное применение полученных знаний и освоенных способов здоровьетворения в разных сферах своей жизнедеятельности.
Основу содержания здоровьетворящего образования составляет так называемая «пирамида здоровья», в логике которой обозначенные выше задачи решаются в опоре на субъектный опыт учащихся и учителей, а в качестве инструментов организации здоровьетворящего образования выступают здоровьетворящие педагогические технологии, которые построены на основе резонанса, достаточно физиологичны для человека, отвечают требованиям простоты в применении, доступности в освоении, безопасности в воздействии, эффективности в результате и экспертируемости в оценке и объединены в три классификационные группы: 1) по инструментам или средствам резонанса, 2) по объекту воздействия или направленности резонанса, 3) по доминирующему образовательному результату в становлении личности. При этом существенными признаками данных технологий являются возможность их тиражирования и достижения гарантированного результата (то есть максимально соответствующего цели) при соблюдении установленных требований и нормативных допусков. При этом освоение данных технологий возможно только в режиме их проживания как активного, добровольного и сознательного освоения каждой технологии и учителями, и учащимися в самостоятельной деятельности. Эффективность и рентабельность систематизированных нами здоровьетворящих педагогических технологий проявляется также и в том, что в процессе их применения осуществляется не только становление здоровья человека, но также и мониторинг динамики этого процесса.
Разработка мониторинга здоровья учащихся и учителей в условиях педагогического процесса является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных педагогических задач, связанных с решением проблемы сохранения здоровья школьников. В связи с этим наши усилия были направлены на поиск таких методов и приемов наблюдения и оценки субъектами педагогического процесса состояния своего здоровья, которые, во-первых, доступны учащимся и учителям как людям, не имеющим специального медицинского образования, во-вторых, легко применимы в условиях педагогического процесса; и, в-третьих, способствуют формированию у них готовности к здоровьетворению как качеств личности, обусловливающего здоровый образ их жизни. Кроме того, отбираемые методы и приемы должны выполнять функцию педагогических инструментов, обеспечивающих подход к здоровью человека как феномену культуры. Такой своеобразный педагогический мониторинг дает возможность учащимся и учителям осуществлять постоянное наблюдение за процессом становления своего здоровья с целью выявления его состояния, формирования отношения к нему как к личной и общественной ценности, наконец, повышения их деятельностной активности в деле его сохранения и укрепления.
При этом мы исходим из того, что показателями индивидуального здоровья человека с позиции культурологического подхода выступают энергичность индивида, которая проявляется в способности сохранять постоянно высокий уровень работоспособности или восстанавливать этот уровень достаточно быстро, внутренняя психоэмоциональная уравновешенность как умение сохранять постоянный внутренний душевный покой или быстро восстанавливать его, и конструктивно-позитивное мышление, обнаруживающее себя в способности человека видеть положительное в окружающей его действительности и с этой позиции строить свои отношения с миром. Таким образом, мониторинг здоровья учащихся и учителей в условиях педагогического процесса состоит как в измерении физических показателей их здоровья с помощью различных приемов самодиагностики отдельных функций организма, так и в качественной характеристике своего самочувствия, что является более существенным для оценки культуросообразных аспектов здоровья.
Важным условием организации здоровьетворящего образования является также обеспечение следующих мер: 1) включение в учебный план всех ступеней школы специальных уроков здоровья, направленных на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью как одному из условий, обеспечивающих здоровый образ их жизни; 2) реализация здоровьетворящей направленности уроков по всем учебным предметам. Это, в свою очередь, требует решения еще одной проблемы – кадрового обеспечения здоровьетворящего образования, которое заключается, во-первых, в подготовке квалифицированных специалистов, имеющих достаточное представление о здоровьетворящем образовании и способах его организации (то есть учителей здоровья или педагогов-валеологов); и, во-вторых, в подготовке и переподготовке всех педагогических кадров к организации здоровьетворящего образования в своих образовательных учреждениях. Причем наличие необходимым и достаточным образом подготовленных учителей, является, по нашему мнению, определяющим условием эффективной организации здоровьетворящего образования, так как успешно вести детей по пути здоровья может и должен только тот, кто сам, на собственном примере демонстрирует «жизнь в здоровье», сам идет по пути здоровья и готов взять на себя ответственность за формирование у своих воспитанников готовности к здоровьетворению.
Таким образом, внедрение обозначенных мероприятий обеспечивает организацию здоровьетворящего образования, нацеленного на формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению, которая выступает фактором здорового образа их жизни и способствует тем самым сохранению и становлению здоровья учащихся в педагогическом процессе.
