Темы для самостоятельного изучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема. | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. | Опишите наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. | Выполнение тестов | ||
Семейное воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии | Конспектирование статей: « Ребёнок с отклонениями в развитии в семье» «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи» «О некоторых формах работы с родителями» Литература: Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова «Если ваш ребёнок отстаёт в развитии». – М.,1993. Миронова С.А. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи». М., 1987 | Выполнение тестов | ||
Воспитание ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи в семье. | Конспектирование статьи: Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей и развития фонематического слуха. (Комплексы упражнений) Литература. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М.,1966. | Выполнение тестов | ||
Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи. | Конспектирование статей:: «О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии// Дефектология. – 1998 - № 4. «Влияние позиции родителей на раннее развитие ребёнка»// Дефектология. – 1991. - №3. | Выполнение тестов | ||
Воспитание ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом в семье | Составить программу психомоторного и речевого развития детей с ДЦП. | Выполнение тестов | ||
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией. | § Участие родителей в коррекционной работе по развитию фонетически правильной речи: развитие движений мягкого неба. § Участие родителей в коррекционной работе по развитию фонетически правильной речи: устранение назального оттенка. § Участие родителей в коррекционной работе по развитию фонетически правильной речи: постановка звуков. § Участие родителей в коррекционной работе по развитию фонетически правильной речи: развитие фонематического восприятия. § Составить индивидуально ориентированную программу специальной помощи семьи ребёнку с данным видом речевой патологии. | Выполнение тестов | ||
Семейное воспитание детей с заиканием. | Совместная работа логопеда, психоневролога, психолога, педагога и семьи в реабилитации заикающихся детей с различными формами проявления данной речевой аномалии. - Подготовить текст беседы с родителями и воспитателями «О заикании детей». | Выполнение тестов | ||
Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией. | Составление конспекта статей: 1. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №4. 2. Николаева С.М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников. // Дефектология.-1995.-№3.-С.61. | Выполнение тестов |
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль, 2003.
2.Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М.: Владос, 2003.
3.Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособие для студ.пед.вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина. - 3.изд.,перераб. - М. : Академия, 2004. Гриф
4.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1-2. - С. 44-49.
5.Зверева ОЛ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие. - 2-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2000.
6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2002.
7.Куцаева Л.В., Мерзлякова С.И., Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Владос, 2002.
8.Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 703 с. : ил. - (Серия "Коррекционная педагогика"). - ISBN 978-5-691-01357-7 [Гриф МО]
9.Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - (Б-ка учителя-дефектолога). - Кн. 3 : Системные нарушения речи : Алалия. Афазия / [авт.-сост. С. Н. Шаховская, М. К Шохор-Троцкая]. - 2007. Гриф
10.Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032000-Спец. дошк. педагогика и психология, 031500-Тифлопедагогика и др. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 408 с. Гриф
11.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2003.
12.Прищепова И. В.Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова. - СПб. : КАРО, 2005
13.Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2003.
14.Сазонова С. Н.Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология, 03200 - Спец. дошк. педагогика и психология / С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия,2005 2007.Гриф
15.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2000.
16.Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Академия, 2002. - 312 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0558-3 [Гриф] : 88-57; 94-05.
17.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.
18.Специальная педагогика : учеб.пособие для студ.пед.вузов / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. - 2.изд.,стер. - М. : Академия, 2000, 2001 ,2002, 2004, 2005. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0835-3 [Гриф] : 108-57.
19.Специальная семейная педагогика : семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / [Борисова Н. А. и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М. : ВЛАДОС, 2009. Гриф
20.Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО - Пресс, 2000.
21.Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей / пер. с англ. - М.: Теревинф, 2001.
22.Юртайкин В.В., Жиянова Я. Семейный педагог... Каковы его функции? //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 91-103.
4.2. Дополнительная литература
1.Вершинин, В. Десять «золотых» способов воспитания [Текст] / В. Вершинин // Домашнее воспитание. – 2004. - №6. – С.21-25.
2.Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, речевых способностей. - М., 2003.
3.Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, А.Е. Жичкина и др. – М., 2002.
4.Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т.П. Елисеева / Под ред. М.М. Ярмолинской. – Минск, 2004.
5.Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. – М., 2004.
6.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
7.Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б. Михнева // Логопед в детском саду. – 2006. - №4. – С.56-61.
8.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2000.
9.Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой.-М., 2003.
10.Рожков, М.И. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – Ярославль, 2002.
11.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход: Учеб. Пособие .-М. Академия, 2003.
12.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо - Пресс, 2001.
13.Технологии семейного воспитания [Текст] // Г.К. Селевко Г.К. / Энциклопедия образовательных технологий: Т.2. – М., 2006. – С.260-274.
14.Тюрина, Н. Формирование компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Тюрина // Детский сад от А до Я. – 2007. - №2. – С.122-128.
15.Федонина, И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка [Текст] / И.А. Федонина // Журнал прикладной психологии. – 2002. - №2. – С.55-64.
16.Черкасова, Е.Л. О коммуникативных умениях учителя-логопеда [Текст] / Е.Л. Черкасова // Дефектология. – 2005. - №6. – С.28-32.
