Развитие системы образования
Вторая половина XIX века – это период становления системы российского образования. Именно в данное время она приобрела законченный, но не до конца оформленный характер. Появились все основные ступени образования: от начального - до дополнительного. Значительно выросло количество образовательных учреждений, кардинально увеличилось число обучающихся. В образовательный процесс оказались вовлечены миллионы человек разных социальных возрастных категорий. Образованию был предан всесословный характер: формально не существовало социальных, национальных, религиозных ограничений для обучения на различных ступенях.
Однако на практике даже начальным обучением были охвачены далеко не все дети школьного возраста. Остро стоял вопрос распространения грамотности среди народов России. Да и об имеющейся совокупности образовательных учреждений можно только условно судить как о системе. Наряду с передовыми университетами, институтами, курсами, гимназиями и лицеями в образовательную сеть входили архаичные виды учебных заведений. Наряду с магистральной линией получения фундаментального образования: классическая гимназия-университет в стране существовали виды образовательных заведений носящих в основном тупиковый характер. Продолжение образования после их окончания являлось скорее исключением, чем правилом.
Наличие различных ведомств и социальных институтов, возможность создания и деятельности не только государственных, но религиозных, общественных, частных учебных заведений создавало впечатление о вариативности образовательной сети. Но на практике это порождало дополнительные сложности в развитии педагогического процесса.
Крайне неоднороден был учительский корпус. Образованные педагоги - носители высокой культуры, владеющие современными методами преподавания, любящие и умеющие работать с детьми, видящие в этом свою социальную миссию, растворялись в общей массе «человеков в футлярах» - ограниченных урокодателей. Во многом это было связано с тем, что в России только происходило формирование структур педагогического образования.
Все названные противоречия специфично проявлялись на различных ступенях образования.
Начальное образование. Именно развитие начального образования стало во второй половине XIX века образовательным пространством, где активно действовали все три основные его субъекты – Государство в лице Министерства народного просвещения, Общество, которое представляли земства и Православная Церковь, которая действовала под руководством Святейшего Синода. Их взаимоотношения на протяжении второй половины XIX века носили различный характер, в котором присутствовала как существенная конфронтация земства и Синода, так и попытки выстроить позитивный диалог, наладить конструктивное взаимодействие. Главное, что во всех начинаниях и образовательных инициативах 60-90-х годов в той или иной мере участвовали все субъекты образовательного пространства, поскольку объективно направленность их деятельности совпадала. Благодаря усилиям государства, общества и церкви к концу XIX века в России была создана обширная сеть, насчитывающая около 79 тысяч начальных школ всех ведомств. В них обучалось 3 млн. 800 тысяч человек.
«Положение о начальных народных училищах»1864 года декларировало право народа на образование на всех его ступенях и право общественности на участие в создании и руководстве народной школой. Программа обучения в начальных народных училищах была традиционна – Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение.
Вплоть до конца 60-х годов государство уклонялось от финансирования создания начальных школ полностью, возложив эти функции на земства и крестьянские общества. Это, естественно, привело к ослаблению государственного контроля над развитием народного образования. Стремясь исправить положение Министерство народного просвещения в 1869 году учреждает инспекции народных училищ и создает в том же году так называемые образцовые министерские школы. Срок обучения в них был от трех до пяти лет. Программа включала в себя более расширенный круг общеобразовательных знаний.
С 1872 года казенные училища начинают создаваться в городах. Их социальной целью ставилась задача аккумуляции в себе образовательных устремлений «низших слоев» городского общества и освобождения благодаря этому от них гимназий. Поэтому срок обучения достигал 6 лет. В городских училищах наряду с традиционными общеобразовательными предметами начальной школы изучались геометрия, география, история, естествознание, физика, черчение и рисование, пение, гимнастика, ручной труд. Наблюдалась тенденция к профессионализации – в учебный план вводились такие предметы, как коммерческое счетоводство и бухгалтерия. При училищах открывались ремесленные классы. А для окончивших училища организовывались одно - двухгодичные курсы счетоводов, бухгалтеров, чертежников, учителей. Все это придавало городским училищам самодостаточный характер – их выпускники могли сразу включаться в трудовую деятельность, что было очень важно для малообеспеченных слоев. Однако, по сути, это были тупиковые учебные заведения, их выпускники не имели прямого доступа к другим образовательным ступеням. Лишь немногие выпускники могли поступать в учительские институты, а дети состоятельных родителей при соответствующей дополнительной подготовке во второй-третий класс гимназии.
