Внеучебная работа по педагогике
Цель, задачи внеучебной работы. Формы внеучебной работы: индивидуальная работа (УИРС и НИРС студента); педагогические кружки, проблемные группы; олимпиады; конференции; конкурсы педагогического мастерства. Кабинет педагогики.
Доклады, рефераты, контрольные работы, тезисы, статья, концепция, курсовые и выпускные квалификационные работы (дипломные работы) - под ними понимаются творческие, самостоятельные задания, выполняемые студентами. Они являются важнейшим средством изучения учебных дисциплин, повышением теоретического и методического уровня профессиональных знаний, их систематизации, умения делать выводы и обобщения, также способствуют формированию учебно-исследовательских, научно-исследовательских умений и навыков студентов. В ходе выполнения этих работ студентам обычно требуется соответствующая методическая и практическая помощь.
Доклад — вид самостоятельной работы, подготавливаемый по определенной теме для выступления перед аудиторией. Он расширяет познавательные интересы, углубляет умения, навыки работы с научной литературой.
Реферат — представляет собой аналитико-синтетической изложение содержания того или иного научного труда (трудов) по определенной теме. Работа носит проблемно-тематический характер, рассматриваются различные точки зрения, а также собственные взгляды студента на проблему.
Тезисы — это обобщенное, краткое, последовательное, сжатое изложение основных мыслей и утверждений автора.
Статья – представляет собой логически завершенное раскрытие конкретной проблемы исследования.
Концепция – система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений, единый, определяющий замысел, ведущая мысль научного труда.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня усвоенных знаний, уровня самостоятельности, понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, практической реализации, изучения педагогического опыта.
Курсовая работа – учебная, научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя (научного руководителя).
Выпускная квалификационная (дипломная) работа – это итоговая аттестационная,учебная, научно-исследовательская работа студента.
При выполнении УИРС и НИРС ставятся следующие задачи:
· систематизация, закрепление и расширение творческих и практических знаний по специальности, применение этих знаний для решения конкретных задач;
· развитие умений и навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования.
Большой интерес у студентов и у преподавателей вызывает деловая игра, поскольку с ее помощью можно максимально приблизить студентов к реальной школьной практике, имитировать будущую профессиональную деятельность.
Как известно, психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами).
Игра способствует внесению в учебный процесс нового смысла, новой сущности, сочетания игровой и учебной деятельности. Она развивает воображение, память, профессиональное мышление, артистизм, способствует свободному владению речью, оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу, развивает инициативу, находчивость..
При проведении игры обычно имеют место два вида поведения: практическое (деятельность в данный момент) и условное (будущая педагогическая деятельность).
Деловая игра обычно состоит из трех основных этапов:
1. Подготовительный
— составление сценария;
— подготовка заданий, вопросов, ситуаций;
— повторение теоретических знаний, которые могут быть использованы;
— обсуждение применяемых методов, форм, средств;
— определение последовательности осуществления игровой деятельности;
— распределение ролей.
Действия преподавателя на этом этапе — консультирование как индивидуальное, так и групповое, корректировка сценария игры.
2. Собственно игровая деятельность — реализация плана-сценария, раскрытие содержания, при необходимости — регулировка взаимоотношений..
3. Послеигровая — обсуждение игры:
— анализ, организации, хода и результатов игры;
— разбор замечаний и предложений.
В качестве примера рассмотрим проведение деловой игры при изучении курса “Педагогические теории, системы и технологии обучения и воспитания”. На семинарском занятии по теме "Планирование воспитательной работы", помимо изучения теоретического материала, мы проводим деловую игру.
Студенты объединяются в микрогруппы и разрабатывают следующие вопросы:
— дать педагогическую характеристику класса;
— выделить воспитательные задачи;
— составить план работы.
Формы и методы, которые предлагают студенты включить в план работы, должны решать поставленные задачи. В ходе такого планирования необходимо учитывать воспитательные, познавательные моменты, зрелищность, личностную направленность, возраст. Во время подготовки плана студенты используют педагогическую литературу, журналы, опираются на свой личный опыт, применяют программы популярных развлекательно-познавательных телепередач. Завершая деловую игру, каждая микрогруппа проводит "защиту" своего плана работы.
