Приложение № 27 Е.В.Поль
Урок в системе развивающего обучения.
(Урок соответствует программе и учебникам В.В. Репкина, автора курса «Русский язык» в системе развивающего обучения).
Тема: "Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия".
Цель урока заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о номинативных возможностях слова: в его поле зрения помимо слов, называющих предметы, вводятся еще и слова другого типа - называющие действия. В то же время различение слов по типу их лексического значения создает ситуацию необходимости моделирования этих новых для ребенка особенностей слова. Чтобы зафиксировать разную "работу" двух типов слов, нужно договориться о выборе двух специальных фишек (моделей) для слов, легко воспроизводимых и имеющих явное визуальное различие.
Таким образом, дифференцирование слов-предметов и слов-действий должно стать средством для обучения первоклассников элементарному моделированию, т.е. умению отражать в модели сущностные отношения объектов. Именно это умение поможет ребенку в постижении всех премудростей русского письма, ибо буквенная запись - это не что иное, как своеобразная модель, отражающая некоторые функциональные свойства звучащей речи и построенная в связи с этим по своим особым принципам.
Такова главная идея этого урока.
Ход урока
Учитель. Итак, ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Вчера мы договорились, что вы дома поделитесь с вашими родителями своими впечатлениями об уроке и новыми знаниями о словах. Мне интересно узнать, что же вы им рассказали и что услышали в ответ. Кто хочет рассказать?
Дети. Я рассказал маме, что мы смеялись, когда играли в игру "Слова и предметы". Помните, вы спросили: что можно сделать с яблоком? Вася сказал: "Яблоко можно съесть", - а ведь съесть-то можно только этот предмет! Слово-то нельзя съесть!
У. А что же можно сделать со словами? Кто подскажет?
Д. Слова, можно произносить.
- Их читают.
- Мы ими пишем.
У. (поправляет последний ответ). Мы их пишем, верно?
Д. Их можно говорить и даже петь в песне!
- Еще слова можно громко прокричать!
У. Вот какие молодцы! А как мы ответили на очень важный вопрос: для чего нужны людям слова?
Д. Для разговора и чтобы писать письма.
У. Это верно. А если точнее ответить? Кто может добавить?
Д. Чтобы что-нибудь называть. Вот стоит стол — это предмет, а мы говорили "стол" - мы его назвали.
У. Вы согласны с таким ответом? Мы говорили об этом?
Дети соглашаются.
- И я согласна. Слова нужны для того, чтобы называть разные предметы. (Пауза.) Вы помните нашу вчерашнюю игру? Ведущий показывал вам картинку, а вы должны были назвать этот предмет, то есть назвать слово, его обозначающее. Ведущий либо соглашался с вами, либо нет. Давайте снова поиграем в нее. Кто хочет быть ведущим?
Выбирают одного ученика. Он показывает картинки, на которых изображены простые предметы быта, домашние животные, школьные принадлежности и т.п. На последних двух картинках один и тот же предмет: гном стоящий, а на другой - гном бегущий. Дети два раза называют одно и то же слово - "гном". Кто-то из ребят выкрикивает: "А здесь - другая картинка, тут он бежит куда-то!" Ведущий в замешательстве.
У. (обращаясь к ведущему). Как ты думаешь, ребята дали правильные ответы? Ведь они оба раза называли одно и то же, а картинки разные.
Ведущий. Я думаю, это правильно. И здесь - гном (показывает на первую картинку), и здесь он есть (показывает на вторую).
У. Но ведь картинки разные! Чем же они различаются?
Д. Здесь (показывает на первую картинку) просто нарисован гном. А здесь (показывает на вторую) он куда-то бежит.
У. Итак, чтобы различить эти картинки, вы добавили еще одно слово - "бежит". Какое интересное слово! Мы работали с такими словами?
Д. Мы их хорошо знаем и часто говорим.
У. А на уроке мы с ними работали? Это слово тоже называет предмет, как и те, с которыми мы играли?
Д. (качают головами). Нет.
У. Давайте подумаем: раз это слово, оно что-то называет, а что?
Дети молчат.
У. Вот слово "гном" что называет?
Д. (хором). Предмет. Живой предмет!
У. Молодцы! А слово "бежит"?
Дети молчат. Чувствуется напряженность.
- Подумайте еще раз: чем отличаются эти две картинки (показывает на все те же картинки)! Посоветуйтесь друг с другом в парах.
Дети поворачиваются друг к другу, советуются.