В этом плане в более выгодном положении находились уездные училища с трехлетним сроком обучения, чьи выпускники могли поступать в гимназии. Всего же к концу XIX века было создано свыше 32 тысяч начальных школ подчиненных Министерству народного просвещения, в которых обучалось 2 млн. 310 тысяч учащихся.
Земские и городские школы.«Великие реформы» 1860-х годов открылись земской реформой, которая была, прежде всего, направлена на обустройство жизни в российской провинции. Бюджет земств складывался из налогов на недвижимость – земли, леса. К 1917г. земства охватили 110 млн. жителей Российской империи (около 80%). Хотя первоначально согласно «Положению» земствам отводилась преимущественно хозяйственная роль, они по собственной общественной инициативе приоритетное внимание уделяли развитию здравоохранения, культурно-просветительной деятельности и, особенно, сфере образования.
Именно благодаря деятельности земств, привлекших к просветительной работе десятки тысяч прогрессивно настроенных, искренне любящих русский народ представителей интеллигенции в России было заложено основание сельской народной школы. В целом русскую начальную школу создало не правительство, а именно земство.
Земская школа как социальное и педагогическое явление изначально мыслилось как общественное учебное заведение. Она создавалась местными органами самоуправления на народные средства, т.е. была результатом проявления общественной инициативы. В то же время по характеру и содержанию своей учебной и воспитательной работы она стала школой народной, во многом, отразившей в своей деятельности национальный идеал воспитания.
Благодаря активной деятельности количество земских школ быстро росло. Только за первое десятилетие после организации земств их было открыто более 16 тысяч и в них обучалось свыше 750 тысяч учащихся, а к концу века в 17,5 тыс. земских школах уже обучалось 2,5 млн. человек. В бюджете земств расходы на образование занимали в различных уездах от 10 до 40%, т.е. имели приоритетный характер.
По своей структуре земские школы были с трех - четырехлетним сроком обучения (хотя, как правило, детей, особенно мальчиков, забирали из школы после второго класса). В лучших из них, наряду с традиционными для начальной школы предметами, в процессе объяснительного чтения сведения давались по истории, географии, природоведению.
Таким образом, земские образовательные учреждения представляли собой по содержанию и качеству обучения начальные школы повышенного типа. Причем земства не ограничивались только начальной школой - в уездных центрах создавались средние земские гимназии. Акцент в образовательной деятельности делался на развитие познавательного интереса, любознательности учащихся. Использовались передовые методы обучения, в частности аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Преподавались такие необходимые в сельской местности курсы как садоводство, огородничество, пчеловодство.
Начиная с 1870г. (согласно «Городовому положению») стали создаваться школы городского самоуправления, которые представляли собой в основном трех - четырехлетние начальные училища.
В целом деятельности земств в сфере образования на протяжении 1860-х - 90-х годов был присущ внутренний динамизм, причем носящий позитивный характер. От известного противостояния образовательной политики государства и церкви в 80-е-90-е годы произошел переход к конструктивному диалогу и консолидации усилий. Земства стали финансово поддерживать и правительственные школы грамоты, и церковно-приходские школы. Подлинно народным становился корпус земских учителей, выходцев из крестьянской сферы. Земства постепенно отказывались от привнесения в сельский социум чуждых ему педагогических образов, находя все более органичные ему формы. В 1890-е годы земство в известной мере сформулировало свою социально-педагогическую программу, направленную на введение в стране всеобщего начального образования.
В данной связи деятельность земства в сфере образования имела очень большое значение, далеко выходящие за собственно учебные рамки. В имперской России формировались элементы гражданского общества, закладывались основы муниципального общественно-государственного управления начальным народным образованием, развивались демократические принципы организации школьной жизни, педагогического процесса. Но главное, в результате широкой просветительской деятельности постепенно формировалась культурно-образовательная среда (только школьных и внешкольных библиотек земствами к концу XIX века было открыто более 5 тысяч).
Характерно, что, начиная с 90-х годов XX века, в Российской Федерации предпринимались попытки возродить земское движение, причем преимущественно в сфере образования.
