Самоуправление учащихся в школе

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Цель ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.

Задачи ученического самоуправления:

1) Создание условий для социализации учащихся

2) Предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении школой

3) Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков

4) Обучение активным формам работы с учащимися

Принципы самоуправления:

  • равноправие
  • выборность
  • откровенность и гласность
  • законность
  • целесообразность
  • гуманность
  • самодеятельность
  • ответственность

Семья как воспитательный коллектив, её функции. Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье. Условия успешного воспитания в семье. Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания.

Семья ‒ социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.

Функции семьи:

  • репродуктивная функция
  • функции социализации и воспитания
  • эмоционального удовлетворения
  • статусная
  • защитная
  • экономическая

Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье:

1) негативная оценка деятельности ребенка

2) распространение негативной оценкой деятельности ребенка на его личность

3) сравнение ребенка с кем-то другим, его противопоставление

4) большая степень психологической нагрузки на ребенка

5) резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным

Условия успешного воспитания в семье:

1) семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви

2) семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традицию

3) семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и научить его тому, что оно неотделимо от ответственности

4) семья должна воспитать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и привить практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия

Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания:

  • лекции
  • конференции
  • практикум
  • открытые уроки
  • педагогическая дискуссия

17. Дидактика и её категории: принципы, содержание, методы и формы процесса обучения.

Дидактика ‒ область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Категории дидактики:

1) Принципы обучения ‒ система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя
  • принцип систематичности и последовательности
  • принцип наглядности
  • принцип доступности и посильности
  • принцип учета возрастных особенностей обучаемых

2) Содержание обучения ‒ знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру.

3) Методы обучения ‒ упорядоченные способы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленные на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста.

Методы объяснительно-иллюстративного обучения:

· лекции

· семинары

· рассказ

· беседа

· самостоятельная работа над учебным материалом

Методы репродуктивного обучения:

· упражнения

· практикум

· программированное обучение

· тренинги навыков

Методы проблемно-поискового обучения:

  • проблемное изложение
  • частично-поисковый
  • исследовательский
  • мозговой штурм

4) Формы обучения ‒ способы упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования:

  • фронтальные
  • групповые
  • индивидуальные

Понятие о процессе обучения. Его двусторонний характер. Движущие силы учебного процесса.

Процесс обучения ‒ это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Двусторонний характер процесса обучения предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика:

  • процесса преподавания (деятельность преподавателя)
  • процесса обучения (деятельность ученика или коллектива)

Движущие силы учебного процесса:

  • противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученика
  • противоречия между наукой и школьным предметом
  • единство учебного процесса и развивающего труда

Материалистическая теория познания как основа современной дидактики. Процесс научного познания и процесс обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

Материалистическая теория познания ‒ учение о развитии в его наиболее глубоком и свободном виде, учение об относительности человеческого знания и взаимообусловленности явлений.

Материалистическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Процесс обучения ‒ это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Функции процесса обучения:

  • образовательная функция (формирование специальных умений и знаний)
  • воспитательная функция (формирование нравственных и этических представлений)
  • развивающая функция (формирование мер, способствующих общему развитию учащихся)

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения проявляется в том, что все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации первопричины.

Две из них ‒ образовательная и воспитательная ‒ являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует в последующем образовательную и воспитательную функции обучения.

Наши рекомендации