При проведении занятий по теме "Формы и методы работы с учащимися" студенты готовят методические рекомендации и разработки по плану работы, составленному на прошлом занятии. При этом отдельные фрагменты запланированных мероприятий плана “проигрываются”.
В качестве примера рассмотрим кратко содержание некоторых форм работ.
“Вечер неразгаданных тайн”.
Целями такого вечера являются: вызвать интерес к научному познанию, к исследовательской работе, к загадочному в окружающем нас мире. Каждая микрогруппа берет и задумывает свою тайну (например, “летающие тарелки”, НЛО, Бермудский треугольник, и т.д. ). Организуемый спор должен быть процентов на 80 научным.
“Восьмое чудо света”
Всем известны семь чудес света. Что может стать восьмым чудом света? Каждая микрогруппа готовит свою версию, доказывая, убеждая присутствующих в том, что их чудо — это и есть восьмое чудо света. Эта форма работы помогает развивать творчество, фантазию участников.
“Турнир бардов”
Данная форма работы способствует развитию музыкальной и поэтической культуры, навыков межличностного общения.
I этап — рассказ о знаменитых авторах самодеятельной песни, исполнение их произведений.
II этап — конкурс собственных песен.
“Вечер юмора”
Целью проведения такой формы работы является развитие творчества, фантазии, находчивости, сообразительности.
I отделение — Парнас — исполнение стихов, юморесок, пародий, шуточных песен.
II отделение — конкурс актерского мастерства (имитация, пантомима, мимика).
В процессе работы на наших занятиях студентами были разработаны такие мероприятия как:
— "Конкурс барона Мюнхаузена". Задания этого конкурса были направлены на развитие сообразительности, фантазии, знания литературы, географии;
— "Конкурс Шерлока Холмса" , его задания предполагали развитие наблюдательности, внимания, сообразительности, знания школьных предметов.
Беседа — наиболее сложная по организации и проведению форма работы классного руководителя. Для эффективного применения беседы будущими учителями мы ввели проведение ролевой игры “Мастерство учителя в организации беседы”.
Лейтмотивом игры служат слова В.А.Сухомлинского: “Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, коверкающим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезу, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души”.
Цель игры: упражнение в формировании у будущих учителей-воспитателей умений ориентироваться в информационном материале, обеспечения последовательности, ясности и убедительности его изложения, установление контакта с аудиторией с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей слушателей.
По заранее объявленной теме на занятии организуем микрогруппы — “классные руководители”, проводящие беседу со школьниками 5, 9, 11 класса. Остальные студенты, участвуя в качестве активных, профессионально заинтересованных рецензентов, наблюдают и анализируют умения будущих учителей при проведении беседы:
— формулировка цели беседы, обеспечение ее конкретности и ясности изложения;
—убедительность аргументов, способов доказательств с учетом темы, особенностей слушателей;
— эмоциональность, выразительность и убедительность речи, ее образность;
— постановка голоса, дикции, логики речи, богатство речи и точность словоупотреблений;
— контакт с аудиторией, умение вызвать и поддержать интерес учащихся, создавать проблемные ситуации, активизировать восприятие и осмысление материала, культура общения, педагогический такт;
— внешний вид педагога, умение свободно вести себя.
В ходе деловой игры студентам-рецензентам предлагается прослушать и проанализировать содержание, качество и эффективность проведенной беседы, оценить работу “классных руководителей”. По ходу занятия мы вносим необходимые поправки, дополнения и замечания по выступлениям, обсуждаем его итоги со студентами,
При проведении занятий по курсу “Основы управления педагогическими системами” проведение деловой игры "Педагогический совет".
Студенты заранее распределяют роли с запланированными стилями деятельности ("директор", "завучи", "учителя"), выделяют основные вопросы, которые будут рассматриваться на педагогическом совете (как теоретические, так и практические).
