Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля
Образование и педагогика. Педагогика как наука. Теоретические предпосылки образования.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Джон Локк (1632-1704) в Англии, растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.
Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.
Предмет педагогики– процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.
Задача педагогики – вскрытие закономерностей:
- в области воспитания, образования, обучения;
- в области управления воспитательными и образовательными системами;
- разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
- прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
- изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.
Общепедагогические понятия. Цели и задачи, методы и функции педагогики, категории педагогики. Объект и предмет науки.
Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.
Объект педагогики– ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.
Предмет педагогики– процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.
Задача педагогики – вскрытие закономерностей:
- в области воспитания, образования, обучения;
- в области управления воспитательными и образовательными системами;
- разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
- прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
- изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.
Функции педагогики:
- описательная;
- объяснительная;
- диагностическая;
- прогностическая;
- проективно-констрктивная;
- преобразовательная.
Основные категории педагогики:
- воспитание;
- обучение;
- образование;
- педагогическая деятельность;
- педагогический процесс;
- самообразование;
- самовоспитание;
- личность;
- деятельность;
- деятельность;
- развитие;
- формирование;
- социализация;
- педагогическая система;
- педагогическая технология.
На современном этапе педагогика – это обширная наука, которая превратилась в разветвленную систему научных знаний, включает философию образования, история педагогики, дошкольную педагогику, специальные отрасли (тифто-, сурдо-, олигофренопедагогика).
Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования (Гессен С.И., 1995. С. 36).
Принято различать объект и предметнауки. Объект— это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. Это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.
История педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность.
Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них одним из первых стоитПифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно.
Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520-460 гг. до н. э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека, о разуме и чувствах как орудиях познания, о разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты и др.
Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.
Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка,
Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать на свою сторону мнение большинства, т. е. угадывает смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека.
Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
· На первом этапе дети поступали под начало воспитателя пай-донома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись.Физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными, воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации Подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.
· На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались несколько более тщательно. К 20 годам эйрен тюлучал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет, постепенно приобретал статус полноправного члена веденной общины.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.
Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.
Образовательные цели - это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.
К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:
- дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
- экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении
- дистантное, или дистанционное, обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;
- заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.
Формами организации образовательного процесса являются:
- урок- основная форма обучения в школе;
- лекция - основная форма обучения в вузе;
- семинар практическое занятие всей учебной группы;
- лабораторный практикум - Практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры
- групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам.
Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее. Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.