Преподаватель как творческая личность на занятии (лекции/ семинаре)

• Знание материала лекции (семинара), обоснованность выбора технологии его проведения.

• Творческий характер деятельности преподавателя, наличие педаго­гической импровизации.

• Настойчивость в достижении цели.

• Эффективное сопровождение познавательной деятельности сту­дентов.

• Психолого-педагогическая наблюдательность.

• Умение работать и общаться с коллективом и отдельными учащимися.

• Педагогическая компетентность

Педагогический такт

Качество речи преподавателя.

— Логика изложения материала.

— Лексическая культура, грамматическая, фонетическая и орфоэпи­ческая правильность речи.

— Простота и лаконичность, преодоление штампов и канцеляризмов.

— Образность и выразительность речи.

— Оптимальность выбранного стиля речи.

Педагогическая техника:

— Техника речи: дыхание, голос, дикция.

— Быстрота речи, оправданность пауз, интонации.

— Внешний вид педагога (осанка, мимика, одежда).

— Роль мимики в установлении контакта и общении.

— Непринужденность, сдержанность, эмоциональность, естествен­ность жеста и др.

— Педагогическая культура преподавателя, воспитательное и разви­вающее влияние личности педагога на сознание и поведение студента.

Примерная схема планирования лекции.

Дата роведения.

Тип лекции: по дидактическим целям, по способу проведения.

Тема лекции.

Тематические цели лекции (образовательные, развивающие и воспитательные).

Оборудование (наглядность, аудиовизуальные средства).

План лекционного занятия,

Краткое содержание лекции с указанием приемов активизации студентов.

Способы ориентации студентов на самостоятельную работу.

Примерная схема планирования семинарского занятия.

Дата проведения семинара.

Вид семинарского занятия.

Название темы семинара.

Дидактические цели (задачи) семинара: образовательные, развивающие и

воспитательные.

План семинарского занятия.

Методы работы со студентами.

Оборудование занятия (наглядный материал, литература).

Задание студентам на самостоятельную работу.

Критерии оценки ответов студентов на семинаре.

1. Полнота и конкретность ответа.

2. Последовательность и логика изложения.

3. Связь теоретических положений с практикой.

4. Обоснованность и доказательность (аргументация) излагаемых положений.

5. Наличие качественных показателей и статистических данных.

6. Иллюстрация ответов историческими фактами, примером из личного опыта

7. Культура речи.

8. Использование наглядных средств обучения.

Примерная схема подготовки и проведения консультации со студентами.

1. Определить студентов, нуждающихся в оказании педагогически целесообразной помощи в их самостоятельной работе при решении задач теоретического или практического характера, или проявляющих повышенный интерес к учебному предмету.

2. Определение вида консультации и формы проведения (индивидуальная, групповая, по желанию студентов, по инициативе преподавателя, обязательная консультация).

3. Подготовка преподавателя и студентов к консультации:

• постановка задач и выбор содержания (ликвидация пробелов в знаниях, помощь в самостоятельной работе, знакомство с требованиями, предъявляемыми к рефератам, к зачетам, экзаменам и т. д.)

• приучение студентов к мысли, что к консультации надо готовиться (прорабатывать конспект, литературу, задавать вопросы по существу);

• пробуждение у студентов стремления к углублению знаний.

4. Содержание и методика проведения консультаций:

• разъяснение способов действий, приемов самостоятельной работы по конкретному материалу;

• ориентация студентов на объем работы, который необходимо выполнить, и целесообразные способы работы;

• повторное разъяснение учебного материала, наиболее сложного и трудного для усвоения,

• показ причинно-следственных связей, раскрытие
закономерностей в содержании учебного материала;

• ориентация сильных студентов на углубленное изучение материала, выходящего за рамки учебной

Методическaя работа

В период практики студенты участвуют в заседаниях педагогического (методического) совета, предметно-цикловой комиссии, анализируют их работу.

Вопросы для анализа работы педсовета:

1 Соответствует ли тема педагогического совета основным направлениям модернизации системы среднего профессионального образования на современном этапе?

2. Какова форма проведения педсовета?

3 Варианты выступлений преподавателей

4. Как соблюдается регламент?

5. Отражается ли в выступлениях основная проблематика педсовета?

6. В какой форме преподаватели высказывают свои суждения

7. Временные рамки проведения педсовета.

8. Реакция аудитории на выступление коллег.

9. В какой форме предлагается проект решения педсовета?

10. Чье выступление понравилось больше и почему?

11. Чей позитивный опыт для вас стал наиболее ценным?

12. Предложите свой вариант выступления.

Вопросы для анализа заседания предметно-цикловой комиссии:

1. Каковы характер и основные направления деятельности ПЦК

2. Как в заседании конкретной ПЦК реализуется принцип коллегиальности работы преподавателей?

3. Тематика выступлений преподавателей, проблемность и актуальность.

4. Формы представления преподавателями своей работы (выступление с докладом, использование наглядных материалов, дополнения к выступлениям и т.п).

5. Варианты участия каждого преподавателя-члена ПЦК в заседании.

6. Роль председателя ПЦК на наблюдаемом заседании.

7. Какая форма проведения ПЦК использована им Временные рамки проведения заседания.

8. Какие проблемы по активизации работы преподавателей стоят перед председателем

Наши рекомендации