Консультации и дополнительные занятия

Дополнительные занятия проводятся в форме консультаций учителя небольшими группами учащихся по ликвидации пробелов в знани­ях, в форме самостоятельных индивидуальных или групповых занятийучащихся по интересам, для чего используются многообразные формы внеклассной образовательной работы. Назначение консультаций, групповых и индиви­дуальных дополнительных занятий заключается в том, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим — оказать поддержку в углубленном изучении, предмета. В их структуру входит: задавание учащимися вопросов и ответы, разъяснения учителя или специально приглашенных специалистов.

Консультации могут быть общеклассными и групповыми, а при подго­товке учащимися творческих работ и докладов — индивидуальными.

Такое общение развивает познавательный интерес, поддерживает пытливость мысли школьников, учит их точности в формулирова­нии возникающих проблем и вопросов. Когда эпизодической кон­сультации оказывается недостаточно для полной ясности в усвоении проблемы, возникает необходимость в эпизодических групповых или индивидуальных дополнительных занятиях. Они призваны вос­полнить пробелы в усвоении знаний, создать основу для дальнейшей успешной познавательной деятельности школьников, способство­вать ликвидации затруднений в учебной работе. Вместе с тем следу­ет помнить, что чрезмерное злоупотребление ими таит опасность ут­верждения в детях пассивности, ожидания обязательной помощи, демобилизации собственных внутренних духовных сил.

> Практикумы

Пр а кт и ку м — комплекс самостоятельных лабораторных ра­бот учащихся.

Эта форма организации учебной работы используется при изуче­нии предметов естественно-научного цикла (биологии, химии, физики, географии). На таких занятиях учащиеся по окончании большой темы или раздела курса (а также в конце учебного года) проводят индивиду­ально или небольшими бригадами лабораторные работы, решают экс­периментальные задачи по пройденному материалу. Практикумы рас­считаны на длительное время — 10—16 часов на протяжении двух-трех недель. Что касается отдельных лабораторных работ и учебно-практи­ческих занятий, то они являются или частью урока, или особым видом целого урока (иногда сдвоенного). В условиях практикума учащиеся могут выполнять задания в различном порядке, и тогда необязательно иметь столько полных комплектов оборудования, сколько учеников в классе. Такого рода работа подготавливает их к практикумам в высшей школе. Так как учащиеся выполняют разные работы, отпадает общее объяснение учителя на занятии и создаются условия большей самосто­ятельности учащихся, индивидуального подхода к ним.

> Факультативы

Факультативы — одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических на­выков учащихся, развитие их познавательных интересов, твор­ческих способностей и профориентацию.

Факультативы проводятся по специальным программам, согласованнымс программами обязательных предметов, организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми наних учебными часами в учебном плане. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Важнейшим элементом факультативной формы являются творческо-практи-кие занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности учащихся: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, написанию рецензий, импровизации и т.д.

Учебные конференции

Эта организационная форма может успешно применяться в ряде случаев образовательных целях. В опыте школ оправдали себя конференции, на которых обсуждаются определенные темы на материале предварительно изученных учащимися источников и произведений художественной литературы. Необходимыми являются и конференции, устраиваемые с целью подведения итогов какой-нибудь большой работы, например проведения сельскохозяйственных опытов, длительных наблюдений, образовательных экскурсий или походов и др. В конференциях участвуют параллельные, а иногда даже и смежные классы, выступают приглашен­ие лица. К конференции обычно приурочиваются и выставки.

Удовлетворению запросов школьников, проявляющих особый интерес к отдельным учебным предметам и разделам курса, служат формы внеклассной и внешкольной работы по предметам обучения.

Планирование учебного процесса

Периодически как в теории, так и на практике возникают тенденции отказа от планирования в деятельности учителя, и обосновывается то тем, что план ограничивает свободу и творчество учителя. Однако специфика педагогического творчества определяется именно тем, что оно возможно, только если все организационные вопросы решены в ходе планирования, да и сам процесс планирования является творческим. Таким образом, педагогический процесс, выступая целенаправленным и организованным, требует для реализации своих сущностных признаков продуманности и плановости. В, практике школ сложились два основных вида планирования учебной работы — календарно-тематическое и поурочное.

В календарно-тематическом плане указываются в хронологической последовательности темы и разделы курса, количество учебных часов на каждую тему и календарные сроки начала и окончания работы по каждой теме (разделу). Если тема большая, целесообразно указать количество ча­сов и сроки работы по подтемам. В плане также даются формы организа­ции учебной работы, целесообразно предусмотреть то оборудование, ко­торое нужно заранее подготовить, характер творческих заданий, особенно тех, которые надо сделать заранее (например, к семинару).

