Тест итогового контроля (к зачёту)
1. Предметом истории педагогики как науки является …
а) историческое развитие взглядов на воспитание и образование
б) вопросы эволюции практики образования и воспитания
в) всемирный историко-педагогический процесс
2. К основным понятиям истории педагогики можно отнести:
а) средства воспитания
б) педагогическую систему
в) индивидуализацию обучения
г) педагогическую концепцию
д) педагогические взгляды
3. Подготовку молодёжи и проведение инициационных обрядов в первобытном обществе осуществляли …
а) "дома молодёжи"
б) "дома табличек"
в) "мастерские грамоты"
4. Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности датируется …
а) 35 тыс. лет до н.э.
б) 8 тыс. лет до н.э
в) 5 тыс. лет до н.э.
5. Почему в условиях древнейших цивилизаций Востока главным центром обучения и воспитания стала школа?
а) неспособность семьи дать детям необходимый объём образовательной подготовки
б) отделение умственного труда от физического
в) необходимость управления процессом образования и воспитания со стороны государства
6. Философское направление, оказавшее наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли и школьной практики в Древнем Китае, - это …
а) буддизм
б) конфуцианство
в) даосизм
7. Древнегреческий центр философско-педагогической мысли и авторских школ - …
а) Афины
б) Спарта
8. Древнегреческий мыслитель, основоположник метода эвристической беседы - это …
а) Сократ
б) Платон
в) Демокрит
9. Философия, положенная в основу средневекового обучения и обусловившая его догматический характер:
а) позитивизм
б) схоластика
в) материалистический гуманизм
10. Подход в обучении, ставший альтернативой традиционному средневековому догматическому подходу в эпоху Возрождения, - …
а) рационалистический
б) светский
в) гуманистический
11. Основоположник педагогики как науки - …
а) В. Ратке
б) Я.А. Коменский
в) Дж. Локк
12. Одна из ведущих идей, положенная Я.А. Коменским в основу педагогической концепции, - идея …
а) утилитаризма
б) свободы
в) пансофии
13. Метод познания, положенный в основу педагогических теорий XVII в. и предполагающий в качестве первоначального достоверного источника чувственное восприятие действительности, опыт, - это …
а) рационализм
б) материализм
в) сенсуализм
14. Цель воспитания нового человека-джентльмена, обладающего лучшими качествами дворянина и буржуазного дельца, была обоснована …
а) Я.А. Коменским
б) Дж. Локком
в) Ж.-Ж. Руссо
15. Принцип обучения, который Дж. Локк считал основополагающим, - это …
а) принцип утилитаризма (полезности)
б) принцип природосообразности
в) принцип сознательности
16. Педагогическая концепция, основоположником которой явился французский педагог Ж.-Ж. Руссо, - это концепция …
а) воспитания джентльмена
б) трудового воспитания
в) свободного, естественного воспитания
17. Фактор, который, по мнению Ж.-Ж. Руссо, оказывает вредное воздействие на формирование личности ребёнка в раннем подростковом возрасте, - это …
а) семья
б) природа
в) общество
18. Главная сущность воспитания, по мнению французских материалистов, заключается в том, что …
а) воспитание - это средство изменения общественного строя
б) воспитание - это средство воспитания разума
в) воспитание - это средство развития характера человека
19. Основоположником концепции развивающего образования, представителем западноевропейской гуманистической педагогики XIX века был …
а) И.Г. Песталоцци
б) И.Ф. Гербарт
в) Ф.А. Дистервег
20. И.Ф. Гербарт (1776-1841 гг.) - немецкий педагог, который первым представил …
а) педагогику как прикладную философию
б) психологию как самостоятельную науку
в) педагогику как самостоятельную науку
21. Один из главных принципов, впервые обоснованный и положенный Ф.А. Дистервегом в основу обучения и воспитания, - это принцип …
а) природосообразности
б) свободы
в) культуросообразности
22. Направление, характеризующее развитие зарубежной педагогической мысли и школьной практики в конце XIX - нач. XX вв., - это …
а) филантропизм
б) "новое воспитание"
в) свободное воспитание
23. Начало славянской книжной культуры положило …
а) пиктографическое письмо
б) создание славянской азбуки
в) народное творчество
24. Основное назначение "Домостроя" состояло в наставлениях относительно …
а) хозяйствования
б) воспитания детей в семье
в) быта и воспитания детей в семье
25. М.В. Ломоносову удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования в России путём …
а) открытия Московского университета
б) создания серии специальной учебной литературы
в) учреждения двух гимназий при Московском университете
26. Министерство народного просвещения было образовано в России в …
а) 1801 г.
б) 1802 г.
в) 1804 г.
27. Главная причина, побудившая русскую общественно-педагогическую мысль первой половины XIX века к поиску новых путей развития просвещения в России, - это …
а) общественный интерес к проблемам воспитания и образования
б) позиция министерства народного просвещения и предложенная им новая идеология образования
в) необходимость формирования законопослушных верноподданных из числа молодого поколения
28. "Отцом" русской педагогики как науки принято считать …
а) Л.Н. Толстого
б) К.Д. Ушинского
в) Н.А. Корфа
29. Главный "критериум" педагогики Л.Н. Толстого - это …
а) "качество не в количестве"
б) "любовь и нравственность"
в) "опыт и свобода"
30. Кому из зарубежных педагогов принадлежала идея, воспринятая Л.Н. Толстым, об идеальной природе ребёнка, которую портят несовершенное общество и взрослые?
