Педагогическая техника (по А.П. Чернявской)

Педагогическая техника наряду с направленностью, знаниями и способностями является одним из компонентов авторской педагогической технологии.

Выделяются две группы компонентов педагогической техники:

1. Умение управлять собой:

– владение своим телом (физическое здоровье, выносливость, способ­ность контролировать мимику и пантомимику и использовать их для достижения целей обучения и воспитания);

– управление эмоциональным состоянием (ровный положительный эмоциональный фон настроения, умение не накапливать отрицатель­ные эмоции, способность выражать эмоции и использовать их в своих целях);

– социальная перцепция (внимание, воображение, социальная чувстви­тельность - умение почувствовать настроение другого человека, по­нять его причины и принять его);

– техника речи (постановка голоса, дыхания, управление темпом и тем­бром речи).

2. Умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач:

– дидактические умения;

– организаторские умения (в т.ч. режиссерские);

– коммуникативные умения (в т.ч. невербальное общение);

– техника предъявления требований (на основе гуманно-личностного подхода);

– техника оценивания (поощрения и порицания) и др.

Соотношение педагогической техники и мастерства описано в п. 2.3.

Высокий уровень педагогического мастерства включает следующие умения (Д. Ален, К. Раин):

• Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в част­ности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебно­го материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).

• Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала (привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

• Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

• Использование пауз или невербальных средств коммуникации (изгляда, мимики, жестов).

• Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

• Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

• Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

• Использование задач дивергентного типа (с возможными различ­ными вариантами решения) с целью стимулирования творческой активности.

• Определение сосредоточенности внимания, степени включенно­сти ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения.

• Использование иллюстраций и примеров.

• Мастерское чтение лекций.

Каждый из Учителей года обладает индивидуальным мастерством, имеет свой уникальный, непов­торимый опыт раскрытия творчес­ких способностей своих подопеч­ных. Но есть и объединяю­щие всех «надпредметные» особенности. Во-первых, это непрерывное педагогическое творчество: эти учителя сами создают что-то новое, реализуют свои способности, постоянно совершенствуются, обязательно выходят за рамки урока. Во-вторых, для Учите­лей года нет бесталанных детей ивсе его подопечные успешны. И, в-третьих, Учитель года – всегда одухотворенный человек, он счастлив и свободен в своей самореализации, самовы­ражении. Школа для него – жизнь, он всегда в движении вперед, к но­вому.

Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90» А.Е. Сутормина

Нравственность – это разум сердца.

Г. Гейне

Педагогическая техника (по А.П. Чернявской) - student2.ru Александр Евгеньевич Сутормин (р. 1965) – учитель-словесник Поповской средней школы Чернского района Тульской области. Первый «Учитель года» в стране.

Главная цель: формирование нравственности через изучение литературы.

Особенности концепции

v Самый страшный дефицит сегодня – это дефицит нравственности.

v Нравственные законы сформулированы тысячелетия назад.

v Заповеди христианства: «Почитай отца и мать твоих», «Будь добрым», «Не делай зла», «Плати добром за добро и справедливостью за зло», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не лги, не хитри, не двуличествуй» («Не лукавь»), «Будь честен» («Не укради»), «Будь справедлив», «Будь скромен» («Не гордись»), «Не завидуй», «Трудись» («Не ленись»), «Проявляй заботу о больных и слабых», «Заботься о младших», «Умей отвечать за свои поступки».

v «Чело­век с чистой совестью – это тот, кто вобрал в себя нормы и законы человечности, выстра­данные и выношенные всем че­ловечеством, кто со-ведает этот опыт и может с ним со-ведоваться, когда совершает свой выбор, принимает свои реше­ния в жизни» (В. Тендряков)

v «Совесть – таинственное свой­ство человеческой души, ме­шающее ему оскотиниться» (Ф. Искандер).

v Учитель словесности должен иметь собственное лицо, остро ощущать и нести ребятам свою неудовлетворен­ность, свою боль, свое стремление к ис­тине, к добру, красоте.

Наши рекомендации