Необходимость заблаговременного составления календарно-те-матических планов вызвана следующими соображениями;

— работу по каждой теме нужно представить в ее логической по­следовательности, имея в виду задачи ознакомления с фактическим материалом и обобщениями, усвоение знаний и формирование уме­ний и навыков;

— следует выделить и подчеркнуть основные идеи в содержании темы, особенно идеи мировоззренческого значения, и наметить, как сконцентрировать материал вокруг этих стержневых идей;

— требуется заранее предусмотреть, какая часть работы выполня­ется на уроках, когда и как включаются в работу экскурсии, семина­ры, лабораторные и практические занятия и другие формы обуче­ния; необходимо наметить последовательность всех видов занятий, а при установлении последовательности полезно указать тип каждого урока, т.е. его основное назначение;

— после проведения каждого занятия следует (сделав колонку примечаний) отметить, что надо учесть на следующий год при про­ведении данного занятия.

Календарно-тематическое планирование начинается с изучения учебной программы. Эта часть работы выполняется перед началом учебного года и каждой четверти. При этом особое внимание надо обратить на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содер­жание конкретной учебной темы, учитель уясняет логическую взаи­мосвязь учебного материалах ранее изученным, а также с материа­лом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебно­го материала.

Педагог вновь обращается к программе при подготовке к изуче­нию с учащимися очередной темы, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучив методическую литературу — это следующий Этап, — учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств, статьи в методических журналах и других источниках.

В чем состоит подготовка учителя к уроку?

1. Изучение материала конкретного урока в учебнике. При этом учи­ма соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников, особенно большое внимание он уделяет полноте изложения темы и до­ступности, отмечает то, что в учебнике изложено достаточно просто, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения, также и то, что может оказаться труднодоступным для них; тщательно продумывает методику изложения этих вопросов на уроке.

2. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по темe урока Учитель просматривает не только имеющиеся пособия, учебные дииафильмы и кинофильмы, компьютерные программы и материалы, но и знакомится с аннотациями телевизионных передач, прослушивает звуко­вые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстра­ционным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.

Как разработать план урока?

План урока — это конечный результат подготовительной работы учи­теля к проведению урока. Он составляется на основе тематического пла­та с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока ука­зывают: 1) тему урока; 2) цели и задачи урока; 3) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного матери­ма и проведении самостоятельной работы учащихся; 4) перечень и место учебных демонстраций; 5) время на каждый этап урока; 6) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия. Определяя цели, непременно надо учитывать возможные цели урока усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие познавательной сферы учащихся и обогащение творческого опыта, воспитании., Цели следует обозначать конкретно в соответствии с ге­рой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Учитель при работе над системой уроков по теме и над отдельными уроками должен обдумать, какие знания нужно сооб­щить и закрепить, какие умения, навыки и привычки могут быть выработаны, развиты, какие чувства, убеждения, свойства характера и воли, нравственную манеру поведения необходимо ученикам привить. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творчес­кие задачи, конструируя их, если нет в пособиях.

В процессе подготовки педагог продумывает, какие понятия под­лежат особому усвоению. Положения и правила, а также тексты для записи на доске, которые он хочет изучить с учащимися, должны быть точно продуманы и по возможности записаны. Учителя матема­тики, физики, химии и других дисциплин, где это необходимо, запи­сывают в план решения задач, которые будут предложены на уроке.

При подготовке урока, чтобы целенаправленно и тем самым ус­пешно провести опрос, учитель продумывает, какие вопросы он по­ставит отдельным ученикам и кого он хочет спросить. Только так он сможет равномерно опросить всех и получить представление об уровне их знаний.

При подготовке к уроку намечается и домашнее задание. Поэтому оно становится органической составной частью образовательной и воспитательной работы школы и одновременно обеспечивает пере­ход к следующему уроку. При этом учитель должен предусмотреть, сколько времени потребуется учащимся для выполнения домашнего задания исходя из их возрастных особенностей и возможностей. На­пример, в 3—4-х классах время подготовки домашнего задания сред­ним школьником не должно превышать полтора часа.

Разрабатывая план урока, необходимо учитывать степень подготов­ленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержа­ния, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут воз­никнуть у учеников, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т. п.). Организация рабо­ты школьников при подготовке также должна быть продумана и при­нята во внимание при структурировании урока. Следовательно, учи­тель заранее продумывает, когда будет проводиться работа со всем классом и в каких случаях учащиеся должны работать самостоятельно. Письменное оформление плана урока не должно быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно написать подробный план, а по сложным и трудным темам — краткие конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке могут быть особо выделены по­средством подчеркивания.

Практично фиксировать планы уроков по темам на карточках. Карточки содержат распределение материала, замечания к нему, ука­зания литературы и методов использования учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и т.д. Составленные однаж­ды карточки (или другие заметки о системе уроков) должны посто­янно дополняться. При подготовке к урокам они могут быть только вспомогательным средством и в каждой новой ситуации применять­ся творчески.

