Развитие памяти. Способы: (такими словами лучше запомнится, чем более умными)

Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно.

Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.

Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.

При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.

Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.

Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.

Развить память вам поможет ежедневное прокручивание в уме всех событий минувшего дня. Вспоминайте их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:«Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?

Читайте книги – это полезно! Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.

Учите стихи. В школе мучают не просто из вредности. Способ надежный и проверенный временем. Но учить лучше то, что нравиться. Например, текст любимой песни. Лучше всего запоминается материал, который нам уже частично известен. Новые материалы должны пройти процесс осознания.

Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.

Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.

Сделайте что-нибудь своими руками. Такие действия активизируют работу головного мозга и память.

Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.

С развитием памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.

Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит.

Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие.

10.Понятие интеллекта.

Интеллект-совокупность познавательных процессов человека. Терстоун представил 7 умственных потенций:

1.счётная способность оперировать цифрами

2.вербальная и словесная гибкость

3.вербальные восприятия- понимание устной и письменной речи

4.пространственная ориентация

5.память

6.способность к рассуждению

7.быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями

Наибольшей популярностью измерения интеллекта пользуется коэффициент IQ, который позволяет соотнести уровень интеллект-ых возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группой.

Психологи используют термин олигофриния- врождённая или приобретённая в раннем детстве недоразвитость интеллекта. Врождённое слабоумие отличают от приобретённого(деменция).Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных филогенетических молодых функций психики, мышления, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов.

Самая тяжёлая степень слабоумия- идиотия, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции

Средняя степень- имбицильность, не более 300 слов, большая внушаемость, склонность к слепому подражанию.

Лёгкая степень слабоумия- дебильность- поведение достаточно адекватное, самостоятельное, речь развита, отклонения заметны на этапе начального обучения. Потом наблюдаются дефекты абстрактного мышления.

11.Эмоционально-волевая сфера личности.

явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, другим людям, своей личности. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Это отношение человека к окружающему миру не только понимается им и переживается в действиях, но и переживается в виде эмоций. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Выделяют различные виды эмоций и эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация.
Настроение - это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого периода времени поведение человека. Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни. Фрустрация - психологические состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды.

Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. При аффектах наблюдаются резкие изменения в деятельности сознания.

Страсть - это сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Таким образом, стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции являются непосредственной формой выражения чувств.

Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).
Воля является важным компонентом психики человека, она неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами. Волевое действие обладает следующими характеристиками:
- является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному осознанному решению;
- является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;
- имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);
- в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.
Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления.

12.Социально обусловленные особенности личности (направленность лично­сти).

Направленность личности в психологии представляет собой один из важнейших компонентов всей структуры личности. Именно это качество является системой, в которую вписана совокупность доминирующих интересов, склонностей, идеалов, потребностей, убеждений, и мировоззрения. Все это определяет то, как будет вести себя человек в условиях изменчивой внешней среды. Направленность личности влияет и на мотивацию деятельности, и на черты темперамента, и на психические состояния, и на всевозможные волевые, эмоциональные, познавательные, психические процессы.
Социальное (социально обусловленные):

--Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

--Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Интере́с— положительно окрашенный эмоциональный процесс связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Моральные качества – это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами – выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Моральные качества – это, то важное, по которому нас оценивают окружающие люди.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Привычка— сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий».

13.Биологически обусловленные особенности личности.

Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):-Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

--Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.

14.Основные типы темперамента и его роль в деятельности руководителя.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью.

Речь живая и быстрая, живой открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего для них подходит работа, требующая быстроты реакций и уравновешенности.

Холерический тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик – это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастают. На этой природной основе может развиться агрессивность, одержимость какими- либо идеями. Но может и развиться талант общественной деятельности, талант преобразователя, а в военной области талант полководца. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит. Для них больше всего подходит работа немедленного исполнения.

Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.

Строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.

Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения.

В новых, особенно конфликтных ситуация, теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.

15.Характер и учет его особенностей в профессиональной деятельности.

Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Итак, по каким же признакам можно классифицировать характер человека? Мне представляются очевидными 2 признака: сила внутренних убеждений личности и активность взаимодействия с внешним миром.

Таким образом, можно обозначить 4 типа характера:

I тип сильный, активный
II тип сильный, пассивный
III тип слабый, активный
IV тип слабый, пассивный

Хотелось бы сразу предостеречь от мнения, что "сила" и "активность" – это хорошо, а "слабость" и "пассивность" - плохо. Вообще, говоря о "хорошем" или "плохом" характере, мы можем говорить лишь об эффективности данного типа характера в конкретном социальном взаимодействии.

Можно охарактеризовать сильный тип как упорный, упрямый, верный, консервативный, уверенный, самоуверенный, непреклонный, "стоик"; а активный тип – как общительный, диктующий, навязывающий(ся), лидирующий, "заводила", "выскочка".

