Конспектирование работ

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Допущено Учебно-методическим объединением

по направлениям педагогического образования

в качестве учебно-методического пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика

Рецензенты:

Воюшина М.П. - доктор пед. наук, проф. (Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена)

Крулехт М.В. -доктор пед.наук, проф. (Российский

государственный педагогический университет им.А.И.Герцена)

Матвеева Л.А. - канд. психол. наук, доцент, декан факультета психологии (Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования)

Теория воспитания: Учебно-методическое пособие//Автор-сост. Петрова Л.И. /Под ред . Г.И. Вергелес,2 –е изд., доп.и перераб.

Пособие направлено на организацию самостоятельной работы студентов факультетов начального образования педагогических вузов, изучающих курс “Теоретическая педагогика ”. Оно включает в себя основную и дополнительную литературу к изучаемым темам, тексты педагогических работ по каждой из тем, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самопроверки, критерии оценки знаний и умений студентов по данному курсу, примеры тестовых заданий.

Для студентов вузов и учителей начальных классов.

Введение

Требования к учителю на современном этапе возрастают. Они обусловлены, прежде всего, трудностями переходного периода, характеризующегося тем, что новые научно-теоретические позиции еще не закрепились в практике школы, а отказ от старых и отработанных уже произошел. Это ставит перед высшей школой задачу подготовки учительских кадров, обладающих широкими психолого-педагогическими познаниями и определенными умениями и навыками в области педагогики.

Представленное учебно-методическое пособие призвано помочь будущим педагогам овладеть необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Теория воспитания является частью комплексного курса «Теоретическая педагогика», в который кроме разделов, раскрывающих теорию и практику воспитания, входят и разделы, связанные с обучением ребенка. В разработке пособия автор опирался на программу и специфику организации воспитательного процесса в начальной школе. Ознакомление студентов с материалами пособия позволит обеспечить профессиональную подготовку педагогов для системы начального образования. В процессе обучения будущий специалист получит возможность освоить основные категории процесса воспитания, логику построения воспитательного процесса, его характерологические особенности. Представленный курс интегрирует знания не только из педагогики и психологии, а и из области философии, социологии, культурологии и других наук, так или иначе связанных с человеком. Это в значительной степени поможет студентам освоить необходимую научную информацию и использовать ее в своей будущей профессиональней деятельности. Тем более что педагогическая деятельность связана с высокой степенью ответственности, так как именно учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности и от его работы в большой степени, зависит, насколько подготовленным придет ребенок в среднюю школу.

Логика построения пособия побуждает студентов к профессиональному самосовершенствованию. Этому способствуют и разработанные задания, и вопросы для самоконтроля после каждой из представленных тем.

Темы, включенные в пособие, рассматриваются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к практическим занятиям требует от студентов большой доли самостоятельности. Самостоятельная работа охватывает все темы курса. Это просматривается, прежде всего, в подборе и построении заданий. Студентам предлагаются такие виды самостоятельной работы, как конспектирование, составление содержательных выписок из текстов, написание рецензий и аннотаций на статьи, анализ предложенных воспитательных мероприятий, решение педагогических задач, подготовка и участие в деловой игре, составление библиографических списков? Участие в дискуссиях по проблемам воспитания.

Содержание и структура курса определяются основными идеями личностно-ориентированного воспитания. Это повлияло и на подбор хрестоматийного материала, призванного помочь студентам освоить такие проблемы, как субъектность воспитания, развитие гуманистических ценностных ориентаций, совокупность отношений ребенка к миру в целом, закономерности и принципы воспитания, реализуемые в условиях «одиночества» ребенка в мире взрослых.

Конспектирование работ - student2.ru Знаком помечены задания, которые студент выполняет по желанию, а знаком * - подготовка рефератов.

Курс заканчивается экзаменом. Его можно провести в виде традиционного экзамена, т.е. предполагающего экзаменационные билеты, включающие теоретические вопросы и практические задания по изученному курсу. А можно в виде тестовых заданий, призванных проверить не только теоретические знания студентов, а и наличие креативных педагогических умений, проявленных ими в ходе решения практических задач из области воспитания.

