Примерные практические задания для подготовки

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Составьте комплекс утренней гимнастики для детей разных возрастных групп.

2. Приведите примеры подвижных игр на развитие основных движений и качеств у детей разных возрастных групп.

3. Составьте цикл наблюдений за птицами (возраст детей на выбор), дайте краткое содержание цикла.

4. Приведите примеры игр экологического содержания для детей разных возрастных групп (программное содержание и вид игры).

5. Разработайте план-схему экологической тропы на участке детского сада.

6. Составьте план проведения природоохранительной акции на тему «День Земли» и др.

7. Составьте серию занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства.

8. Зарисуйте последовательность изображения фигуры человека, животного, птицы, дерева, здания и др. объектов; продемонстрируйте разные способы изображения одного и того же объекта.

9. Покажите прием силуэтного вырезания.

10. Покажите способы вырезания предметов округлой формы (симметричной).

11. Составьте искусствоведческий рассказ по одному из видов изобразительного искусства (возрастная группа на выбор).

12. Составьте композицию из элементов народного искусства (дымковской, городецкой, хохломской росписи; мордовской вышивки).

13. Покажите основные музыкально-ритмические движения, формируемые у детей дошкольного возраста.

14. Приведите примеры дидактических игр на обогащение словаря, формирование грамматических навыков детей, воспитание звуковой культуры речи дошкольников.

15. Приведите примеры упражнений артикуляционной гимнастики и упражнений на звукоподражание.

16. Приведите дидактические игры и упражнения на развитие речевого дыхания и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

17. Приведите дидактические игры на ознакомление детей со словом, словесным составом предложения, слоговым строением слова.

18. Подберите игры и игровые упражнения на развитие пространственных представлений у дошкольников. Разработайте конспекты 2–3 дидактических игр с математическим содержанием, подготовьте наглядный материал.

19. Подготовьте речевой материал (стихи, загадки, занимательные задачи, пословицы), который можно использовать для обучения и закрепления знаний дошкольников о числе, цифрах, решения арифметических задач.

20. Подберите или разработайте дидактические игры и игровые упражнения, позволяющие формировать количественные представления у детей 2–3 лет.

21. Подберите серию дидактических и сюжетно-дидактических игр для закрепления знаний о величине предметов (для одной из возрастных групп).

22. Подберите задания для диагностики уровня развития знаний о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.

23. Подберите задания геометрического содержания для «умственной гимнастики» в начале занятия.

24. Подберите игры и занимательные упражнения для закрепления знаний о геометрических фигурах и форме предметов. Разработайте конспект одной из дидактических игр с математическим содержанием, подготовьте наглядный материал.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня и качества подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Задача итоговой государственной аттестации – определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Государственный экзамен «Педагогика и методика дошкольного образования» – вид итоговых аттестационных испытаний студентов, обучающихся по специальности «050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования», наряду с защитой выпускной квалификационной работы.

Итоговый государственный экзамен «Педагогика и методика дошкольного образования» является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом. В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности педагога дошкольного образования определены государственными образовательными стандартами и соотносятся с видами профессиональной деятельности.

Квалификация выпускника – организатор-методист дошкольного образования.

Виды профессиональной деятельности организатора-методиста дошкольного образования: организационно-управленческая, научно-методическая, учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская. Выпускник, получивший квалификацию «организатора-методиста дошкольного образования», подготовлен к решению типовых задач профессиональной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях:

в области организационно-управленческой деятельности:

– руководство работой воспитателей, осуществление планирования, организация, координация и контроль педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения; координирование взаимодействия между представителями педагогической науки и практики; организация просветительской работы для родителей и лиц, их заменяющих;

– формирование у родителей и лиц, их заменяющих, потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей;

– формирование в дошкольном образовательном учреждении сообщества воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоцио­нального благополучия ребенка и педагогического коллектива;

– соблюдение требований безопасности; обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса; организация контроля за результатами обучения, воспитания и деятельностью педагогов;

– консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

в области научно-методической деятельности:

– выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

– анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ; определение перспективных направлений развития педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении; обеспечение методического оснащения образовательного процесса; организация и координирование методической работы;

– повышение квалификации воспитателей, развитие их творческих инициатив, оказание квалифицированной помощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области учебно-воспитательной деятельности:

– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; проведение психолого-педагогической диагностики детей; использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

– воспитание детей дошкольного возраста как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:

– оказание помощи в социализации детям дошкольного возраста;

в области культурно-просветительской деятельности:

– формирование общей культуры детей дошкольного возраста.

