Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
Постановлением ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932 г.) основной формой ведения занятий в школе был утвержден урок, не утративший, и по сей день, своей актуальности и претерпевший ряд изменений. Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и программой работы (В. А. Ситаров).
Существуют различные подходы к классификации уроков, отражающие весь спектр их градации в современной дидактике:
1) по ведущей дидактической цели и месту урока в общей системе занятий:
Ø вводные;
Ø получения (формирования) новых знаний (первичного ознакомления с учебным материалом; образования понятий и становления правил, законов; применения полученных знаний на практике; выработки навыков — тренировочные);
Ø повторения (формирования умений) и обобщения;
Ø контрольные (формирования умений, контроля и коррекции);
Ø смешанные или комбинированные (С.В. Иванов, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Г.И. Щукина);
2) по цели организации, детерминированной обшедидактической целью, характеру, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся:
уроки изучения нового материала;
совершенствования знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации; комбинированные;
контроля и коррекции знаний, умений и навыков (М.И.Махмутов).
3) по способу организации или ведущему методу обучения:
û урок-лекция,
û урок-беседа,
û урок-экскурсия,
û кино-урок,
û урок самостоятельной работы,
û лабораторные и практические занятия,
û уроки с разнообразными видами заданий (И.Н.Казанцев) и др.
Вместе с тем все они неизменно должны выполнять обучающую, познавательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую и самообразовательную функции и соответствовать традиционному минимуму требований к организации и ведению:
четкое соответствие программе, ее концептуальной основе;
доступность,
наглядность,
научность сообщаемых сведений;
обязательный нравственный аспект;
преемственность сообщаемого материала и методики работы (связь с жизнью, трудовой деятельностью);
опора на многосторонние наблюдения;
краеведческий подход;
обязательное проведение практической работы по приобретению детьми умений и навыков;
творческий и развивающий характер деятельности.
Рассмотрим характеристику типичных уроков в начальной школе.
1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний − это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.
На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих — практикуется и то и другое.
2. Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других − решают новые задачи на известные им правила, в третьих − устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых − делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.
3. Уроки выработки и закрепления умений и навыков тесно связаны с уроками закрепления знаний. Учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения учащимися учебного материала.
4. Обобщающий урок проводится с целью оптимизации и закрепления знаний по пройденной теме или разделу учебного предмета. Такой урок особенно важен в период итогового повторения, во время подготовки к экзаменам.
Обобщающий урок обычно проводится в форме беседы. Также используются:
û анализ документа,
û просмотр и обсуждение учебных фильмов, диапозитивов,
û составление обобщающей таблицы,
û лабораторные работы,
û обзорная лекция учителя.
5. Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
6. В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах, наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным.
7. В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложилось три основных типа уроков:
ü урок, на котором в обоих классах изучается новый материал;
ü урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей;
ü урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее.
8. Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») − это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.
9. Нестандартный урок − это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: «уроки - деловые игры», «уроки – аукционы», «уроки – конкурсы» и т.п.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов.
Структура урока - соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач.
В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:
û организация начала урока;
û проверка усвоения изученного материала;
û подготовительная работа к изучению нового;
û постановка цели и задач урока;
û объяснение нового материала;
û закрепление;
û повторение;
û подведение итогов урока;
û учебное домашнее задание.
Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.
Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является
сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.
Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока обеспечивает успех всего учебного занятия.
С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение — как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.
Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего задания) — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.
Прежде всего, учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили, задание, какие были трудности.
Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.
Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки цели и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие.
Объяснение, научное изложение содержания учебного материала — важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала.
Объяснение может включаться в другие части урока, например, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.
Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования определенных учебных умений и навыков.
Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.
Подведение итогов урока - это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.
Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения.
