Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена
История педагогики
(материалы для подготовки к теоретическому этапу
Олимпиады ПГСГА – 2011)
Литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. завед. – М., 1996.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.
Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена
И.Г. Песталоцци. Теория элементного обучения
И.Ф. Гербарт. Теория воспитывающего обучения
Я.А. Коменский
К.Д. Ушинский
В.А. Сухомлинский
А.С. Макаренко
Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена
Сочинения:
- Письма о веротерпимости (1689)
- Опыт о человеческом разуме (1690)
- Второй трактат о гражданском правлении (1690)
- Некоторые мысли о воспитании (1693)
- Записка о рабочих школах (1696)
- О пользовании разумом (издано в 1706)
Творчество философа и педагога Джона Локка (1632 - 1704) составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом», ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.
Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.
В отличие от картезианства, отправная формула которого «я мыслю - следовательно, существую!» означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является прежде всего следствием внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи «чистой доской» (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт – рефлексию.
Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»). Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключения делались лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).
В набор дисциплин и занятий полноценного воспитания и обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света».
Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет, - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми».
Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.
Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения – «для деловых занятий в реальном мире». Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.