Церковно-приходские школы.Хотя церковно-приходские школы существовали на протяжении всего XIX века, до начала 80-х годов их число для российских просторов было незначительным (4500), да они и не представляли собой сколько-нибудь законченной системы.
Положение кардинально меняется, после того как во главе Святейшего Синода становится Константин Петрович Победоносцев. Общее количество церковно-приходских школ определялось им в пределах 40 тысяч, т.е. по количеству действовавших в стране церковных приходов. Основой их деятельности должен был являться безвозмездный труд священников. Располагаться они могли в доме священника или другом «бесплатном помещении».
Учебный курс вначале определялся в два года (с 90-х годов - три). Школа должна была быть нацелена на воспитание детей в строгом соблюдении существующего порядка жизни, чтобы нарушение этого порядка неизбежно расценивалось как нравственное зло, а выполнение – как добро.
В 1884г., когда были приняты «Правила о церковно-приходских школах», их главной целью ставилось религиозное воспитание учащихся: «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные сведения». Соответственно определялся и перечень учебных предметов этих школ: «1) Закон Божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) Церковное пение; 3) Чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) Начальные арифметические сведения».
Воспитанию религиозного чувства, «послушания матери-церкви», был подчинен и весь распорядок школьной жизни. Учебный день неизменно открывался уроком Закона Божия при зажженной лампаде или свече перед классной иконой. Каждый урок начинался и заканчивался пением молитв.
Такая направленность педагогического процесса была призвана консервировать существующее социальное положение, прежде всего сословный характер общества. Обучать и воспитывать молодых людей таким образом, чтобы каждый знал свое место в жизни. В такой целевой установке нашел свое воплощение прочный альянс государства и церкви, которые имели общую стратегическую установку на консервацию политической и социальной жизни.
К концу XIX века количество церковно-приходских школ превысило 32 тысячи, обучались более миллиона человек. Такой рост произошел во многом благодаря тому, что в 1891г. в распоряжение Синода были переданы так называемые крестьянские школы грамоты, созданные на средства и по инициативе самого сельского населения (16000 с 400 тыс. учениками). Они охватывали в основном одно, редко двухлетний срок обучения и давали минимальные знания. Так планомерно расширялось влияние церкви на начальную народную школу.
В целом современники достаточно критически оценивали педагогический, да и образовательный уровень преподававших в них учителей. На этом фоне разительно выделялась школа созданная в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область) замечательным просветителем и незаурядным педагогическим мыслителем Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902).
Профессор ботаники Московского университета, рано ушедший в отставку, друг и единомышленник К.П.Победоносцева, он в своем селе в 1875г. создает церковно-приходскую школу, основанную на новых началах. В педагогическом плане С.А.Рачинский, испытавший очень сильное воздействие идей славянофилов, опирался на наследие И.Г.Песталоцци.
Свой опыт педагог обобщил в сборнике статей «Сельская школа». Впервые вышедший в 1891г. он потом неоднократно переиздавался в 1890-е годы. В основу воспитания в Татевской школе были положены нравственно-религиозного начала. В широком смысле ставилась задача сформировать из крестьянских детей грамотных, социально активных граждан, православных по своей вере и мировоззрению. На первое место в преподавании было поставлено изучение Закона Божия. Дети активно участвовали в церковном богослужении, разучивали молитвы и пели религиозные мотивы. Очень серьезно было организовано изучение церковнославянского языка и священной истории. Вместе с тем С.А.Рачинский рассматривал нравственно-религиозное воспитание не как самоцель, а как средство формирования Православного самосознания, национальной гордости и патриотизма.
Другой базовой основой учебного процесса было изучение русского языка и литературы, в которой основное место отводилось творчеству А.С.Пушкина. Кроме этого ученики постоянно упражнялись в решении арифметических задач, особенно с устным счетом. Эти задачи С.А.Рачинский составлял на жизненном материале с нравственным подтекстом. Например, «Я каждое воскресенье раздаю нищим по 77 коп. Сколько я раздаю в год». Такие задачи были обобщены им в сборнике «1001 задача для умственного счета».
С.А.Рачинский не ограничивался учебными занятиями: осуществлялась большая воспитательная работа, особенно в плане эстетического воспитания. Здесь центральное место занимали музыка, песни, живопись и красота окружающей природы, различные праздники. В школе были курсы рисования и художественная мастерская.
