Педагогический процесс как целостное явление
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
А.И. Мищенко рассматривает два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования.
Содержание образования и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности.
Средства образования (материально-технические и педагогические) – формы, методы, приемы.
Воспитание и обучение – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.
Единицей педагогического процесса является педагогическая задача (материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью).
Структура педагогического процесса.
1. Педагог как субъект получает специальное пед.образование. Осознает себя ответственным за будущее поколение. Педагог как объект подвергается воспитательным воздействиям в процессе общения с детьми и стремится к самосовершенствованию.
2. Ребенок как объект представляет собой индивидуальность развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Однако как субъект он может он может воспринимать наши педагогические воздействия или сопротивляться им.
3. Цель – это идеальное предвидение результата.
4. Содержание педагогического процесса – тщательно отбираются, анализируются, обобщаются и производятся в соответствии с возрастными особенностями детей.
5. Формы, методы и средства воспитания и обучения (организационно-управленческий комплекс) – зависят от цели, содержания, возрастной особенности.
6. Педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояние пед.процесса.
7. Взаимодействие с социальной средой – пед.процесс не изолирован.
Основные функции педагогического процесса
Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно–познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений.
Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.Л.С.
Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса:
- связь воспитания и социальной системы (определяется потребностями общества, экономикой, научно – культурными особенностями);
- связь воспитания и деятельности;
- связь воспитания и обучения;
- связь воспитания и активности личности;
- связь воспитания и общения.
Закономерности педагогического процесса находят отражение в принципах.
Принципы – это основные исходные положения какой – либо теории, либо действия.
Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления.
Педагогический процесс выделяет 2 группы принципов:
- организация педагогического процесса;
- руководство деятельностью.
Принципы организации педагогического процесса
1.Ведущий принцип образования – принцип гуманистической направленности в педагогическом процессе.
2.Связь педагогического процесса с жизнью и практикой.
3.Соединение обучения и воспитания с трудом.
4.Принцип научности. Знания доводятся до научных понятий.
5.Принцип обучения и воспитания детей в коллективе (индивид становится личностью благодаря общению).
6.Принцип преемственности, последовательности и систематичности.
7.Принцип эстетизации (эстетическое отношение к действительности).
Принципы управления деятельностью воспитанников
1.Принцип с сочетанием педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанника.
2.Принцип сознательности и активности, учащихся в целостном педагогическом процессе.
3.Принцип организации детской деятельности, т.е. уважение к личности ребенка + требование к нему.
4.Опора на положительное в человеке.
5.Принцип согласованность требований семьи, школы, общественности.
6.Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий (Параллельные действия – воздействие на группу или коллектив).
7.Принцип доступности и посильности воспитания и обучения школьника.
8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
9.Принцип прочности результатов образования, воспитания и развития.