Приложение № 27 Е.В.Поль

Урок в системе развивающего обучения.

(Урок соответствует программе и учебникам В.В. Репкина, автора курса «Русский язык» в системе развивающего обучения).

Тема: "Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия".

Цель урока заключается в том, чтобы рас­ширить представления ребенка о номинатив­ных возможностях слова: в его поле зрения по­мимо слов, называющих предметы, вводятся еще и слова другого типа - называющие дейст­вия. В то же время различение слов по типу их лексического значения создает ситуацию необ­ходимости моделирования этих новых для ребенка особенностей слова. Чтобы зафиксиро­вать разную "работу" двух типов слов, нужно договориться о выборе двух специальных фи­шек (моделей) для слов, легко воспроизводи­мых и имеющих явное визуальное различие.

Таким образом, дифференцирование слов-предметов и слов-действий должно стать сред­ством для обучения первоклассников элемен­тарному моделированию, т.е. умению отра­жать в модели сущностные отношения объек­тов. Именно это умение поможет ребенку в по­стижении всех премудростей русского письма, ибо буквенная запись - это не что иное, как своеобразная модель, отражающая некоторые функциональные свойства звучащей речи и построенная в связи с этим по своим особым принципам.

Такова главная идея этого урока.

Ход урока

Учитель. Итак, ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Вчера мы договорились, что вы дома поделитесь с вашими родителями своими впечатлениями об уроке и новыми зна­ниями о словах. Мне интересно узнать, что же вы им рассказали и что услышали в ответ. Кто хочет рассказать?

Дети. Я рассказал маме, что мы смеялись, когда играли в игру "Слова и предметы". По­мните, вы спросили: что можно сделать с ябло­ком? Вася сказал: "Яблоко можно съесть", - а ведь съесть-то можно только этот предмет! Слово-то нельзя съесть!

У. А что же можно сделать со словами? Кто подскажет?

Д. Слова, можно произносить.

- Их читают.

- Мы ими пишем.

У. (поправляет последний ответ). Мы их пишем, верно?

Д. Их можно говорить и даже петь в песне!

- Еще слова можно громко прокричать!

У. Вот какие молодцы! А как мы ответили на очень важный вопрос: для чего нужны лю­дям слова?

Д. Для разговора и чтобы писать письма.

У. Это верно. А если точнее ответить? Кто может добавить?

Д. Чтобы что-нибудь называть. Вот стоит стол — это предмет, а мы говорили "стол" - мы его назвали.

У. Вы согласны с таким ответом? Мы гово­рили об этом?

Дети соглашаются.

- И я согласна. Слова нужны для того, что­бы называть разные предметы. (Пауза.) Вы по­мните нашу вчерашнюю игру? Ведущий пока­зывал вам картинку, а вы должны были назвать этот предмет, то есть назвать слово, его обо­значающее. Ведущий либо соглашался с вами, либо нет. Давайте снова поиграем в нее. Кто хочет быть ведущим?

Выбирают одного ученика. Он показывает картинки, на которых изображены простые пред­меты быта, домашние животные, школьные при­надлежности и т.п. На последних двух картинках один и тот же предмет: гном стоящий, а на дру­гой - гном бегущий. Дети два раза называют од­но и то же слово - "гном". Кто-то из ребят выкри­кивает: "А здесь - другая картинка, тут он бежит куда-то!" Ведущий в замешательстве.

У. (обращаясь к ведущему). Как ты дума­ешь, ребята дали правильные ответы? Ведь они оба раза называли одно и то же, а картин­ки разные.

Ведущий. Я думаю, это правильно. И здесь - гном (показывает на первую картин­ку), и здесь он есть (показывает на вторую).

У. Но ведь картинки разные! Чем же они различаются?

Д. Здесь (показывает на первую картинку) просто нарисован гном. А здесь (показывает на вторую) он куда-то бежит.

У. Итак, чтобы различить эти картинки, вы добавили еще одно слово - "бежит". Какое инте­ресное слово! Мы работали с такими словами?

Д. Мы их хорошо знаем и часто говорим.

У. А на уроке мы с ними работали? Это слово тоже называет предмет, как и те, с кото­рыми мы играли?

Д. (качают головами). Нет.

У. Давайте подумаем: раз это слово, оно что-то называет, а что?

Дети молчат.

У. Вот слово "гном" что называет?

Д. (хором). Предмет. Живой предмет!

У. Молодцы! А слово "бежит"?

Дети молчат. Чувствуется напряженность.

- Подумайте еще раз: чем отличаются эти две картинки (показывает на все те же кар­тинки)! Посоветуйтесь друг с другом в парах.

Дети поворачиваются друг к другу, совету­ются.

- У кого появилась идея?

