I.3. Методические рекомендации к проведению физических занятий на улице

В старшей и подготовительной группах детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе; поэтому на методике и организации третьего физкультурного занятия следует остановиться подробнее. Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности. На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр.

В условиях зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д. Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки. Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры — ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом — у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру. С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю» и т. д.

I.4. Физическое воспитание дошкольника

Наблюдая за здоровыми детьми, можно заметить, что они постоянно находятся в состоянии двигательной активности. Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и имеют оздоровительное значение. Недостаток двигательной активности может привести к патологическим изменениям нервной системы. Активные занятия физическими упражнениями, в частности аэробикой, равномерно включают в работу все группы мышц, суставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика, прежде всего, имеет оздоровительную функцию. Занятия ритмикой с детьми носят игровой характер, что приносит им радость, у них возникает желание совершенствовать свое тело. В противном случае цель не будет достигнута. На занятиях ритмикой обязательно звучит музыка. Используется как инструментальная, так и вокальная: песни, музыка из кинофильмов, мультфильмов. Основное требование - это ритмичность и эмоциональность.

Структура ритмической гимнастики.

1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: - упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги) - упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед) - упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: - упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения) - упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи) - упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием) - упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)

3. Упражнения на растягивание: - в полуприседе для задней и передней поверхности бедра - в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра - в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины - стоя для грудных мышц и плечевого пояса

4.Ходьба: - размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.) - сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметрич-ными). - ходьба с хлопками - ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу) - основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике

5. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

6. Подскоки и прыжки: - на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны) - с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд) - сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат. Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль.

Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания. В возрасте 5—6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности. Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно). Упражнения в основных движениях подбираются с учетом анатомо-физиологических особенностей детей двух — семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия и задерживает дыхание, а также длительные висы, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д. Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка. Не желательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

Рассмотрим особенности выполнения основных движений.

Ходьба

Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам всех возрастных групп рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Бег

Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге несколько отличается, чем при ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше. Начиная с пяти лет, основная цель в обучении бегу состоит в том, чтобы приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносить вперед — вверх, руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно. Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, как лошадка, бег с переступанием через предметы (кубики, мячи, шишки и т. д.), бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 70—80 см друг от друга). В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка. Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Равновесие

Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Детям трех-четырех лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами, по доске или бревну, положенными на полу или на земле. В старшей группе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опоре, выполнение на ней заданий с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий; поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям. Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными двигательными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться на 180°, переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна, ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка).

Лазание и ползание

Упражнения в лазании и ползании полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях. Перед детьми 6—7 лет ставятся более повышенные тре­бования: выполнение попеременного шага в лазаний по гимнастической стенке, правильная координация движений.

Прыжки

Прыжки способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей, совершенствованию координации движений, воспитанию ловкости и смелости. Однако следует помнить, что при неумелой организации прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендованных требований в отношении высоты прыжка и т. д.) у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие. Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне двигательной подготовленности и развитии опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

Метание

Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте детей обучают метанию предметов на дальность и в цель с места. При метании предмета правой рукой ребенок поворачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска вес туловища переносят на левую ногу. В дошкольных учреждениях установлена чёткая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания на основе принципа всестороннего гармонического развития личности

Предметное оснащение

В поисках путей и средств повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях, прежде надо предусматривать оснащение занятий всеми необходимыми пособиями и физкультурным оборудованием. В спортивном зале необходимы :

мячи (массажные, теннисные, для игры в пинг-понг),

обручи двух размеров; изготовлены: новый мат, маленькие маты для прыжков,

дорожка для ходьбы и дорожка для развития равновесия «змея»; современные физкультурные атрибуты. На стенах зала должны быть нарисованы картины, которые помогают при проведении занятий: это мишени для метания мешочков с песком или мячей, рисунки, помогающие малышам проникнуться атмосферой спорта. В стены вкручены крючки для волейбольной сетки, в потолок - для прыжков в высоту. Также привязана верёвка с палочками на высоте 1,8 м для развития осанки, мышц спины и рук.

Необходимо крупное оборудование - кубы, дуги, гимнастические доски, наклонные лестницы и т. д.

Вывод.

Содержание физического воспитания в дошкольных учрежде­ниях по-прежнему носит классический характер. Но вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровле­нию, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры в новых интерпретациях.

В качестве одного из видов воспитания- физическое воспита­ние представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направ­ленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими обще­педагогическими принципами и т. д.).

Однако физическое вос­питание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания.

Они заключаются, главным об­разом, в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, проте­кающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность.

Руководствуясь принципами и данными методическими подхо­дами, можно полностью раскрыть свои творческие способности. Повышение уровня профессионального мастерства каждого инструктора, умение анализировать свою работу, твор­чески подходить к выбору методов воспитания, естественно, улуч­шит воспитательно-образовательную деятельность дошкольных уч­реждений.

Сегодня, как никогда, от инструктора по физической культуре требуется выработать новое педагогическое мышление, в процессе всей сво­ей деятельности постоянно исходить из интересов малыша, его дальнейшего развития в полноценного члена общества.

Заключение

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые строятся в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях спо­собствует формированию у детей хорошего телосложения, профи­лактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Список литературы.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость М.: Просвещение, 1981 – 94с Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста М.: Владос, 2001 – 172с. Кинеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1985 – 264с. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в ДОУ.М.: ACADEMA, 2002 – 313с. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка – Пресс, 2000 – 292с. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил. Ноткина Н.А. Оценка физического развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб.: изд-во «Акцидент», 1999 – 32с. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1995. Пензулаева Л.К. Физкультурные занятия с детьми 3 – 4 лет. М.: Просвещение, 1986 – 140 с. Пензулаева Л.К. Физкультурные занятия с детьми 4 – 5 лет. М.: Просвещение, 1986 – 152 с. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М., Мозаика – Синтез, 2000 – 251с. Рунова М.А. Движение день за днём М., Линка-Пресс, 2007 – 94с. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. Хухлаева Г.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1994. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.


Наши рекомендации