Такова была, по мнению Рачинского модель русской национальной школы. Все это свидетельствует о его стремлении создать новый тип народной школы, где органично сочеталось христианское воспитание и эффективное обучение, основанное на познавательной активности и практической целесообразности. По большому счету он старался соединить в образовательном процессе религию и науку.
С.А.Рачинский был настоящим подвижником просвещения. Он проживал вместе со своими учениками (их было около 70 мальчиков и несколько девочек) в небольшом доме. День в Татевской школе начинался в 6 утра и длился до 9 вечера. Учение продолжалось круглый год без каникул и перерывов (был установлен 4-х летний срок обучения). В течение дня ученики перемежали учебные занятия молитвами и хозяйственными работами: рубили дрова, привозили воду, ухаживали за школьным огородом.
Благодаря такой организации жизни из Татевской школы выходили знающие, бодрые, нравственно чистые дети. Наиболее одаренные выпускники продолжали получать образование в семинариях, медицинских и художественных школах. Среди питомцев Татевской школы известный художник Н.П.Богданов-Бельский.
Среднее общее образование.Модернизация средней общеобразовательной школы осуществлялась в контексте социально-политических изменений, вызванных отменой крепостного права. Несмотря на то, что процессы, происходящие в сфере общего среднего образования, как и в целом в России этого времени носили неоднозначный характер, все же в целом период 60-х-90-х годов оказался достаточно продуктивным. Общее образование стало вариативным в его классическом и реальном ипостасях.
В области лицейского образования большое значение имело открытие в 1868 г. в Москве Лицея памяти Цесаревича Николая Александровича. Его основателями были известные общественные деятели М.Н.Катков и П.М.Леонтьев. Это было закрытое, элитарное учреждение, в котором преимущественно воспитывались отпрыски дворянских родов, а также дети богатого купечества и священнослужителей.
К наиболее оригинальным и значимым сторонам образовательного процесса в лицее относится создание впервые в отечественной педагогике специального института тьюторов, или туторов, как их называли в то время. Так осуществлялась идея индивидуализации познавательной и воспитательной деятельности. Современной выглядит и та работа, которая осуществлялась в лицее с одаренными детьми. В специально созданную при лицее Ломоносовскую семинарию со всей страны отбирались самые талантливые дети – выходцы из крестьян и горожан. В данной связи становится понятен и символ, заложенный в названии семинарии – ведь М.В. Ломоносов являл собой эталон самородка, вышедшего из толщи народных масс и ставшего гордостью России. После тщательного отбора самые способные из учеников занимались по индивидуальной программе, проходя пятилетнюю программу лицея за три года, а после окончания полного курса оставались в лицее в качестве педагогов.
К «изюминкам» образовательного процесса лицея также можно отнести концентрический характер преподавания и своеобразный единый орфографический режим.
Знамением времени стало развитие женского общего образования. В широком смысле это также означало преодоление дискриминаций в получении образования, но не по сословному, а по половому признаку.
В 1858 г. было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». Согласно ему стали создавать в основном на общественные средства женские училища. Их целью ставилось: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, особенно же от будущей матери семейства». Кроме традиционных предметов можно было за дополнительную плату обучаться чистописанию, рисованию и рукоделию, французскому и немецкому языкам, танцам и музыке, пению.
В 1870г. эти училища были преобразованы в женские гимназии с семилетним сроком обучения. В учебном плане по сравнению с мужскими гимназиями существенно меньше часов отводилось на математику, физику, естествознание. Зато в качестве обязательных и необязательных предметов были рукоделие и педагогика (с 1874г.). Окончившие 7 классов получали право работать учительницами в народных училищах.
При гимназиях открывался 8-й, дополнительный класс, где изучались педагогика, дидактика и методика начального обучения, а также ряд общеобразовательных дисциплин. Выпускницы получали право на звание домашних учительниц, а окончившие с отличием домашних наставниц. Наряду с этим, сеть среднего женского образования составляли Мариинские гимназии (Ведомство императрицы Марии) по учебному плану примерно соответствующих охарактеризованным гимназиям; а также епархиальные училища с шестилетним сроком обучения, принадлежащие духовному ведомству. В целом, несмотря на несомненные достижения среднее женское образование ни количественно, ни качественно не отвечало задачам развивающегося российского социума.