ГЛАВА IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В заключительной главе нашего исследования представлены результаты имеющегося к настоящему времени опыта организации здоровьетворящего образования в образовательной школе: описана методика поэтапной организации педагогического эксперимента в соответствии с изложенной в исследовании концепцией здоровьетворящего образования, обозначены особенности создания необходимых и достаточных педагогических условий, сообразующихся с гипотезой исследования, обоснованы критерии оценки организации здоровьетворящего образования и описаны результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в соответствии с основными положениям нашей концепции.
4.1. Проектирование и этапы организации
здоровьетворящего образования в современной школе
В данном параграфе: 1) представлены цель, задачи, принципы и организация опытно-экспериментальной работы в соответствии с нашей концепцией здоровьетворящего образования; 2) раскрыто содержание ее основных этапов; 3) описаны проблемы, возникающие по ходу организации экспериментальной работы; 4) обоснованы причинно-следственные зависимости и закономерности их возникновения; а также 5) предложены возможные, на наш взгляд, способы разрешения этих проблем.
Ведущая цель нашей экспериментальной работы состояла в выявлении наиболее оптимальных для настоящего периода развития отечественной общеобразовательной школы педагогических путей и условий организации здоровьетворящего образования, нацеленного на формирование у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению как фактора их здорового образа жизни. В соответствии с данной целью мы определили следующие задачи экспериментальной работы: 1) руковод-ствуясь данными медицинской статистики о состоянии здоровья современных школьников, провести анализ организации целостного педагогического процесса современной школы с позиции его влияния на здоровье учащихся и учителей; 2) изучить возможности изменения организации современного педагогического процесса в общеобразовательной школе и выявить условия реализации этих возможностей; 3) разработать способы внедрения в целостный педагогический процесс современной школы спроектированные в ходе нашего исследования педагогические условия организации здоровьетворящего образования; 4) апробировать эти способы в нашей опытно-экспериментальной работе; 5) определить и апробировать комплекс валидных методов выявления эффективности организации здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школе.
Ведущими принципами организации опытно-экспериментальной работы, согласно нашей концепции здоровьетворящего образования, были принципы неопределенности, личностной ценности субъекта деятельности, педагогического смысла, сознательной добровольности, личного примера, а также вся совокупность принципов здоровьетворящего образования, представленных во второй главе настоящего исследования.
Принцип неопределенности обеспечивал гарантированное достижение ожидаемого результата в современной педагогической ситуации, одним из характерных признаков которой является душевный дискомфорт, переживаемый подавляющим количеством учителей вследствие потери ими социальной стабильности по причине: во-первых, отсутствия в настоящее время официально определенного воспитательного идеала; во-вторых, неудовлетворительного их финансового положения; в-третьих, отсутствия уверенности в будущем, или, как принято говорить, в завтрашнем дне; и, наконец, в-четвертых, неуклонной нравственной деградации общества в целом. В результате реализации принципа неопределенности учителя обретали способность сохранять душевное равновесие в ситуации практически полного отсутствия у них «уверенности в завтрашнем дне» и полноценно проживать каждый текущий день, как говорят психологи, «здесь и сейчас». Благодаря этому у них повышался эмоциональный тонус, появлялся оптимистический настрой, изменялось в положительную сторону отношение к себе, к другим людям (в том числе и к ученикам) и к окружающему миру в целом, повышался уровень толерантности. Как свидетельствуют результаты опроса учителей, который мы проводим по завершении каждого обучающего семинара, данные изменения регистрируют более 90 % из них.
Принцип личностной ценности субъекта деятельности способствует повышению самооценки учителей и учащихся и активизации их деятельности по здоровьетворению. Необходимость учета этого принципа в нашей экспериментальной работе обусловлена: во-первых, резко упавшим в нашем обществе за последние два-три десятилетия престижем учительской профессии; во-вторых, низким уровнем взаимоуважения между всеми субъектами педагогического процесса; в-третьих, позицией их внутренней, часто ими самими неосознаваемой агрессивности по отношению друг к другу. Реализация этого принципа проявлялась в формировании у учителей и учащихся установки на безусловное признание их ценности как субъектов взаимодействия: если работа проводилась с учителями, то важно было, прежде всего, улучшение их здоровья и самочувствия; если с учащимися, то забота проявлялась, в первую очередь, об их здоровье. Все это способствовало повышению самооценки у учителей и у учащихся, улучшению их психоэмоционального состояния и развитию их творческой активности в решении жизненных задач.