Очевидно, что данные качества не являются однозначно хорошими или плохими сами по себе, а наше отношение к ним зависит от контекста, в котором они проявляются.

Каким же образом можно описать людей, обладающих определенным ярко выраженным типом характера?

I тип – диктатор, тиран (возможно, домашний), лидер или активист какой-либо партии или общественного движения, убежденный в своей правоте и навязывающий свое мнение другим.

II тип – это тип, также уверенный в своих идеалах, но скорее не навязывающий, а хранящий их, или навязывающий неявно; тип монаха-отшельника или "серого кардинала".

III тип – тип лидера, для которого принципиально неважно, куда вести, лишь бы всегда быть "на коне". В политике это руководитель, "прозревающий" при каждой смене власти и остающийся в своем кресле, а в дружеской компании – просто "душа общества"; типичный характер артиста.

IV тип – тип исполнителя, убеждения которого соответствуют "общепринятым", либо зависят от мнения авторитетов; наиболее гибкий и неконфликтный тип.

Можно представить следующую схему взаимодействия (подавления) людей с разными типами характера:

Развитие памяти. Способы: (такими словами лучше запомнится, чем более умными) - student2.ru

Следует заметить, что наихудшие возможности взаимодействия у типа II с типом III, так как в этой паре нет явного ведущего и явного ведомого: они оба пытаются вести по разным признакам.

Еще раз подчеркну, что тип характера не является чем-то окончательно застывшим, а подвержен более или менее значительным изменениям под влиянием окружающего мира и при желании самого индивидуума.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на мнение некоторых людей о том, что именно характер мешает им достичь определенного успеха в жизни, и выраженное стремление таких людей изменить свой характер. Здесь важно учитывать, что именно данный человек понимает под жизненным успехом. Не касаясь конкретных методик, практик и тренингов по изменению личности, можно лишь заметить, что перемена характера может (хотя и необязательно), улучшив результативность в какой-то определенной сфере деятельности - например карьере, в то же время ухудшить результаты в другой сфере- например семье.

Стоит ли стремиться иметь жесткий "сильный" тип характера, если в случае социальных потрясений и крушения идеалов такая личность может потерпеть полный крах, в то же время гибкий "слабый" тип может приспособиться к существованию в любых условиях.

В сфере профессиональной карьеры наибольшие шансы стать руководителем имеет I тип, как обладающий способностью к стратегическому командованию. Но не существует предприятий, состоящих из одних руководителей. Требуются и исполнители, и притом в гораздо большем количестве, чем командиры; и в этом смысле у IV типа гораздо больше шансов иметь удовлетворяющую его работу. К сожалению, многие руководители фирм, подбирая персонал, отдают предпочтение "энергичным и целеустремленным", что не всегда оправдано с точки зрения наибольшей эффективности работы предприятия.

В качестве разного рода продавцов и агентов большие шансы на успех имеет III тип, который так же успешно может исполнять функции руководителя нижнего звена, как способный к тактическому командованию.

Тип II может достичь успеха на должностях, требующих способности к стратегическому планированию и ограниченному руководству (заместители руководителей высшего и среднего звена и руководители среднего звена).

В завершение можно отметить, что далеко не всегда можно однозначно определить тип характера, что связано отчасти с наложением характера на определенный тип темперамента, свойственный данному человеку и, в большей степени, в связи с возможным постепенным изменением характера от одного типа к другому.

16.Способности и способы их развития.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. умственные и специальные

2. учебные и творческие

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно-изобразительные

8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

2. композиционные (для сочинения музыки);

3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).


В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

1. Задатки

2. Способности

3. Талант

4. Гениальность

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно — воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности — талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота. Однако И. Акимов и В. Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он не может не работать в том направлении, в котором одарён, для него наказанием является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют «девиацией», хоть и позитивной.


Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

· репродуктивный

· реконструктивный

· творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Способы развития способностей:

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую 4)ункцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

17.Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива.

Выделяют группы:

-условные и реальные. Условные объединяются по определённому признаку(возраст, профессия). Реальные- те реальные личности, включённые в такую группу не имеют прямых межличностных отношений.Эти группы людей существуют как общности в определённом пространстве и времени.Хар-ся тем , что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

-постоянные и временные.

-большие и малые.Малая группа – это устойчивое объединение людей, связанное с взаимными контактами, общей соц-ой деятельностью, находится в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

В целом группу можно характеризовать как:группа-это групповые интересы, групповые мнения, групповые ценности, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

По психическим характеристикам различают:

-группы членства

-референтные группы- эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.Эти группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные и негативные.

Коллектив- устойчивая во времени организационная группа людей, со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельностью, сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между участниками группы.Учебный коллектив является объектом и результатом сознательных целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют его особенности.

18.Роль лидера в управлении коллектива. Эффективность руководства.

Наши рекомендации