Классификация методов обучения. Классификация методов обучения – это выделение их групп

Классификация методов обучения – это выделение их групп, на основе какого-то признака. Они существуют изолированно друг от друга и по своей природе они также объединяются в какие-то группы.

Существуют различные классификации методов обучения. (На экзамене отвечать одну любую)

1) Голант, Перовский (одна из самых старых 1940-е г.). Выделяются 3 группы методов обучения по источнику информации

- словесные (рассказ, лекция, дискуссия)

- наглядные (как педагог ту самую наглядность представляет) - иллюстрация (статичное представление) и демонстрация (динамичное)

- практические (источником информации выступает «делание») – опыт, показ

2) Лернер, Скаткин (основанием является способ усвоения материала в соответствии с характером познавательной деятельности). Она своеобразна тем, что на срабатывает не только для школьной системы образования, но и для вузовской.

- объяснительно-иллюстративный метод (учитель передают информацию в готовом виде, а ученик ее воспроизводит)

- репродуктивный (похож на предыдущий, ученик воспринимает и воспроизводит не только теоретическую информацию, но и практическую)

- проблемного изложения (учитель в процессе обучения ставит какую-либо учебную проблему и вслух ставит ее решение, считается, что это стимулирует учеников)

- частично-поисковый (учитель ставит проблему, а какую-ту часть ее решения оставляет за учениками)

- исследовательский (предполагает, что учащийся самостоятельно без учителя и формирует проблему и решает); редко встречается на практике

3) Бабанский Ю.К. (в конце прошлого века только его учебники были типовыми). В основе положена характеристика учебно-познавательной деятельности (УПД) ученика.

I) Методы организации осуществления УПД

- по источнику информации (рассказ, сообщение, объяснение)

- по логике передачи информации (дедуктивные и индуктивные)

- по степени самостоятельности обучающихся (продуктивные и редуктивные)

- по характеру управления учебной работой (под руководством и без руководства учителя)

II) Методы стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности

- методы стимулирования интересов к учению (познавательные игры, дискуссии, конференции; подстегивающие личный интерес)

- методы стимулирования долга и ответственности

III) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД

- методы устного контроля и самоконтроля (опросы)

- методы письменного контроля и самоконтроля

- лабораторно-практического контроля и самоконтроля за эффективностью УПД

С одной стороны в многообразии классификаций одни видят хорошее, однако другие говорят о том, что качественной классификации не существует, и в педагогике наступил кризис жанра.

Средства обучения и их типология

Это источники получения учебной информации, формирования умений, это предметы материального мира или ситуации, которые педагог преднамеренно включает в учебный процесс.

Основными функциями средств обучения являются:

- удовлетворения познавательных интересов учащихся

- повышение наглядности обучения (что делает его более доступным)

- увеличение доли самостоятельности в обучении

Типология средств обучения включает (Оконь):

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде

- действующие модели (агрегаты)

- макеты и муляжи

- приборы и приспособления для учебных экспериментов

- графические средства (карты, картины, диаграммы, таблицы)

- технические средства обучения (механические; аудиальные; аудиовизуальные; средства автоматизирующие процесс обучения)

- учебники и учебные пособия (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари)

- устройства для индивидуального контроля знаний учащихся (перфокарты )

Формы организации процесса обучения

План:

1) Понятие формы организации процесса обучения

2) Характеристика классно-урочной системы, ее историческое развитие

3) Характеристика лекционно-семинарской системы

Понятие формы организации процесса обучения

Формы организации процесса в современной педагогике трактуются по-разному:

- как внешнее очертание

- как способ существования и выражения содержания

- как внутренне устройство чего-либо

В теории педагогики форма обучения понимается как конструирование, композиция какого-то содержания обучения в определенных условиях. Таким образом, форма соединяет в себе ответы на вопросы «Когда, Где, и Кто обучается?». Традиционно формы обучения разделяются в зависимости от количества обучающихся и называя индивидуальные, групповые и массовые. В настоящее время в типологии форм обучения учитывают не только количество обучающихся, но и степень самостоятельности в учебном процессе, а также соотношение индивидуальных и групповых видов деятельности. В связи с этим выделяются 3 основные формы процесса обучения:

- Индивидуальное обучение

- Классно-урочное обучения

- Лекционно-семинарское обучение

Наши рекомендации