Классификация методов обучения. Классификация методов обучения – это выделение их групп
Классификация методов обучения – это выделение их групп, на основе какого-то признака. Они существуют изолированно друг от друга и по своей природе они также объединяются в какие-то группы.
Существуют различные классификации методов обучения. (На экзамене отвечать одну любую)
1) Голант, Перовский (одна из самых старых 1940-е г.). Выделяются 3 группы методов обучения по источнику информации
- словесные (рассказ, лекция, дискуссия)
- наглядные (как педагог ту самую наглядность представляет) - иллюстрация (статичное представление) и демонстрация (динамичное)
- практические (источником информации выступает «делание») – опыт, показ
2) Лернер, Скаткин (основанием является способ усвоения материала в соответствии с характером познавательной деятельности). Она своеобразна тем, что на срабатывает не только для школьной системы образования, но и для вузовской.
- объяснительно-иллюстративный метод (учитель передают информацию в готовом виде, а ученик ее воспроизводит)
- репродуктивный (похож на предыдущий, ученик воспринимает и воспроизводит не только теоретическую информацию, но и практическую)
- проблемного изложения (учитель в процессе обучения ставит какую-либо учебную проблему и вслух ставит ее решение, считается, что это стимулирует учеников)
- частично-поисковый (учитель ставит проблему, а какую-ту часть ее решения оставляет за учениками)
- исследовательский (предполагает, что учащийся самостоятельно без учителя и формирует проблему и решает); редко встречается на практике
3) Бабанский Ю.К. (в конце прошлого века только его учебники были типовыми). В основе положена характеристика учебно-познавательной деятельности (УПД) ученика.
I) Методы организации осуществления УПД
- по источнику информации (рассказ, сообщение, объяснение)
- по логике передачи информации (дедуктивные и индуктивные)
- по степени самостоятельности обучающихся (продуктивные и редуктивные)
- по характеру управления учебной работой (под руководством и без руководства учителя)
II) Методы стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности
- методы стимулирования интересов к учению (познавательные игры, дискуссии, конференции; подстегивающие личный интерес)
- методы стимулирования долга и ответственности
III) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД
- методы устного контроля и самоконтроля (опросы)
- методы письменного контроля и самоконтроля
- лабораторно-практического контроля и самоконтроля за эффективностью УПД
С одной стороны в многообразии классификаций одни видят хорошее, однако другие говорят о том, что качественной классификации не существует, и в педагогике наступил кризис жанра.
Средства обучения и их типология
Это источники получения учебной информации, формирования умений, это предметы материального мира или ситуации, которые педагог преднамеренно включает в учебный процесс.
Основными функциями средств обучения являются:
- удовлетворения познавательных интересов учащихся
- повышение наглядности обучения (что делает его более доступным)
- увеличение доли самостоятельности в обучении
Типология средств обучения включает (Оконь):
- объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде
- действующие модели (агрегаты)
- макеты и муляжи
- приборы и приспособления для учебных экспериментов
- графические средства (карты, картины, диаграммы, таблицы)
- технические средства обучения (механические; аудиальные; аудиовизуальные; средства автоматизирующие процесс обучения)
- учебники и учебные пособия (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари)
- устройства для индивидуального контроля знаний учащихся (перфокарты )
Формы организации процесса обучения
План:
1) Понятие формы организации процесса обучения
2) Характеристика классно-урочной системы, ее историческое развитие
3) Характеристика лекционно-семинарской системы
Понятие формы организации процесса обучения
Формы организации процесса в современной педагогике трактуются по-разному:
- как внешнее очертание
- как способ существования и выражения содержания
- как внутренне устройство чего-либо
В теории педагогики форма обучения понимается как конструирование, композиция какого-то содержания обучения в определенных условиях. Таким образом, форма соединяет в себе ответы на вопросы «Когда, Где, и Кто обучается?». Традиционно формы обучения разделяются в зависимости от количества обучающихся и называя индивидуальные, групповые и массовые. В настоящее время в типологии форм обучения учитывают не только количество обучающихся, но и степень самостоятельности в учебном процессе, а также соотношение индивидуальных и групповых видов деятельности. В связи с этим выделяются 3 основные формы процесса обучения:
- Индивидуальное обучение
- Классно-урочное обучения
- Лекционно-семинарское обучение