Поскольку на всем протяжении XIX века сохранялись дискриминационные ограничения на поступление женщин в университеты, то своего рода компенсационной мерой стали Высшие женские курсы. Первые курсы были открыты в Москве в 1872 году по инициативе известного историка В.И.Герье. Наряду с литературой и историей изучалась физика. Необязательными предметами являлись математика, гигиена, иностранные языки и естественные науки. На курсах преподавали лучшие профессора, например, В.О.Ключевский.
Во второй половине 70-х годов высшие женские курсы создавались и в других университетских городах. Наиболее известными были открытые в 1878 году Бестужевские курсы в Петербурге (они были названы в честь возглавившего их известного историка К.Н.Бестужева-Рюмина, племянника декабриста). Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое (естественное). Здесь преподавали такие ученые с мировым именем, как А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов. В учебном процессе широко применялись практические занятия, поощрялась исследовательская деятельность. На курсах в 80-е годы обучалось до 1000 слушательниц. Однако выпускницы курсов не получали прав для занятия должности преподавателя в женских гимназиях.
После того, как в 1886 году все женские курсы были закрыты, то Бестужевские курсы, чья деятельность была возобновлена в 1889 году, оставались единственным высшим женским учебным заведением. Только в 1897 году в Петербурге был открыт женский медицинский институт.
Частное среднее образование.Наряду с государственным, церковным и общественным средним образованием, в России с конца 50-х годов XIX века начинается достаточно широкое развитие частных учебных заведений. В 1865 году их уже насчитывалось 1500, однако только 77 относились к числу средних школ. В конце 60-х – первой половине 80-х годов был принят ряд документов расширявших права таких школ. Лучшие из них получили право именоваться частными классическими гимназиями. По своим правам они были приравнены к правительственным гимназиям. Их педагоги имели возможность сами принимать выпускные экзамены. Все это сказывалось на плате за обучение, которое в 3-4 раза превосходило имевшуюся в казенных гимназиях.
Поскольку частные гимназии отличались значительной по сравнению с государственными свободами, то они аккумулировали в себе передовых талантливых педагогов. Благодаря этому лучшие частные гимназии становились настоящими оазисами гуманизма в пустыне официальной авторитарной педагогики того времени. Среди наиболее известных мужских гимназий были гимназия Л.И.Поливанова в Москве и Петербургская гимназия К.И.Мая. Среди женских гимназий самыми известными, и заслуженно, были образовательные заведения В.Я. и М.Н.Стоюниных в Санкт-Петербурге и С.И.Фишер в Москве. Многие творческие находки частных учебных заведений получили свое применение, и дальнейшее развитие в российском образовании начала XX века.
Развитие педагогического образования.Почти десятикратный рост числа обучающихся только в начальной школе, развитие среднего и профессионального образования в качестве важнейшей задачи выдвинуло осуществление педагогического образования.
Необходимо было разработать формы и содержание такого образования, организовать массовую подготовку учителей, особенно для начальной школы.Здесь, как и во всей педагогике второй половины XIX века столкнулись две парадигмы – консервативная и развивающая. Для представителей первой главное в подготовке учителя народной школы заключалось в его законопослушности, религиозности, способности воспитать в этом духе и своих питомцев. При таком подходе широкая общеобразовательная, тем более научная подготовка не только не предполагалась, а сознательно исключалась. Акцент делался на твердом владении методикой обучения элементарным знаниям. Линия на подготовку учителя развитого и образованного, способного творчески и критически относиться к педагогической деятельности, гуманно взаимодействовать со своими питомцами в основном осуществлялись в учебных заведениях созданных земством.
Низовой частью подготовки учителей выступали второклассные учительские школы - мужские и женские учебные заведения, готовившие педагогов для школ грамоты. Здесь предполагалась общеобразовательная подготовка, ознакомление с основами методики преподавания. Большое внимание уделялось православному религиозному воспитанию.
Церковно-учительские школы, принадлежащие ведомству православного исповедания, включали в план трехлетнего обучения предметы, преподаваемые в церковно-приходских школах, общеобразовательные дисциплины, а так же педагогику и дидактику.
Основным звеном подготовки будущих педагогов являлись учительские семинарии – правительственные и земские. Всего к концу XIX века насчитывалось 78 таких учебных заведений (вместе с 10 учительскими институтами, предназначенными для подготовки преподавателей городских школ). По своему типу они представляли собой средние профессиональные школы. Наряду с общеобразовательными предметами изучались дидактика и методика преподавания. Большое внимание уделялось педагогической практике.
Для подготовки педагогов городских и уездных училищ в начале 70-х годов были организованы учительские институты с трехгодичным сроком обучения и программой, соответствующей учительским семинариям. Это были столь типичные для российского образования того времени тупиковые учебные заведения – их выпускники были лишены не только права поступать в вузы, но и даже сдавать экзамены на звание воспитателя гимназии.
Также, по сути, среднее специальное образование получали выпускницы педагогических классов женских гимназий, институтов и училищ ведомств учреждений императрицы Марии и епархиальных училищ. Как видно в России сложилась довольно пестрая совокупность учебных заведений занимавшихся подготовкой учителей начальных школ и домашних учителей.
В намного более сложном положении оказалась подготовка учителей средней школы. После того как в 1858 году были упразднены педагогические институты, такая миссия была возложена на организованные педагогические курсы. Они имели двухлетний срок обучения, и пять профилей предметной подготовки. Каждый слушатель курсов должен был усвоить программу педагогики, подготовить два сочинения научного и педагогического содержания, написать и защитить «диссертацию» и прочитать одну пробную лекцию. Слушатели, проявившие отличные успехи, получали право на замещение преподавательских должностей в университете. Остальные направлялись в средние учебные заведения. Однако эти курсы оказались нежизнеспособными, прежде всего из-за отсутствия достаточного количества выпускников университетов, желающих посвятить себя преподавательскому поприщу. Поэтому было решено вообще отказаться от специальных педагогических учебных заведений повышенного типа.
Подготовка преподавателей гимназий осуществлялась в историко-филологических институтах, где готовили учителей древних языков (педагогика им не преподавалась). Также в подготовке учителей средней школы принимали участие духовные учебные заведения (академии и семинарии), некоторые технические вузы и лицеи.
В целом приходится констатировать, что к началу XX века в России так и не имелось системы высшего педагогического образования. Все это стимулировало развитие педагогического образования уже в новом столетии.
Высшее образование.Вторая половина XIX века время динамичного развития высшего образования к концу столетия в высших учебных заведениях обучалось до 30 тысяч студентов, из них почти половина – в университетах.
В целом система университетского образования была стабильной. К 7 существующим во второй половине XIX века прибавились два – Новороссийский в Одессе и Томский. Университеты, прежде всего благодаря одаренной профессуре представляли собой крупные научные и образовательные центры. В них сложились сильные научные школы, преподавали педагоги с мировыми именами. Существовала особая университетская этика. Это неоднократно приводило к тому, что в 60-е – 80-е годы передовая профессура неоднократно была вынуждена в знак протеста против решений правительства в сфере образования покидать университет.
Становящаяся российская промышленность требовала ускоренного развития отечественной высшей технической школы. К концу XIX века наиболее крупными из них были Горный и Практический технологический институты в Петербурге, Московское высшее техническое училище. Были открыты политехнические институты в Томске, Киеве, Варшаве и других городах.
Также различные ведомства: путей сообщения, земледелия, внутренних дел имели свои профильные вузы. Учебный процесс в университетах и высшей специальной школе напоминал современный. Год делился на два семестра. Студенты изучали предметы в определенной последовательности и сдавали экзамены. Кроме обязательных дисциплин в каждом семестре необходимо было изучить и сдать два предмета по выбору.
В технических вузах, как правило, хорошо организовывалась производственная практика. Особенно выделялось Московское высшее техническое училище, где действовал свой механический завод. За успехи в организации учебной практике вуз был неоднократно удостоен золотых медалей на Всемирных выставках. А сама модель организации практики была заимствована высшими учебными заведениями США, получив там название русской системы.
После окончания университета молодые люди, проявившие склонность к научной работе оставались для подготовки к профессорскому званию. В этом аналоге аспирантуры предусматривалась сдача экзаменов на степень магистра и защита магистерской диссертации. Как правило, осуществлялась многолетняя стажировка при лучших университетах Западной Европы.
В целом, высшее образование нуждалось в существенном, как в качественном, так особенно количественном развитии. К концу XIX века лишь один из десяти специалистов имел высшее инженерное образование.
9.3. Становление теории профессионально – технического образования.
В конце XIX в. бурное развитие отечественной промышленности потребовало решительной перестройки устаревшей и давно неэффективной системы технического образования. Требовалась сделать подготовку адекватной работе будущего инженера и техника.
Основной вклад в создание системы производственного обучения принадлежит инженеру и педагогу, известному деятелю технического образования Дмитрию Константиновичу Советкину (1838-1912). По окончании Императорского Московского технического училища (1859), он работал в alma mater в должности инженер-механика и начальника мастерских (1869). Д.К.Советкин - один из создателей «операционной системы» производственного обучения«механическим искусствам», или «русской системы», снискавшей известность не только в России, но и во многих странах. Предложив в 1868 г. последовательное изучение выполнения определенных операций и приемов слесарного, токарного, кузнечного, столярного дела, Д.К. Советкин одновременно ускорил процесс обучения техническому мастерству и увеличил количество учащихся. Изучение основных операций и приемов мастерства велось: от простого к сложному. Система Советкина предполагала не только теоретическую, но и практическую подготовку техников, свободно владеющих мастерством. Концептуально «русская система» строилась на взаимозависимости дидактических принципов: последовательность преподавания, сознательное и прочное усвоение материала, а также индивидуальный контроль уровня подготовки. Введение «операционной системы» производственного обучения означало переход от методики обучения ремесленника к обучению индустриального рабочего. «Операционное обучение» отличалось универсальностью, формировало умения творчески применять навыки в производстве.
За разработку «метода обучения ремеслом», Д.К. Советкин был награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Вене в 1873 г. Дальнейшим развитием системы производственного обучения занимались Е.Н.Андреев, Г.Ю. Гессе, С.А. Владимирский, П.И.Устинов. «Русская система» производственного обучения была высоко оценена за рубежом и широко применялась в технических школах всего мира.
Известный государственный деятель Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895) происходил из духовного звания. Окончив Главный педагогический институт (1851), он служил учителем математики в кадетском корпусе, защитил в С.-Петербургском университете диссертацию(1854), стал преподавать в Михайловской артиллерийской академии (1858) и был командирован в Карлсруэ для подготовки к профессорскому званию. По возвращении стал профессором механики в артиллерийской академии. В1875 г. Вышнеградский был назначен директором Петербургского практического технологического института. Во главе института Вышнеградский активно внедряет техническое образование в России.
Назначенный членом совета министра народного просвещения (1884), И.А. Вышнеградский представил проект « Общего нормального плана промышленного образования», оказавший влияние на издание нового закона о промышленных училищах. По его инициативе при Ученом комитете министерства народного просвещения учредили отделение по техническому и профессиональному образованию (1883), которое разработало «Основные положения о промышленных училищах» (1888). Министерство народного просвещения разработало также уставы промышленных училищ — среднего технического, низшего технического и ремесленного (1889). Согласно этим документам промышленное обучение разделялось на три категории. Средние четырехлетние технические училища учреждались для подготовки техников по соответствующей специальности, что давало выпускникам право поступать в высшие технические училища. Низшие технические училища готовили мастеров. Для практической подготовки рабочих на фабрики и заводы в городах создавались трехлетние школы ремесленных учеников (1893). Для сельского населения был разработан тип низшей ремесленной школы (1895) для обучения одному или нескольким кустарным промыслам.
В промышленные училища принимались лица всех состояний и вероисповеданий. После окончания пятилетнего реального училища выпускники поступали в среднюю техническую школу, после городского, уездного училища или двухклассной сельской школы - в низшую техническую школу, после начального училища — в ремесленное училище.
В 1887 г. И.А. Вышнеградский возглавил министерство финансов, начавшее при материальной поддержке местных обществ и крупных промышленников открывать политехникумы. Первыми они были открыты в Киеве и в Варшаве. В конце ХIХ в. в ведении министерства финансов имелось: 10 средних техническихучилищ, 11 низших технических училищ и около 30 ремесленных училищ. Министерство народного просвещения располагало 69 техническими и ремесленными училищах (включая высшие технические учебные заведения, горные училища, мореходные классы, художественно-промышленные школы), где обучалось 7794 чел. В 464 начальных училищ были организованы ремесленные отделения и классы. В ведении министерства путей сообщения находилось 32 технических железнодорожных училища с трехлетним курсом.