Модель глобального образования

Во многих контекстах термин «глобальное образование» отождествляется с «планетарным» и «интернациональным», поскольку эти термины действительно совпадают по значению.

Глобальный – охватывающий весь земной шар, универсальный, включающий в себя проблемы, так или иначе затрагивающие интересы всего мирового сообщества.

Планетарный – относящийся к Земле как части Солнечной системы и обычно выходящий за рамки планеты Земля. Термин носит в основном естественнонаучный характер.

Интернациональный – имеет обществоведческое (культурологическое) происхождение, в то время как два предыдущих могут употребляться и в естественнонаучном значении.

Глобальное образование исходит из основополагающей идеи, которая состоит в том, что современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, и что она призвала воспитать у учащихся расширенное, целостное видение этого мира и места человека в нем.

Идея глобализма в образовании позволяет создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, образ их «культурного дома».

Идея глобализма позволяет учащимся увидеть и осмыслить отдельные этапы развития окружающего мира, и прежде всего образ человека, который этот мир создает, в нем обитает и им же формируется.

В технологии глобального образования интегрируются:

– знания и эмоциональные впечатления, полученные учащимися по различным предметам;

– внешкольные впечатления учащихся на основе системообразующих подходов (исторического и творческого).

Дерево целей.

Главная цель глобального образования – развитие глобального мышления, воспитание чувства причастности, школьников к жизни планеты Земля, нашего общего дома, установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой, а также подцели:

– восприятие современного мира целостно (как единой системы);

– познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире;

– утверждение в сознании учащихся приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей;

– осознание учащимся своей сопричастности к окружающему миру;

– ориентация на гуманистические принципы при выборе решений;

– умение видеть альтернативные пути решения проблемы;

– преодоление стереотипов;

– критичность мышления;

– умение извлекать уроки из прошлого;

– рефлексивное осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческих ценностей.

Особенности концепции

v Признание ценности и уникальности человеческой жизни.

v Отрицание принуждения как способа решения политических, экономических, нравственных, межнациональных и межличностных проблем и конфликтов.

v Приоритет гуманистических ценностей при выборе решений и способов действий.

v Прогнозирование последствий этих решений и дей­ствий с точки зрения их влияния на природу, мир и человека.

v Открытость по отношению к новому.

v Гибкость мышления.

v Пересмотр сложившихся стереотипов.

Основные аспекты интегрированного сознания учащихся:

1. Системное сознание (осознание в единстве всех факторов, явлений, событий, их взаимосвязь и взаимозависимость): целостное представление о себе и своих возможностях, осознание единства физического, эмоционального, духовного; осознание себя частью целого мира. Обновление содержания образования на основе прин­ципа проблемной интеграции.

2. Перспективное сознание: видение перспектив; альтернативный выбор; развитие воображения; развитие критического мышления; умение видеть общее, признавая разнообразие, уважая индивидуальность другого человека, мнения. Развитие умственной самостоятельности школьников

3. Осознание понятия «Здоровье планеты»: условия существования планеты (настоящее); тенденция ее развития.

4. Осознанный выбор своего поведения, активное участие в социальной и политической деятельности направленной на демократические преобразования на локальном и глобальных уровнях.

5. Освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества.

6. Осознание необходимости непрерывного образования.

7. Развитие у учащихся самоуважения, самооценки, Я-концепции.

Пути формирования глобального мышления в школе:

• Акцент на изучение глобальных проблем.

• Углубление и совершенствование занятий по мировой истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии.

• Расширение понимания у учащихся о национальном и культурном разнообразии посредством изучения национальной литературы, искусства, музыки, танца, обычаев.

• Изучение своей истории в мировом контексте, взаимосвязи своей страны с целым миром.

• Формирование естественнонаучной картины мира в процессе преподавания основ наук.

• Изучение иностранных языков.

При этом необходима неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему.

Наши рекомендации