План (конспект) урока не должен превращаться в самоцель и приводить к тому, что учитель во время урока работает только по этому плану, забывая о классе и его работе, В таком случае он теряет руководство классом. Хороший учитель не прикован к плану; если это необходимо, он может отойти от него и, несмотря на измененные условия, достичь намеченной цели.

В некоторых учебных заведениях практикуется коллективное пла­нирование, как календарно-тематическое, так и поурочное. Коллек­тивная подготовка охватывает общие вопросы, имеющие одинаковое значение для всех учителей и классов. Она направлена на разработку трудных разделов учебного материала, выбор лучших методов обуче­ния, учебных и наглядных пособий. Коллективная подготовка уроков ни в коем случае не может лишать учителя возможности его творчес­кой подготовки к урокам.

Очень большое значение для успешного проведения занятий имеет продуманное построение урока и других форм организации учебного процесса в ходе подготовки. Говорить о педагогическом ма­стерстве учителя можно тогда, когда урок им логически продуман, правильно построен, план составлен так, что соответствует дидакти­ческим принципам и правилам, и проведен он так, как был задуман, идостиг поставленных целей.

> Классный час

Час классного руководителя — это форма воспита­тельной работы, при которой школьники под руководством пе­дагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.

В ряде школ для работы каждого классного коллектива выделено в один из дней время, обычно называемое классным часом. Чем зани­мается коллектив в это время — решают учащиеся и классный руко­водитель. В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в третью — встре­чи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учи­тывают при планировании воспитательной работы. Но возможны экстренные сборы в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т.д.).

Час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, при этом роль, функции, позиция педагога и его взаимоотношения с детьми также различны. Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во вне­урочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам. Но формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Очень час­то проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершают­ся принятием конкретного решения по данному вопросу на класс­ном собрании.

Функции классного часа:

1. Просветительская функция. Заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отраже­ния в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире.

2. Ориентирующая функция. Формирует у учащихся определен­ные отношения к объектам окружающей действительности, способ­ствует выработке у них определенной иерархии материальных и ду­ховных ценностей.

3. Направляющая функция. Помогает переводить разговор о жиз­ни в область реальной практики учащихся, направляя их деятель­ность на реальные практические дела.

4. Формирующая функция. Связана с реализацией вышеуказан­ных функций и заключается в формировании у школьников при­вычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, выработ­ке умений вести групповой диалог, аргументированно отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руко­водителя учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что развивает специальные умения и навыки. Правильно организован­ная деятельность формирует отношения между детьми в коллекти­ве, положительное и действенное общественное мнение (Н.Е. Щуркова).

Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта. Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми, наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономичес­кое и экологическое воспитание и т.д. Темы и содержание классных , часов классный руководитель определит, изучив уровень воспитан­ности школьников, их нравственные представления, взгляды, инте­ресы, желания, суждения. К выявлению наиболее важных тем педа­гог может привлечь детей и их родителей. Наиболее эффективными * и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности. Место проведения воспитательных часов не регламентировано и определяется их целями и со­держанием.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному про­свещению. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т.д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. В формировании нравст­венных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы-диспуты, которые возможны в том случае, если у школьников есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому во­просу. Поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возник­шего на уроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть ре­зультат и действенность проводимых ранее классных часов, воспита­тельной работы в целом.

На классные часы приглашаются интересные люди. Успеха можно до­биться только тогда, когда удовлетворяются интересы детей и реализуют­ся педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, класс­ный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели ме­роприятия, его направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к пред­стоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.

Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает следующие действия:

— определение темы классного часа, формулировка его цели ис­ходя из задач воспитательной работы с коллективом;

— тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач в соответствии с требованиями к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие воз­растным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

— составление плана подготовки и проведения классного часа; привлечение школьников к активной деятельности в период его под­готовки, использование разнообразных методов и приемов, воздей­ствующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

— подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подго­товка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмо­трения вопроса, откровенного, непринужденного разговора;

— определение целесообразности участия в классном часе уча­щихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, ра­ботников школы, специалистов по обсуждаемой теме;

— определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

— выявление возможностей по закреплению полученной на класс­ном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Следует обратить особое внимание на психологическую подго­товку учащихся. Их должен интересовать классный час, они настра­иваются на важный и серьезный разговор.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.

Коллективные творческие дела (КТД)

Будучи основополагающим элементом макаренковской коммунарской методики, которую технологически отработал и адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов, эта форма работы организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; что­бы деятельность детей имела практическую направленность на бла­го собственного или других коллективов, преследовала гуманисти­ческую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реали­зацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Иными словами, в задачи коллективных творческих дел входит забота вос­питанников и их наставников о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде как непрерывный поиск лучших решений жиз­ненно важной задачи; она выполняется и организуется сообща — планируется, готовится, проводится, обсуждается. Назовем стадии коллективных творческих дел. Принятие идеи — предварительная работа. Педагоги, взрослые выделяют время для этих действий в воспитательной работе, плани­руемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, ко­торые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы исполнения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, выясняют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не дик­туют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.