Государственный экзамен«Педагогика и методика дошкольного образования» является итоговым междисциплинарным экзаменом по специальности 050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования. Наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, он учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. При оценке соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО проверке подлежат его знания и умения, готовность решать задачи профессиональной деятельности. Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных научных знаний в предметной области. Он не дублирует промежуточные монодисциплинарные экзамены, его содержание формируется на междисциплинарной основе с учетом разделов психолого-педагогических, методических дисциплин и дисциплин предметной подготовки, которые ориентированы непосредственно на деятельность педагога дошкольного образования.

Программа итогового государственного экзамена является единой для всех студентов, независимо от тематики выпускной квалификационной работы.

Порядок проведения итогового государственного экзамена определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и программы государственного экзамена, разработанной высшим учебным заведением.

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по разделам, входящим в его программу. Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной литературой, нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования, программой госэкзамена.

Оценка ответа на вопрос выставляется членами Государственной аттестационной комиссии. В состав ГАК включаются специалисты в области тех дисциплин (разделов дисциплин), которые используются при формировании программы государственного экзамена. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по специальности, его профессиональные компетенции, входят:

· уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

· уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

· уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

· обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

· уровень информационной и коммуникативной культуры.

Характеристики дифференцированных оценок ответов студентов на государственном экзамене представлены ниже.

Качественная характеристика ответа, оцениваемого на оценку «отлично»:

· ответ содержательный, полный, последовательный, свидетельствует о знании современных достижений теории и практики дошкольного образования, отражает теорию вопроса и имеет практическую направленность;

· ответы выпускника сопровождаются примерами, демонстрирующими взаимосвязь теории с практикой, и пояснениями к ним;

· студент логично и основательно раскрывает вопросы, экзаменационного билета, а также демонстрирует уверенность и глубокое знание предмета разговора при ответе на дополнительные вопросы членов государственной аттестационной комиссии;

· у студента сформировано целостное представление о современных тенденциях развития дошкольного образования, формах взаимодействия основных участников образовательного процесса, роли системы непрерывного дошкольного образования в формировании личности ребенка, особенностях и методах обучения дошкольников;

· выпускник владеет педагогической терминологией;

· обладает высоким уровнем теоретической и практической подготовки для осуществления профессиональной деятельности.

Качественная характеристика ответа, оцениваемого на оценку «хорошо»:

· ответ содержательный, свидетельствующий о знании современных достижений теории и практики дошкольного образования, отражает теорию вопроса и имеет практическую направленность;

· выпускник демонстрирует хорошие знания в области теоретических основ дошкольной педагогики и методики дошкольного образования, но не в полной мере владеет практическими умениями и навыками формулирования задач образовательной работы с детьми, определения путей и средств их реализации;

· у выпускника отмечается хорошее знание традиционных форм или методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, но возникают незначительные затруднения в процессе рассмотрения новых форм и методик в области дошкольного образования или методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

· неуверенность при ответе на дополнительные вопросы;

· испытывает затруднения в приведении примеров, не дает пояснения к ним;

· обладает достаточным уровнем теоретической и практической подготовки для осуществления профессиональной деятельности.

Качественная характеристика ответа, оцениваемого на оценку «удовлетворительно»:

· отсутствие глубины и основательности в ответе;

· неуверенность при оперировании основными педагогическими понятиями;

· поверхностные знания об инновационных процессах в дошкольном образовании;

· испытывает затруднения в приведении примеров, не дает пояснения к ним;

· выпускник затрудняется в использовании теоретических знаний для решения учебно-профессиональных задач.

Качественная характеристика ответа, оцениваемого на оценку «неудовлетворительно»:

· не владеет теоретическими знаниями для решения учебно-профессиональных задач;

· не сформировано целостное представление о современных тенденциях развития дошкольного образования, достижениях педагогической теории и практики по вопросам развития речи, изобразительной деятельности, формирования элементарных математических представлений дошкольников и т. д.

Предлагаемые материалы государственного экзамена подготовлены на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» и отражают интегрированную систему знаний организации целостного педагогического процесса по формированию личности воспитанников, раскрывает закономерности, формы и методы образовательно-воспитательных процессов, различные подходы по их совершенствованию, объективные и субъективные факторы и условия развития личности в системе образования, предполагает самостоятельную ориентацию студентов в актуальных проблемах педагогической науки и практики в свете модернизации российского образования. В этих целях составителями предложена литература, отражающая инновационные процессы в образовании.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации