Теоретическое обоснование. 1. Современная философия образование акцентирует внимание на субъектной позиции

1. Современная философия образование акцентирует внимание на субъектной позиции школьника в образовательном процессе. В широком философском плане под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознаниеми волей человек. Поэтому субъектная позиция человека связана с его активностью, инициируемой принятием определенного решения, обусловленного тем или иным смысловым отношением.

2. В образовательном процессе на уроке ребенок предстает прежде всего как субъект познания. Возможность его субъектной позиции проявляется в самоуправлении процессом своего познания. Это предполагает наличие у школьника заинтересованности в постижении нового, опыта целеполагания, умения организовать выполнение деятельности своими силами, способности к самоконтролю и самооценке в процессе и в итоге осуществления намеченной программы действий (В.В.Давыдов). Ребенок становится субъектом познания, если учитель создает условия для того, чтобы школьник приобретал опыт саморегуляции познавательной деятельности, а следовательно, и возможность самостоятельного изменения стратегии и тактики своей деятельности в соответствии с возникающими на уроке ситуациями. Появление такого опыта обусловлено специальным вниманием учителя к формированию у школьников познавательного интереса, умений целеполагания, умения предпринимать необходимые действия, приводящие к достижению желаемой познавательной задачи, умений самоконтроля и самооценки.

3. Целеполаганиепредставляет собой процесс возникновения целей, их выделение, определение и осознание. Оно может иметь по крайней мере две формы: самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности как один из этапов ее осуществления и определение цели на основе выдвигаемых кем-то требований (В.В,Давыдов). В образовательном процессе второй случай является практически ведущим.

4. Учебные действия - это средство реализации познавательных мотивов и выдвинутых на этой основе школьниками целей. Охарактеризовать учебные действия - это значит описать, что именно делает и как именно действует школьник в направлении достижения цели. Эти действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. При анализе качества учебных действий важно обращать внимание на степень самостоятельности школьника в выполнении заданий, на осознание им способов осуществления действий, а также на возможность осуществления действия в измененных условиях.

5. Самоконтроль выступает условием нормального протекания предпринимаемых школьником действий. Он состоит в постоянном прослеживании хода выполнения действий, в своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении, а также во внесении в них необходимых корректив.

6. Самооценкасвязана с оценкой школьником самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В данном случае самооценка выполняет функцию подведения итогов выполненной последовательности действий и определению того, правильно или неправильно они совершены. Кроме того, если она совершается перед решением познавательной задачи (связанной с достижением выдвинутой познавательной цели), то результаты самооценки определяют возможность или невозможность ее решения и в соответствии с этим планирования предстоящей деятельности.

  • Практические задания

1. Прочитав материалы Приложений, подготовьте ответы на предложенные вопросы и выполните задания:

1). Каковы признаки субъекта деятельности? Сделайте соответствующие цитатные выписки.

2). Ученик – субъект познавательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете?

3). Приведите примеры жизненных или педагогических ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности или субъектом отношений.

4). Подумайте, по каким внешне видимым проявлениям вы можете заметить на уроке учащихся, находящихся в позиции объекта образовательного процесса и субъекта познания. Составьте сравнительную таблицу показателей.

2. На основе просмотренных видеоматериалов определите, в какой позиции преимущественно находятся школьники на уроках – субъекта или объекта. Какие факты позволяют вам сделать этот вывод.

3. На основе просмотренных видеоматериалов вычлените те способы целеполагания, которые были использованы учителем и учащимися на уроках. Участвует ли ученик в выдвижении (или обсуждении) ближайших или перспективных целей своей деятельности? В чем это проявляется на уроках? Сделайте вывод о возможности появления субъектной позиции школьника на просмотренных уроках.

4. На основе просмотренных видеоматериалов выделите те способы, которые использовал учитель в процессе организации изучения нового материала. Оцените их педагогические возможности с точки зрения идеи субъектности школьника на уроке.

5. Перед кем преимущественно отчитываются школьники по результатам своей деятельности на просмотренных уроках: перед учителем; друг перед другом; перед классом; перед собой? Какое отношение имеют эти факты к проблеме субъектной позиции учащихся на уроке?

6. Обращается ли на просмотренных уроках специальное внимание на обучение школьников способам саморегуляции в познавательной деятельности? В чем состоит эта работа на данном уроке? В каких проявлениях виден результат предшествующего обучения такому опыту?

7. Действует ли ученик на уроке преимущественно:

- по инструкции, данной учителем;

- на основе самой общей ориентации, заданной учителем и определяющей лишь

основное направление деятельности;

- на основе самостоятельно принятого решения, инициированного познавательной потребностью?

Какие факты на это указывают? Как это влияет на побуждение объектной или субъектной позиции школьника на уроке?

Формы контроля:

- выполнение предложенных заданий (по микрогруппам);

- сравнительная таблица;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С.235-302 (раздел «Психологические вопросы сознательного учения»).

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С.249-253.

3. Петровский В.А. Субъектность – новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование, 1996, № 3.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – Ч.3 «Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса».

5. Селиверстова Е.Н. Школа развития – школа субъектности //ежемесячник «Наша школа». – Владимир, май, 1997.

6. Педагогические теории и системы. Учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. Составители и авторы вводных статей и заданий Е.Н.Селивёрстова, Л.И.Богомолова, Л.А.Кирсанова, Е.Ю.Рогачёва. – Владимир: ВлГУ, 2012. – Раздел II.

7. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С. 50 (Программа наблюдения урока с позиции «учащийся – субъект учебной деятельности»).

Приложение 1.

Наши рекомендации