В-4. Развитие представления о предмете дидактики. Гербарт

ДИДАКТИКА

В-1. Объект –личность обучающегося, сфера образов. Деят-ти, где имеет место элементы обучения.

Предмет –её сущностное положение (закономерности обучения, принципы, методы, технология).

Цель – Взаимопомощь (В танго танцуют вдвоем!)

Задачи:

1) Мировоззренченская –взгляд на окруж. Мир;

2) Познавательная –способствует формированию знаний, умений, компетенций;

3) Развивающая –развитие псих. факторов (мышление, память);

4) Выраотка псих. готовности –применение умений, знаний. Уверенность. Готовность.

Самообразовательная.

В-2. Понятие «дидактика» и её задачи

Дидактика— это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: "Чему учить?" и "Как учить?". Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, среди которых есть и весьма существенные, например, "Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?", "Кого учить?", "Для чего учить?" и "Где учить?".

Итак, дидактика — это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Здесь важно то, что это — одна из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов,средств обучения "на глазок". Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

Дидактика –часть педагогики, обосновывающая методы эффективного обучения студентов. «Искусство обучения».

ЗАДАЧИ:

1). Генеральная – приобщение обучающегося к социокультурным интересам;

2). Специальные как т. обучения – опред. цели обучения; объём и содержания; выработка методик; формир. Условий;

3). Технологич-кие – обучать и строить.

В-3. Общая хар-ка дидактики Яна Амоса Коменского

Любая педагогическая система определяется взаимосвязанностью. Каменский сразу определяет цель воспитания – учить всех всему, что надобно для настоящей и будущей жизни. Что бы достигнуть этой цели он ставит 3 задачи:

1.познать мир(умственное воспитание)

2.научиться управлять собой(нравственное воспитание)

3.исполняться благочестием(религиозное воспитание, духовное).

Основу воспитания он видел в природе. Он говорит, что человек – часть природы, это микрокосм в макрокосме. Человек – это часть природы, которая живет и развивается по законам природы, поэтому воспитывать человека нужно в соответствии с этим же законами.

Учителя сравнивал с садовником, который с заботой выращивал цветы (учеников)

Дидактические взгляды:

Все средства воспитания должны быть природосообразными. Основной метод обучения и воспитания – метод наблюдения. Метод наблюдения он превратил в метод обучения. Вопросы обучения и воспитания он рассматривал в единстве, образованию предал широкий, универсальный характер на основе родного языка, а затем латинского. Он считал, что обучение должно начинаться с малых лет. А учебный материал должен соответствовать возрасту. Он считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперед от известного к неизвестному, от целого к частному и т.д. при этом у ребенка надо пробудить интерес.

Требования:

1). Успешность –учить своевременно, развивать мышление, память, речь, руку;

2). Лёгкость –подготовлен разум, от легкого к трудному, не заучивать, а понимать;

3). Основательность –фундаментальность, взаимосвязь, знания должны подкрепляться упраж.;

Быстрота.

Разработаны общепедагогич. принципы:

1) Воспитывающий характер;

2) Связь обучения с жизнью;

3) Соотв. с возрастом.

В-4. Развитие представления о предмете дидактики. Гербарт.

Традиционная дидактическая система связана прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения отпредставления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу 20 века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы.

Наши рекомендации