Литература для самостоятельного изучения
1. Аксенова, Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 69-72.
2. Аксёнова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3 лет / JI.И. Аксёнова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В.Шкадаревич // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 3–27.
3. Борисенко, М.Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста : Методическое пособие / М.Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.В. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. – СПб.: «Паритет», 2002. – 64 с.
4. Бурдыко, Л.Ф. Основные принципы разработки содержания программы ранней комплексной помощи детям, обучающимся в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Л.Ф. Бурдыко. – Дэфекталогiя. – 2007. – С. 44 – 46.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
6. Волосова, Е.Б. Раннее детство : познавательное развитие : метод. пособие /Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина. – М., 1993.
9. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Псіхалогія. – 1995. – Вып. 1. – С. 55-77.
10. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 1999.
11. Галигузова, Л.Н. Ранний возраст: развитие процессуальной игры / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 41-47.
12. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М., 2002.
13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития; под ред. Е.А. стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
14. Джонсон-Мартин, Н. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Н. Джонсон-Мартин и [др.] / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб: Санкт-Петербуржский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 335 с.
15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : Сб. метод. рекомендаций – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 239 с.
16. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Спб: Речь, 2008.
17. Зайцева, Л.А. Раннее выявление отклонений в развитии детей/ Л.А. Зайцева, О.В. Доронин //Дэфекталогія. – 2007. – № 5. – С. 23-29.
18. Инструкция о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития // Зборнік нарматыуных дакументау Мінестэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – №16. – С. 3-11.
19. Калинина, Е.М. Концептуальная модель ранней коррекционно-педагогической помощи детям в Республике Беларусь / Е.М. Калинина // Дэфекталогiя. – 2004. – №4. – С.48-56.
20. Кожевникова, Е.В. Что такое раннее вмешательство / Е.В. Кожевникова и [др.] // Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост.:Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Аспект, 2005. – С. 121-126.
21. Кожевникова, Е.В. «Абилитация младенцев» – первая программа раннего вмешательства / Е.В. Кожевникова, Л.А. Чистович // Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост.:Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Аспект, 2005. – С. 126-129.
22. Корнев, А.Н. Основные показатели психической зрелости в раннем возрасте и признаки риска / А.Н. Корнев // Cовременные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств : Метод. материалы научно-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посв. памяти проф. Н.Н. Трауготт: отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – С. 268-279.
23. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания : метод, пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд. – М., 2004.
24. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трёх лет с особенностями психофизического развития : пособие для педагогов-дефектологов / Е. А. Винникова [и др.] ; под ред. М. В. Былино, Ю.Н. Кисляковой. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2009. – 136 с.
25. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: программа и метод. рекомендации / авт.-сост. Ю.В. Жаврид. – Минск, 2000.
26. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста; под ред. Н.В. Серебряковой. – Спб: Речь, 2005.
27. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В. И. Лубовский // Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост.: Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – С. 110-115.
28. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск : Науч.-метод.центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.
29. Ляксо, Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 190 с.
30. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 304 с.
31. Мюнхенская функциональная диагностика развития / Т.Хелльбрюгге, Ф. Лайоси, Д. Линара и др. – Мн., 1997.
32. Обучение и воспитание детей в условиях центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; уч.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и [др.]. – Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – 144 с.
33. Павлова, Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л.Н. Павлова. – М., 1986.
34. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М., 1986.
35. Питерси, М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна / М. Питерси, Р. Трилор. – М. : Ассоциация «Даун Синдром», 2001.
36. Питерси, М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р.Трилор ; пер. с англ. М., 1998. – Кн. 3-8.
37. Психолого-педагогическая диагностика. Ранний возраст: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Кастюк, В.А. Шинкаренко. – Мн., 2005.
38. Разенкова, Ю.А. Выявление проблем в развитии детей раннего возраста/ Ю.А. Разенкова, Ю.Ю. Коваленко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №2. – 2008. – с. 54 – 60.
39. Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в Доме ребёнка / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 57-63.
40. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей: Методические рекомендации / Авт.-сост. Т.А. Григорьева и [др]. – Мн. : НИО, 2000. – 69 с.
41. Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития : уч.-метод.пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
42. Степура, Н.А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии / Н.А. Степура, Л.Ф. Бурдыко, И.А. Носко. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 147 с.
43. Стребелева, Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей / Е.А. Стребелева. – Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 70-73.
44. Сулеменова, Р.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии / Р.А. Сулеменова // Дефектология. – 1999. – № 3. –С. 58-64.
45. Сулеменова, Р. А. О создании системы ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития / Р.А. Сулеменова // Дефектология. –2001. – № 1. – С. 69-75.
46. Филиппович, И.В. Технология консультирования семей по проблемам развития ребёнка раннего возраста: учеб.-метод, пособие / И.В. Филиппович. – Минск : Веды, 2001.
47. Шматко, Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 11-17.
48. Юртайкин, В.В. Организация ранней помощи детям – структура, содержание, формы / В.В. Юртайкин и [др] // Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост.: Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М. : ООО «Аспект», 2005. – С. 136-141.