Методики изучения ученического коллектива
Методика «Сколько голов, сколько умов?»
(Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович ИЛ. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М, 1988.- С. 151-155).
Цель:определение уровня ценностно-ориентационного единства класса (учебной группы).
Инструкция:«Вам сейчас будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это - явление естественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «-», если не согласны».
ПОСЛОВИЦЫ
1. Бедность - не порок.
2. Гусь свинье не товарищ.
3. Время - деньги.
4. Всяк сверчок знай свой шесток.
5. Говорить правду - терять дружбу.
6. Горбатого могила исправит.
7. Дают - бери, бьют - беги.
8. Две собаки грызутся - третья не приставай.
9. Дела не делает, а от дела не бегает. .
10. Дело не волк - в лес не уйдет.
11. Дружба - дружбой, а служба - службой.
12. Друзья познаются в беде.
13. Золото и в грязи блестит.
14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
15. Моя хата с краю, ничего не знаю.
16. Не в деньгах счастье.
17. Не в свои сани не садись.
18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
19. Не место красит человека, а человек - место.
20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
21. Правда - хорошо, а счастье - лучше.
22. Простота хуже воровства.
23. Работа дураков любит.
24. Риск - благородное дело.
25. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.
26. С волками жить - по-волчьи выть.
27. Своя рубашка ближе к телу.
28. Скупость - не глупость.
29. Старый друг лучше новых двух.
30. Стыд - не дым, глаза не выест.
31. С кем поведешься, от того и наберешься.
32. Руби дерево по себе.
33. Худой мир лучше доброй ссоры.
34. Что наша честь, если нечего есть.
35. Чужое добро впрок нейдет.
36. Яблоко от яблони недалеко падает.
37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.
38. Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Обработка полученных данных.Ответы учащихся сво-я в общую таблицу.
Сводная таблица мнений учащихся
N.. П/П | Учащиеся | Номер пословицы | |||||
Сумма | |||||||
Антонова | + | - | + | - | |||
Куланова | - | + | + | + | |||
Итого (к) | |||||||
В% |
В строку «Итого» записывается максимальное число совпавших мнений учащихся о справедливости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоге результат записывается число 18. Показателем ценност-iici ориентационного единства (ЦОЕ) является степень совпадении оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. | »м 1 читается высоким, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (число опрашиваемых). Это означает, что пня, этические суждения школьников совпадают.
16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: Метод, пособие/Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. -Рыбинск, 1993. -54с.
17. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. - Новое в жизни, науке, технике / А.А. Леонтьев // Педагогика и психология. - № 1. -М.: Знание, 1979.
18. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. • М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.
19. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс /Пер. с нем под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. -М.: Аспект Пресс, 1995. - 318 с.
20. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов /Подред. В.М.Коротова.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
21. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 355 с.
22. Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: Опыт экспериментального исследования / Н.И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981. -144 с.
23. Никитина, Е.Д. Конструктивная деятельность тренера: Автореф. дис. ... канд.пед.наук/Е.Д. Никитина. - М., 1983.- 24 с.
24. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. уч. заведений /И.Я. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тара-севич и др.; Под ред. И.Я. Зазюна. — М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
25. Педагогика. Учебное пособие для ин-moe физ. культуры /Под ред. Белорусовой В.В., Решетенъ И.Н. - М..: Физкультура и спорт, 1986.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
28. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 576 с.
29. Петунии, О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры /О.В. Петуния. - М., 1980.-112 с.
30. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений I И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996.-432 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова, Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива: Лекции для студентов ИФК/Д.Я. Богданова. -Л: ГДОИФКим.П.Ф.Лесгафта, 1977.- 42с.
2. Бардовская, КВ. Педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бардовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 304 с.
3. Белорусова, В. В. Воспитание в спорте. / В.В. Белорусова. -М.: Физкультура и спорт, 1974. -118 с.
4. Белорусова, В. В. Основы профессионально-педагогического мастерства преподавателя (тренера): Конспекты лекций./ В.В. Белорусова, А.В. Романова, Б.А. Карпушин. -Л.: ГДОИФК, 1988. -32 с.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.-128 с.
6. Головин, И.Л. Профессиональное самовоспитание тренера: Учебное пособие/ И.Л. Головин, Е.Д. Никитина. - Малаховка: Московский областной госуд. ин.-т физич. культуры, 1989.- 54 с.
7. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / К К. Голубев, Б.П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. -160с.
8. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Дер-кач, А.А. Исаев - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
9. Елканов, СВ. Профессиональное самовоспитание учителя /СВ. Елканов. — М.: Просвещение, 1986. - 143с.
10. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Физическое воспитание»/Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987.- 287 с.
11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя /В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987.
12. Карпушин, Б.А. Педагогические основы воспитательной деятельности при занятиях физической культурой и спортом: Учебное пособие/Б.А. Карпушин.-СПб.: СПбГАФКим.П.ФЛесгафта, 2003-99с.
13. Карпушин, Б.А. Спортивный коллектив, его особенности и условия формирования: Лекция/Б.А. Карпушин- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995.- 30 с.
14. Карпушин, Б.А. Основные понятия и положения курса «Педагогические основы воспитательной деятельности»: Учебное пособие/ Б.А. Карпушин, Э.И. Белогородцёва, О.И. Дранюк. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.-24с.
15. Кочетов, А.И. Педагогическая диагностика в школе /A.M. Кочетов, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Верцинская и др. — Минск: Нар.асвета, 1987. - 223 с.
31. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. - М.: Знание, 1987- 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1.).
32. Прохорова, М.В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. due. ... канд.пед.наук / М.В. Прохорова. - М., 1974. - 19 с.
33. Прохорова, М.В. Воспитательный потенциал греко-римской борьбы: Учебное пособие/ М.В. Прохорова, А.Г. Семенов, И.Д. Посошков. - СПб.: СПбГУЭФ, 1998.- 249 с.
34. Решетень, КН. Особенности педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту: Метод, разработки для студентов/ИМ. Решетень, Е.Д. Никитина. -М., 1984. -32 с.
35. Решетень, И.Н. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры / И.Н. Решетень, ИХ. Кобер, М.В. Прохорова, И.Т. Абдулов. -Алма-Ата: Радан, 1990. - 64 с.
36. Решетень, И.Н. Специфика педагогической деятельности тренера ДЮСШ и учителя физической культуры: Учебное пособие для студентов/И.Н. Решетень, М.В. Прохорова -М: ГЦОЛИФК, 1976.- 31 с.
37. Решетень, И.Н. Проблемы спортивной педагогики. Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива: Методические разработки для студентов институтов физической культуры /И.Н. Решетень, М.И. Фролова. -М., 1980.- 23 с.
38. Романова, А.В. Мастерство воспитателя - специалиста по физической культуре: Учебное пособие/ А.В. Романова, О.И. Дра-нюк. - СПб.: СПбГАФКим. П.Ф. Лесгафта, 1999.- 34с.
39. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя / М.И. Станкин. - М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
40. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.- 368 с.
41. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций / М.И. Станкин. - М.: Инст-т практ. психологии, 1996. — 296 с.
42. Стефановская, Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. - М.: Издательство «Совершенство», 1998,- 368 с.
43. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина- М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
44. Тер-Ованесян, А.А. Педагогика спорта / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. - Киев: «Здоровья», 1986.-128 с.
45. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. -М.: Педагогика, 1990. - 144с.