Принцип педагогического смысла дает возможность интерпретировать все жизненные ситуации (в том числе и педагогические) с точки зрения формирования личности как активного субъекта общественных отношений. Благодаря этому и учителя, и учащиеся начинают видеть педагогические последствия для себя и окружающих каждого своего действия и слова. Кроме того, реализация данного принципа способствует формированию у них педагогической позиции, направленной на себя, что является важнейшим условием эффективной организации здоровьетворящего образования, ибо в результате «образовываются» не только учащиеся, но также учителя, и даже родители учащихся.
Принцип сознательной добровольности позволяет преодолеть так называемый педагогический «сопромат» (сопротивление материала), как явление, достаточно хорошо известное любому лектору, и в том числе педагогу. Это та, чаще всего внутренне скрытая, неосознаваемая, но при этом иногда открыто проявляющаяся, часто в нарочито агрессивной, демонстративной форме реакция неприятия на предлагаемую лектором информацию. Как показывает наш собственный опыт, это неприятие может ощущаться как перцептивная «непроницаемость» слушателей при практически полной тишине в аудитории. Это своеобразный «синдромом ваты», которая арефлекторно поглощает речь оратора. Признаками педагогического «сопромата» можно также считать открытое пренебрежение со стороны слушателей к личности лектора, а также саботаж его предложений включиться в какую-либо практическую деятельность. Именно поэтому при подготовке учителей к организации здоровьетворящего образования так важно соблюдение принципа добровольности.
Одним из важнейших принципов в деле здоровьетворенияявляется принцип личного примера, ибо, как известно, ничто не зажигает сердце человека сильнее, чем реально наблюдаемые им достижения другого человека. Реализация этого принципа стимулирует интерес и личностную активность учащихся и учителей в творении своего здоровья. Анализ многочисленных работ (как сугубо научных, так и научно-популярных), в которых излагаются разные подходы к восстановлению, сохранению, укреплению и наращиванию здоровья, показывает, что во всех них приводятся примеры излечения, оздоровления или исцеления конкретных людей. И именно эти примеры оказывают наиболее действенное влияние на сознание читателей, поэтому для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников принципиально важно, чтобы своим здоровьем занимались их учителя. Причем чем активнее и настойчивее они будут в этой деятельности, тем более высоких результатов смогут достичь в деле сохранения и укрепления здоровья своих учеников.
Наряду с вышеперечисленными принципами работу с учителями и учащимися мы строим на основе принципов здоровьетворящего образования. Это дает возможность, с одной стороны, обеспечивать сохранение и укрепление здоровья учителей, а с другой стороны, демонстрировать им методику реализации данных принципов в педагогической деятельности.
С целью отслеживания характера протекания и результатов экспериментальной работы мы применяли следующие методы: анкетирование, тестирование, рефлексивный анализ, наблюдение, контент-анализ, экспертизу. Соотнесение данных анкетирования, тестирования и рефлексивного анализа с результатами наблюдения, контент-анализа и экспертизы позволило нам сделать достаточно объективные выводы об эффективности экспериментальной работы по организации здоровьетворящего образования в школе, которая осуществлялась в образовательных учреждениях ряда городов Челябинской области: в г. Магнитогорске (муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы № 5, 6, 31, 53, 58, 59, 64, 67; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской центр развития творчества детей и юношества», Орджоникидзевский и Правобережный дома детского творчества, Магнитогорский государственный университет), в г. Челябинске (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-гимназия № 76), в г. Златоусте (Златоустовский педагогический колледж), в г. Миассе (Миасский педагогический колледж). Кроме того, частью экспериментальной работы стали циклы обучающих семинаров для учителей школ г. Миасса и г. Троицка Челябинской области.
Всего в экспериментальной работе с 1994 по 2004 годы было задействовано в разной степени более 3000 субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей). Однако для анализа результатов нашей работы мы ограничились 1000 субъектов, среди которых 224 учителя, 316 студентов и 460 школьников, из которых 174 старшеклассника, 130 младших школьников и 156 учащихся среднего звена. При этом среди старшеклассников 58 участвовали во включенном эксперименте, с остальными школьниками работали подготовленные нами учителя – начальных классов, предметники и классные руководители, которые одновременно занимались и собственным здоровьем.
Экспериментальная работа по реализации разработанной нами концепции здоровьетворящего образования и проверке выдвинутой гипотезы осуществлялась с 1994 по 2004 годы. Содержание ее каждого этапа представлено в табл. 6. Как видно из таблицы, первый этап начался в 1994 году. Это вхождение в проблему, осознание ее личностной и педагогической значимости, а также наработка собственного опыта здоровьетворе-
Таблица 6