Выделение совета дела — коллективное планирование. Сами дети ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (груп­пах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором—стартом. Ус­пех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать вы­двинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Коллективная подготовка дела — руководящий орган, совет, уточ­няет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективных творческих действий, затем организует его выполнение, поощряя и поддерживая инициативу каждого участника. Подготовка чаще идет по группам.

Творческое коллективное выполнение — на этой стадии осуществ­ляется конкретный план, составленный советом дела с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планиро­вания и подготовки дела.

Коллективный анализ и оценка (рефлексия) — это может быть об­щий сбор коллектива, посвященный итогам творческих дел, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положитель­ные и отрицательные стороны подготовки и проведения творческих дел. Участие каждого в этой оценке может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творчески­ми отчетами. Главное, чтобы все участвовали в размышлениях об опы­те (своем собственном и своих товарищей) проведенных дел, учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать бо­лее сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся выраба­тывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Принятие идеи нового дела — ближайшее последействие коллективных творческих дел. После подведения их итогов необходимо приложить мак­симум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечает­ся программа последовательных действий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные.

Условия проведения коллективных творческих дел:

— реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родите­лях, близких людях, окружающем мире;

— соблюдение последовательности действий (стадий) при подго­товке и проведении любого коллективного дела, сохранение пози­ции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу;

— совместный учет взрослых и детей опыта предшествующих дел;

— опора на опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспи­тательном процессе; ранее используемые формы.

Педагоги и учащиеся могут использовать коллективную творчес­кую деятельность или отдельные ее элементы при подготовке и про­ведении различных форм работы.

> Выставки, праздники

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое, образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен мнениями и опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма внеклассной воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству вы­дающегося писателя, поэта, например недели детской книги, театра, му­зыки, дни поэзии. Праздники проводятся ярко, эмоционально, насы­щенно, с музыкой, костюмами, песнями, танцами, импровизациями, затеями, сюрпризами и подарками, чтобы у всех участников в памяти о них оставались самые светлые и положительные эмоции. Воспитанни­ки максимально включаются в подготовку и проведение праздника.

Вопросы и задания

К§1

1. Что такое, по вашему мнению, формы организации целостного педагогического процесса?

2. Какие формы организации обучения известны из истории образования? Найдите их описание и сделайте сообщение на занятии.

3. Перечислите формы организации обучения.

4. Перечислите формы организации воспитательной работы.

5. Каковы функции форм организации обучения и воспитательной рабо­ты?

6. Какие виды организации деятельности учащихся возможны? Дайте им краткую характеристику.

К§2

1. Назовите признаки, отличающие урок от других форм организации учебного процесса.

2. Почему, по вашему мнению, урок является основной формой организа­ции учебного процесса?

3. Какие типы уроков можно назвать в соответствии с дидактическими це­лями? Какова структура каждого из них?

4. Какие требования предъявляются к современному уроку?

5. Посетите в школе урок по своей специальности, определите его тип по дидактической цели и насколько он соответствует требованиям.

6. Если вы учитесь в сельской местности, побывайте на уроке в малокомп­лектной школе и дайте ему оценку.

К§3

1. Назовите формы, кроме урока, которые широко используются при организации учебного процесса. Какие из них больше всего вам нравятся? Почему?

2. Дайте краткую характеристику каждой из них.

3. Посетите в школе некоторые из этих форм организации учебного про­цесса и сделайте их анализ.

Часть II. Характеристика целостного педагогического процесса

К§4

1. Назовите основные виды планов, которые практикуются в школах. Ваше отношение к этим планам? Обоснуйте свое мнение.

2. Познакомьтесь с календарно-тематическим и поурочными планами по лю­бой теме в одном из классов по своей специальности. Проанализируйте их и сделайте выводы. Подумайте, как бы вы спланировали этот материал.

К§5

1. Найдите материал о тех формах организации воспитательной работы, о которых не было рассказано в параграфе, и подготовьте выступление на семинаре.

2. Посетите в школе любое внеклассное занятие, проанализируйте его, дай­те оценку.

3. Разработайте сценарий подготовки и проведения коллективных творче­ских дел с воспитанниками определенного возраста и защитите его на за­нятии.

Литература

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

2. Древелов X. и др. Домашние задания. М., 1989.

3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

4. Классному руководителю. М., 1999.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. М., 1993.

6. Культура современного урока. М., 1997.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993.

8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

9. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского и др. М, 1988.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.

11. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 1993.

12. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.

13. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.

14. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

ГЛАВА 12

Наши рекомендации