Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена

История педагогики

(материалы для подготовки к теоретическому этапу

Олимпиады ПГСГА – 2011)

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. завед. – М., 1996.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.

Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена

И.Г. Песталоцци. Теория элементного обучения

И.Ф. Гербарт. Теория воспитывающего обучения

Я.А. Коменский

К.Д. Ушинский

В.А. Сухомлинский

А.С. Макаренко

Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена

Дж. Локк. Теория воспитания молодого джентльмена - student2.ru

Сочинения:

  • Письма о веротерпимости (1689)
  • Опыт о человеческом разуме (1690)
  • Второй трактат о гражданском правлении (1690)
  • Некоторые мысли о воспитании (1693)
  • Записка о рабочих школах (1696)
  • О пользовании разумом (издано в 1706)

Творчество философа и педагога Джона Локка (1632 - 1704) составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом», ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

В отличие от картезианства, отправная формула которого «я мыслю - следовательно, существую!» означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является прежде всего следствием внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи «чистой доской» (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт – рефлексию.

Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»). Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключения делались лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

В набор дисциплин и занятий полноценного воспитания и обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света».

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет, - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми».

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения – «для деловых занятий в реальном мире». Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Наши рекомендации