Д. (ученик из пары). Мы думаем, что здесь (про первую картинку) он ничего не делает, просто отдыхает...

Д. (его перебивает ученик с другой парты). Откуда вы знаете, что он тут ничего не делает? Может, он думает о чем-нибудь важном?!

Д. (первый ученик продолжает). А здесь (про вторую картинку) он уже бежит, куда-то торопится по своим делам.

У. Ребята, мы о каком слове с вами говорили?

Д. О слове "бежит".

У. Вот и нужно подумать: слово "бежит" что называет? (Пауза.) Маша и Алеша сказали: здесь гном ничего не делает, а здесь он бежит, то есть что-то делает. Что же называет слово "бежит"?

Д. Бежит — это то, что он сейчас делает.

У. Вот умница! А кто может сказать по-дру­гому, что называет это слово? (Пауза, молча­ние.) Если человек что-то делает, говорят, что он действует. Как же можно сказать по-друго­му про такие слова. Что они называют? Кто до­гадался?

Д. (реплика из класса). Может, действие?

У. Вот какие умнички! Действительно, та­кие слова, которые называют то, что кто-нибудь делает, можно назвать словами-действиями.

Давайте попробуем найти еще такие слова, которые называют действия. Что еще может де­лать гном? Подберите к слову "гном" подходя­щие слова-действия. Поработайте друг с другом в парах: то, что придумал каждый из вас, сообщите своему соседу по парте, проверьте друг друга.

Дети работают 2-3 минуты.

- Какие пары слов у вас получились? Д. Гном играет.

- Гном поет.

- Гном смеется.

- Гном читает.

У. Молодцы! Во всех парах слов первое слово было одинаковым. Что оно называет?

Д. Живой предмет.

У. А второе слово в каждой паре было раз­ным. Что оно называет?

Д. Слово-действие.

У. Прекрасно! А теперь мы немного отдох­нем и затем поработаем в прописях.

После отдыха ребята приступают к выпол­нению графических упражнений в прописях. Прежде чем начать работу, учитель напомина­ет ученикам правила посадки при письме и как организовать свое рабочее место. Затем учи­тель показывает на доске образец выполнения упражнений на ориентацию в пространстве на тетрадном листе в клетку, упражнения на штриховку, укрепляющие мелкие мышцы пальцев, упражнения с трафаретами и пр.

После занимательной физкультминутки учитель снова обращается к теме предыдуще­го разговора.

У. Вернемся к теме нашего урока. Чем мы занимались?

Д. Мы составляли пары слов.

У. Давайте запишем то, что мы сегодня де­лали, что нового узнали о словах. Пара слов - это два слова. Как мы изображаем слово, кто помнит?

Д. Прямоугольником.

У. Чтобы изобразить нашу пару слов, сколько надо нарисовать прямоугольников?

Д. Два.

У. Иди, Петя, нарисуй их. А вы, ребята, на­рисуйте их у себя в тетради так, как мы их вче­ра рисовали. Ваши карточки-слова у вас под рукой? Проверьте. Они могут пригодиться.

Приложение № 27 Е.В.Поль - student2.ru Приложение № 27 Е.В.Поль - student2.ru Дети выполняют задание.

На доске появляются две модели: …

(Начальная школа. 1999, № 7, с. 109-113)

Тема 10.4 проблемное обучение

Вопросы к теме

1. Сущность проблемного обучения, цели его использования.

2. Проблемные ситуации как содержание проблемного обучения, их классификация.

3.Методы проблемного обучения.

4. Возможности использования проблемного обучения в на­чальном образовании.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С,Дидактика (Начальные классы). М., 1978. с. 147-154

2. Махмутов М.И.Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 366-367.

4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5 , § 3.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12.§ 7. с. 206-207.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990

Дополнительная

1. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, пер­спективы. М., 1991.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче­нии. М., 1972.

4. Махмутов М.И.Проблемное обучение. Основные вопросы тео­рии. М., 1975.

5. Фридман Л.М.Проблемная организация учебного процесса. М., 1990.

Задания

1. Сделайте выписки об условиях возникновения проблемных
ситуаций и их типах, о способах создания проблемных ситуаций из
работ С.И.Векслера или М.И.Махмутова, включенных в список
основной литературы.

2. Опираясь на материал учебников для начальной школы,
найдите или смоделируйте 2-3 проблемных ситуации, которые
можно использовать в обучении младших школьников

3. Опишите ход работы учащихся по одной из подобранных вами проблемных ситуаций в последовательности, описанной в работе М.И.Махмутова (Приложение № 28)

4. Составьте библиографию статей журнала "Начальная школа"
(за последние 5 лет), описывающих возможности использования
проблемного обучения.

Приложение № 28

М.И. Махмутов

Наши рекомендации