Для облегчения самостоятельной работы мы приводим описательные характеристики некоторых ее видов.

Конспектирование работ.

Конспектирование – это составление краткого письменного изложения содержания книги, статьи и т.д. В переводе с латинского слово conspectus означает обзор, краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т.п. Для того чтобы конспектирование было выполнено на высоком уровне, необходимо следовать следующим правилам:

- изучить первоисточник, уяснить цель его написания и задачи, которые ставил автор. При возникновении неясных моментов, найти им объяснение в справочной или иной специальной литературе;

- выделить главную и вспомогательную мысли источника, при этом помнить, что конспект – это запись мысли, а не текста;

- выделить часто используемые слова и словосочетания текста и при необходимости подобрать к ним гипераббривиатуру (обозначение часто употребляемого слова или словосочетания одной буквой или знаком);

- составить письменный план источника:

- пересказать мысленно содержание источника по плану и проверить по тексту все ли удалось запомнить;

- законспектировать источник, соблюдая особую осторожность в процессе преобразования фраз;

- провести рубрикацию конспекта цветом (выделить ключевые элементы, заголовки и т.п.);

- перечитать конспект, сравнить изложенные в нем мысли с теми мыслями, которые изложены в первоисточнике и при необходимости устранить выявленные разночтения.

Цитирование.

Цитирование -это приведение дословной выдержки из какого-либо текста. Как правило, цитирование рассматривается в качестве одной из составляющих конспектирования. Но оно может выступать и в качестве самостоятельного умения студента. При выписке цитаты, необходимо в первую очередь охватить всю мысль, весь довод, все основные сведения по цитируемому материалу, и только после этого цитировать главное, наиболее существенное с обязательным указанием номера страницы. Следует помнить, что цитировать автора допустимо только по его произведениям. И лишь когда источник недоступен, допускается использование цитаты из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя ссылку на источник словами: «Цитирую по…». Выбранная студентом цитата должна точно соответствовать источнику. Никаких искажений в словах и предложениях, заимствованных у автора, не допускаются.

Аннотирование.

Аннотирование – это составление аннотации. Т.е. краткой характеристики текста, включающей в себя содержание текста, назначение адресата, научную ценность и т.д. В аннотации должны указываться лишь существенные признаки содержания источника. Это те признаки, которые позволяют выявить его научное и практическое значение, новизну источника и отличить его от других, близких ему по тематике и целевому назначению. В использовании аннотирования можно опираться на следующие правила:

- указать данные об авторе источника;

- указать конкретную форму аннотируемого произведения (монография, учебник, учебное пособие и т.д.)

- указать предмет источника и его основные характеристики;

- указать отличительные черты издания, по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: новое в содержании, что несет в себе источник, особенности подачи материала (к примеру, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика и т.д.);

- указать конкретный, читательский адрес, а также дополнительный круг читателей.

Рецензирование.

В рецензии в отличие от аннотации, студент представляет критический анализ содержания и формы источника. Студент выявляет насколько рецензируемая работа актуальна для педагогической теории и практики, затем он раскрывает структуру работы, выявляет основную идею и характеризует научную и практическую значимость. Для рецензирования обязателен такой пункт, как высказывание и обоснование своей точки зрения на рецензируемую работу. В конце рецензии студент обобщает свои критические замечания и оценивает представленную работу, исходя из общих требований, предъявляемых к определенному виду работ, и индивидуального отношения к рецензируемой проблеме.

Библиография.

Студент подбирает литературу, исходя из темы и формы выбранной им работы. Это может быть реферат, или защита проекта, или выпускная квалификационная работа, или диплом. Но, несмотря на форму работы, в составлении библиографии есть свои правила:

- все источники располагаются в алфавитном порядке (авторы работа или название сборников);

- следует указать фамилию и инициалы автора, название работы, ее выходные данные: место, год издания;

- если описываются статьи из психолого-педагогических журналов, то нужно указать автора, название статьи, название журнала, год издания и его номер;

- если описывается сборник статей, но нужно указывать фамилию редактора этого сборника. Для облегчения работы над библиографическим списком, приводим примеры описания разных источников:

Наши рекомендации