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Дж. Локку
в) И.Г. Песталоцци
31. Качество, которое, по мнению Л.Н. Толстого, характерно для совершенного учителя, - это …
а) любовь к делу
б) любовь к ученикам
в) любовь к делу и к ученикам
32. К какому направлению в истории философско-педагогической мысли можно отнести В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского?
а) свободное воспитание
б) культурно-антропологическое
в) христианско-антропологическое
33. Какое опытное учреждение возглавил С.Т. Шацкий (1919 г.)?
а) первая опытная станция по народному образованию
б) общество "Сетлмент"
в) колония "Бодрая жизнь"
34. Крупнейший российский педагог, историк образования и отечественной педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. - это …
а) С.Т. Шацкий
б) П.Ф. Каптерев
в) Л.Н. Толстой
35. Главная причина, объясняющая первоочередное внимание советского государства к проблеме коренной перестройки системы народного образования после Октября 1917 г., - это …
а) школа должна была стать важным средством пропаганды и распространения коммунистической идеологии
б) массовое сопротивление дореволюционных педагогов
в) необходимость создания благоприятных условий для гуманного отношения к ребёнку, его всестороннего развития
36. Известный отечественный педагог советского периода, создавший теорию воспитания в коллективе, - это …
а) С.Т. Шацкий
б) П.П. Блонский
в) А.С. Макаренко
37. Методика, которую А.С. Макаренко считал наиболее эффективной в организации процесса воспитания, - это …
а) методика индивидуального подхода
б) методика самоуправления
в) методика параллельного действия
38. Событие из истории отечественной школы, которое имело место в 1958 г., - …
а) введение обязательного семилетнего обучения
б) принятие Закона "Об образовании"
в) принятие Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"
39. Фактор, оказавший определяющее влияние на изменения в российской системе образования в 80-90-е гг. ХХ века, - это …
а) демократизация общества
б) распад СССР
в) децентрализация управления
40. Н.А. Константинов, Ш.И. Ганелин, А.И. Пискунов проводили исследования в области …
а) теории воспитания
б) дидактики
в) истории школы и педагогики
Вопросы к экзамену.
1. История педагогики как отрасль научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Основные понятия истории педагогики.
2. Научные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Источники знаний по истории образования и педагогической мысли. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.
3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
4. Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Педагогические взгляды Конфуция.
5. Системы воспитания в античном мире. Зарождение педагогических знаний и их философские предпосылки в наследии античных мыслителей Греции и Рима.
6. Образование, просвещение и педагогическая мысль в Византии.
7. Религиозное и светское направления в воспитании и образовании в средневековой Западной Европе.
8. Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
9. Предпосылки зарождения педагогики как науки. Педагогическая деятельность Я.А. Коменского.
10. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».
11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании».
12. Концепция Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном воспитании человека. Роман Руссо «Эмиль, или О воспитании».
13. Теория «элементарного образования» и практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
14. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.
15. Теория народной школы и концепция развивающего обучения Ф.А.В. Дистервега. Труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
16. Вопросы воспитания и образования в европейских социальных учениях XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
17. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).
18. Идеи и концепции трудового воспитания в педагогическом наследии зарубежных педагогов XVII-XIX веков.
19. Революционно-демократическое направление в истории западноевропейской и русской педагогической мысли.
20. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).
21. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).
22. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.
23. Воспитание и обучение у древних славян и в Русском государстве (до XVI в.).
24. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Русском государстве XVII в.
25. Просвещение в России в первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I по развитию школы.
26. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.). Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича.
28. Становление школьной системы и общественно-педагогическая мысль в России первой половины XIX в.
29. К.Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании».
30. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы».
31. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».
32. Концепция свободного воспитания и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
33. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа Толстого и её современные традиции.
34. Проблемы воспитания и образования в трудах русских религиозных философов (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).
35. Основные направления в общественно-педагогической мысли России XIX в.
36. П.Ф. Каптерев и его вклад в развитие русской педагогики.
37. Образование и школа в России во второй половине XIX – начале XX вв.
38. Проблемы трудового воспитания и обучения в истории русской педагогической мысли и школьной практике.
39. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой политехнической школы.
40. Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).
41. Особенности содержания, организации и методов обучения в советской школе 20-х – 30-х годов. Педагогические дискуссии.
42. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонского.
43. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.
44. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.
45. Школа и педагогика в годы Великой отечественной войны.
46. Основные направления педагогических исследований в странах Запада и России второй половины XX в.
47. Развитие школьного образования в России во второй половине XX века.
48. Российская система образования и школа в 90-е годы XX столетия. Модернизационные процессы в образовании.
49. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.
50. Современные проблемы образования. Международная интеграция в сфере образования.