Представленная ниже структура типичных уроков претерпела изменения в рамках модели «Начальная школа XXI века» (рук. проекта Н.Ф. Виноградова). С учетом возрастных особенностей младших школьников (в том числе максимальной концентрации внимания на одном виде деятельности в течение 15 мин.) была представлена дробная структура урока, объединившая все традиционные этапы в три — адаптационный, формирующий и творческий. Поскольку на современном этапе урок рекомендуется рассматривать с позиции эффективности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, а некоторые из традиционных этапов имеют близкую смысловую нагрузку, в условиях развивающего обучения снимаются условности в обязательном, жестком следовании приведенному порядку — учитель сам вправе структурировать материал в зависимости от основной цели, придерживаясь трех обозначенных выше этапов, связанных со спецификой познавательной деятельности ребенка:
1) адаптационный (стадия актуализации знаний, мотивации деятельности): происходит настрой на работу; припоминание материала, необходимого для усвоения новой темы (серия вопросов, беседа), чередуемое с решением детьми поставленной учителем проблемы (обсуждение ситуации, показ опыта, выполнение практического задания), любое упражнение проблемного характера, которое подвело к осознанию актуальности и спорности рассматриваемого вопроса; предложение детьми способов решения проблемы (формулирование того, что предстоит узнать);
2) формирующий(основной) (усвоение нового материала — совместное открытие знаний): возможны либо работа детей под руководством учителя (сообщение сведений через рассказ, чтение учебника, проведение опытов и практических работ), либо проблемное изложение (от самостоятельного открытия детьми к проблемному объяснению педагогом); первичный контроль за усвоенным чаще всего осуществляется в форме фронтального опроса;
3) творческий (закрепление) — практическая, творческая работа по самостоятельному применению полученных знаний и способов действия на практике: индивидуальная деятельность школьников в виде ответа на вопросы и выполнения заданий по теме краеведческой направленности или их спектра с возможностью самостоятельного выбора наиболее приемлемого варианта (пакета заданий), творческой работы. Результатом данного этапа служит подведение итогов работы: вспомнить основные понятия, установить связь с ранее изученным материалом, поделиться опытом в решении проблемных задач. Данный этап заканчивается подведением итогов (обсуждение и оценка результатов с фиксированием в дневниках и классном экране успеваемости, формулирование главной идеи) и ознакомлением с содержанием домашней работы. На дом могут быть даны разнообразные задания на индивидуальное или групповое выполнение, с родителями и без них (причем совместная со старшими работа может носить разнообразный характер: чтение и подборка дополнительной литературы, проведение опытов, посещение музеев и выставок), предполагающие не заучивание материала, а осознание и смысловое воспроизведение школьниками учебной информации с целью ее дальнейшего использования при решении учебной, проблемной ситуации.
Поскольку тип урока определяется конкретными целями, данные этапы могут быть вписаны в любую модель урока (в том числе авторскую). Такой подход к структурированию урока дал возможность взглянуть по-новому на традиционные этапы его проведения в разнообразной форме и на организацию мобильности работы внутри блоков.
Подготовка учителя к уроку − постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя. И. П. Подласый выделяет три этапа в данном процессе:
¨ диагностика,
¨ прогнозирование,
¨ проектирование (планирование).
Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов будущего урока и выбор оптимального по принятому критерию. Проектирование (планирование) − завершающая стадия полготовки занятия: создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.
При подготовке к уроку необходимо определить воспитывающие возможности урока. Воспитательные задачи данного урока легче реализовать, если они являются компонентами общей системы воспитания и формирования личности школьников. Нельзя готовиться к уроку, думая только о конкретном материале, изолированно от содержания всего предмета и воспитательного процесса в школе.
Один из этапов подготовки учителя − тематическое планирование уроков.
Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закрепления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся самостоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты.
Тематическое планирование обычно включает следующие пункты:
ü название темы каждого урока;
ü образовательные цели и задачи;
ü воспитывающее влияние урока;
ü основное содержание материала;
ü способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств;
ü предполагаемые формы контроля и проверки материала;
ü календарные сроки проведения уроков.
Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока.
План урока выглядит так:
· название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспитательные);
· оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);
· предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);
· задание на дом, рекомендации, советы.
В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указывается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.
Вопросы и задания
1. Какие типы уроков вам известны? Назовите основания для их классификации.
2. Охарактеризуйте основные типы уроков.
3. Что такое структура урока? Какова структура типичного урока? Какие изменения претерпела структура урока в рамках модели «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) и др.?
4. Из каких этапов складывается подготовка учителя к уроку?