- У кого появилась идея?
Д. (ученик из пары). Мы думаем, что здесь (про первую картинку) он ничего не делает, просто отдыхает...
Д. (его перебивает ученик с другой парты). Откуда вы знаете, что он тут ничего не делает? Может, он думает о чем-нибудь важном?!
Д. (первый ученик продолжает). А здесь (про вторую картинку) он уже бежит, куда-то торопится по своим делам.
У. Ребята, мы о каком слове с вами говорили?
Д. О слове "бежит".
У. Вот и нужно подумать: слово "бежит" что называет? (Пауза.) Маша и Алеша сказали: здесь гном ничего не делает, а здесь он бежит, то есть что-то делает. Что же называет слово "бежит"?
Д. Бежит — это то, что он сейчас делает.
У. Вот умница! А кто может сказать по-другому, что называет это слово? (Пауза, молчание.) Если человек что-то делает, говорят, что он действует. Как же можно сказать по-другому про такие слова. Что они называют? Кто догадался?
Д. (реплика из класса). Может, действие?
У. Вот какие умнички! Действительно, такие слова, которые называют то, что кто-нибудь делает, можно назвать словами-действиями.
Давайте попробуем найти еще такие слова, которые называют действия. Что еще может делать гном? Подберите к слову "гном" подходящие слова-действия. Поработайте друг с другом в парах: то, что придумал каждый из вас, сообщите своему соседу по парте, проверьте друг друга.
Дети работают 2-3 минуты.
- Какие пары слов у вас получились? Д. Гном играет.
- Гном поет.
- Гном смеется.
- Гном читает.
У. Молодцы! Во всех парах слов первое слово было одинаковым. Что оно называет?
Д. Живой предмет.
У. А второе слово в каждой паре было разным. Что оно называет?
Д. Слово-действие.
У. Прекрасно! А теперь мы немного отдохнем и затем поработаем в прописях.
После отдыха ребята приступают к выполнению графических упражнений в прописях. Прежде чем начать работу, учитель напоминает ученикам правила посадки при письме и как организовать свое рабочее место. Затем учитель показывает на доске образец выполнения упражнений на ориентацию в пространстве на тетрадном листе в клетку, упражнения на штриховку, укрепляющие мелкие мышцы пальцев, упражнения с трафаретами и пр.
После занимательной физкультминутки учитель снова обращается к теме предыдущего разговора.
У. Вернемся к теме нашего урока. Чем мы занимались?
Д. Мы составляли пары слов.
У. Давайте запишем то, что мы сегодня делали, что нового узнали о словах. Пара слов - это два слова. Как мы изображаем слово, кто помнит?
Д. Прямоугольником.
У. Чтобы изобразить нашу пару слов, сколько надо нарисовать прямоугольников?
Д. Два.
У. Иди, Петя, нарисуй их. А вы, ребята, нарисуйте их у себя в тетради так, как мы их вчера рисовали. Ваши карточки-слова у вас под рукой? Проверьте. Они могут пригодиться.
Дети выполняют задание.
На доске появляются две модели: …
(Начальная школа. 1999, № 7, с. 109-113)
Тема 10.4 проблемное обучение
Вопросы к теме
1. Сущность проблемного обучения, цели его использования.
2. Проблемные ситуации как содержание проблемного обучения, их классификация.
3.Методы проблемного обучения.
4. Возможности использования проблемного обучения в начальном образовании.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С,Дидактика (Начальные классы). М., 1978. с. 147-154
2. Махмутов М.И.Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 366-367.
4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5 , § 3.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12.§ 7. с. 206-207.
6. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990
Дополнительная
1. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
4. Махмутов М.И.Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.
5. Фридман Л.М.Проблемная организация учебного процесса. М., 1990.
Задания
1. Сделайте выписки об условиях возникновения проблемных
ситуаций и их типах, о способах создания проблемных ситуаций из
работ С.И.Векслера или М.И.Махмутова, включенных в список
основной литературы.
2. Опираясь на материал учебников для начальной школы,
найдите или смоделируйте 2-3 проблемных ситуации, которые
можно использовать в обучении младших школьников
3. Опишите ход работы учащихся по одной из подобранных вами проблемных ситуаций в последовательности, описанной в работе М.И.Махмутова (Приложение № 28)
4. Составьте библиографию статей журнала "Начальная школа"
(за последние 5 лет), описывающих возможности использования
проблемного обучения.
Приложение № 28
М.И. Махмутов