В ходе проведения игры "Педагогический совет" преподаватель вводит в него незапланированный студентами "сюрприз". На “заседание” врывается "разгневанный родитель одного из неуспевающих школьников". “Члены педагогического совета” должны быстро и корректно разрешить возникшую конфликтную ситуацию.
В ходе анализа проводимых деловых игр студенты получают много полезной информации о себе как будущих учителях: насколько адекватно воспринимаются те или иные слова, жесты, мимика, как развита профессиональная речь, насколько точны и убедительны их аргументы, действия. Одновременно, обучаемые учатся не только отстаивать свою позицию, но и принимать позицию других, т.е. развиваются коммуникативные умения.
Немаловажное значение для развития творчества будущего учителя имеет его умение работать с педагогической литературой, первоисточниками для постоянного пополнения своих знаний. Большое значение в формировании этого умения играет обучение такой деятельности на практических занятиях. В пропедевтическом курсе “Введение в педагогическую профессию” обучение работы с научно-педагогической литературой, анализировать педагогические первоисточники, составлять аннотации по изучаемым работам.
Эффективной формой подготовки студентов к будущей работе являются конкурсы педагогического мастерства, поскольку позволяют широко применять разнообразные методы, приемы .
Комплексная программа конкурсов педагогического мастерства, предназначенную для студентов всех курсов. Конкурс “Начало — для студентов первого курса, конкурс педагогического мастерства — для студентов вторых-третьих курсов, конкурс “Студент года” — для желающих студентов старших курсов.
Цели конкурсов педагогического мастерства были определены следующим образом:
1. Обучение студентов организации и проведению данной формы работы;
2. Выявление и оценка индивидуально-творческих способностей, знаний, умений, эрудиции, артистизма, склонностей к экспромту, перевоплощению, педагогической импровизации, находчивости.
Конкурс педагогического мастерства "Нача-ло"
Подготовительная работа при его проведении заключалась в создании инициативных групп для разработки содержания конкурсов, оформления и т.д. Задания конкурсов при этом планировались как теоретического, так и практического характера.
В конкурсах педагогического мастерства "Начало" принимают участие все студенты I курса. Он проходит по следующим этапам:
I этап — конкурс "Рецензирование педагогических статей" проводится в письменном виде и носит индивидуальный характер.
II этап предполагает проведение нескольких конкурсов:
1. Конкурс "Презентация" — представить друг друга, рассказать и показать первые впечатления об институте и факультете;
2. Конкурс "Блиц-опрос" — вопросы на знание первых педагогических понятий, общий кругозор;
3. Конкурс решения педагогических ситуаций;
4. Конкурс "Ораторы" — выступления по ключевым словам;
5. Фестиваль музыкальных экспромтов — представление одного художественного номера любого жанра.
Подведение итогов по каждому этапу и конкурсам — командно-личное.
На последующих курсах конкурс педагогического мастерства проводится как в группах, так и на потоке, факультете. Итогом его является общеинститутский конкурс "Студент года" (см. Приложение 5). Содержание заданий на каждом курсе изменяется, усложняется. Конкурс педагогического мастерства включает:
Конкурсы по теоретическим вопросам:
— психолого-педагогическая олимпиада: проводится в письменной форме, носит индивидуальный характер, задания представлены в виде теоретических вопросов, программированной, проблемной форме, кроссвордов;
— интеллектуальная разминка: вопросы на знание основных психолого-педагогических понятий, положений, педагогических теорий, по общему кругозору.
Учебно-творческие конкурсы:
— подготовить и показать фрагмент урока, воспитательного мероприятия для учащихся в школе;
— провести анализ урока, воспитательного мероприятия;
— решение педагогических ситуаций (ситуации предлагают сами участники, опираясь на знание жизни современной школы).
Творческие конкурсы:
— презентация: участники представляют себя, свою группу, отражают специфику своего факультета, исполняют "оду" своей специальности;
— игровой конкурс: игра со зрителями;
— творческий конкурс (по выбору организаторов): "Конкурс телепередач", "Сказка странствий", "Литературный карнавал", "Восьмое чудо света", "Академия творчества" и т.д.;
— педагогическая реклама;
— конкурс оформления зала, выпуска газет.