Преподаватель как творческая личность на занятии (лекции/ семинаре)
• Знание материала лекции (семинара), обоснованность выбора технологии его проведения.
• Творческий характер деятельности преподавателя, наличие педагогической импровизации.
• Настойчивость в достижении цели.
• Эффективное сопровождение познавательной деятельности студентов.
• Психолого-педагогическая наблюдательность.
• Умение работать и общаться с коллективом и отдельными учащимися.
• Педагогическая компетентность
Педагогический такт
Качество речи преподавателя.
— Логика изложения материала.
— Лексическая культура, грамматическая, фонетическая и орфоэпическая правильность речи.
— Простота и лаконичность, преодоление штампов и канцеляризмов.
— Образность и выразительность речи.
— Оптимальность выбранного стиля речи.
Педагогическая техника:
— Техника речи: дыхание, голос, дикция.
— Быстрота речи, оправданность пауз, интонации.
— Внешний вид педагога (осанка, мимика, одежда).
— Роль мимики в установлении контакта и общении.
— Непринужденность, сдержанность, эмоциональность, естественность жеста и др.
— Педагогическая культура преподавателя, воспитательное и развивающее влияние личности педагога на сознание и поведение студента.
Примерная схема планирования лекции.
Дата роведения.
Тип лекции: по дидактическим целям, по способу проведения.
Тема лекции.
Тематические цели лекции (образовательные, развивающие и воспитательные).
Оборудование (наглядность, аудиовизуальные средства).
План лекционного занятия,
Краткое содержание лекции с указанием приемов активизации студентов.
Способы ориентации студентов на самостоятельную работу.
Примерная схема планирования семинарского занятия.
Дата проведения семинара.
Вид семинарского занятия.
Название темы семинара.
Дидактические цели (задачи) семинара: образовательные, развивающие и
воспитательные.
План семинарского занятия.
Методы работы со студентами.
Оборудование занятия (наглядный материал, литература).
Задание студентам на самостоятельную работу.
Критерии оценки ответов студентов на семинаре.
1. Полнота и конкретность ответа.
2. Последовательность и логика изложения.
3. Связь теоретических положений с практикой.
4. Обоснованность и доказательность (аргументация) излагаемых положений.
5. Наличие качественных показателей и статистических данных.
6. Иллюстрация ответов историческими фактами, примером из личного опыта
7. Культура речи.
8. Использование наглядных средств обучения.
Примерная схема подготовки и проведения консультации со студентами.
1. Определить студентов, нуждающихся в оказании педагогически целесообразной помощи в их самостоятельной работе при решении задач теоретического или практического характера, или проявляющих повышенный интерес к учебному предмету.
2. Определение вида консультации и формы проведения (индивидуальная, групповая, по желанию студентов, по инициативе преподавателя, обязательная консультация).
3. Подготовка преподавателя и студентов к консультации:
• постановка задач и выбор содержания (ликвидация пробелов в знаниях, помощь в самостоятельной работе, знакомство с требованиями, предъявляемыми к рефератам, к зачетам, экзаменам и т. д.)
• приучение студентов к мысли, что к консультации надо готовиться (прорабатывать конспект, литературу, задавать вопросы по существу);
• пробуждение у студентов стремления к углублению знаний.
4. Содержание и методика проведения консультаций:
• разъяснение способов действий, приемов самостоятельной работы по конкретному материалу;
• ориентация студентов на объем работы, который необходимо выполнить, и целесообразные способы работы;
• повторное разъяснение учебного материала, наиболее сложного и трудного для усвоения,
• показ причинно-следственных связей, раскрытие
закономерностей в содержании учебного материала;
• ориентация сильных студентов на углубленное изучение материала, выходящего за рамки учебной
Методическaя работа
В период практики студенты участвуют в заседаниях педагогического (методического) совета, предметно-цикловой комиссии, анализируют их работу.
Вопросы для анализа работы педсовета:
1 Соответствует ли тема педагогического совета основным направлениям модернизации системы среднего профессионального образования на современном этапе?
2. Какова форма проведения педсовета?
3 Варианты выступлений преподавателей
4. Как соблюдается регламент?
5. Отражается ли в выступлениях основная проблематика педсовета?
6. В какой форме преподаватели высказывают свои суждения
7. Временные рамки проведения педсовета.
8. Реакция аудитории на выступление коллег.
9. В какой форме предлагается проект решения педсовета?
10. Чье выступление понравилось больше и почему?
11. Чей позитивный опыт для вас стал наиболее ценным?
12. Предложите свой вариант выступления.
Вопросы для анализа заседания предметно-цикловой комиссии:
1. Каковы характер и основные направления деятельности ПЦК
2. Как в заседании конкретной ПЦК реализуется принцип коллегиальности работы преподавателей?
3. Тематика выступлений преподавателей, проблемность и актуальность.
4. Формы представления преподавателями своей работы (выступление с докладом, использование наглядных материалов, дополнения к выступлениям и т.п).
5. Варианты участия каждого преподавателя-члена ПЦК в заседании.
6. Роль председателя ПЦК на наблюдаемом заседании.
7. Какая форма проведения ПЦК использована им Временные рамки проведения заседания.
8. Какие проблемы по активизации работы преподавателей стоят перед председателем