Закономерности и законы являются главными компонентами научной теории

3.5.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружит одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапепедагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания(обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процессе – школе, классу, уроку и т.д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики.

Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.

В процессе диагностики собирается вся необходимая информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельств. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса.Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы может узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям

Завершается подготовительный этап, скорректированный на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса,который после окончательной доработки воплощается в план.План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе и имеет определенный срок действия. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что необходимо делать.

Этап осуществления педагогического процесса(основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений.

Обратная связь– основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом анализа достигнутых результатов. Данный этап необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

Желательно для анализа достигнутых результатов активно привлекать учащихся. Выяснять, например, при помощи анкетирования достоинства и недостатки проведенных учебных занятий, причины неусвоения или непонимания учебного материала, что обеспечивает преподавателя дополнительной информацией, помогающей после ее анализа иметь больше фактов, необходимых для исправления выявленных недостатков [1, c. 170-173]; [2, c.28-35].

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 3

1. Что такое педагогический процесс?

2. Что такое закономерности учебного процесса, что они отражают?

3. Что позволяет рассматривать педагогический процесс как систему?

4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?

5. Что является системообразующим фактором педагогического процесса?

6. Что такое педагогическое взаимодействие, кто играет в педагогическом взаимодействии ведущую роль?

7. Что означает целостность педагогического процесса?

8. Что является целью воспитания?

9. Что такое педагогическая задача, какие типы педагогических задач существуют?

10. В чем специфика процессов, составляющих целостный педагогический процесс?

11. Закономерность динамики педагогического процесса, ее суть и содержание?

12. Закономерность развития личности в педагогическом процессе, ее суть и содержание?

13. Закономерность управления учебно-воспитательного процесса, ее суть и содержание?

14. Закономерность стимулирования, ее суть и содержание?

15. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе, ее суть и содержание?

16. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности, ее суть и содержание?

17. Закономерность обусловленности педагогического процесса, ее суть и содержание?

18. Каковы основные этапы педагогического процесса, их суть и содержание?

19. Что такое диагностика, прогнозирование и проектирование педагогического процесса?

20. Что такое педагогическое управление?

20. Что такое обратная связь, ее роль при принятии оперативных управленческих решений?

21. Что такое педагогическая система?

22. Что является продуктом педагогического труда?

23. Почему и когда необходимо прогнозировать условия протекания педагогического процесса.

24. Из каких этапов состоит педагогический процесс, сущность каждого его этапа?

25. Когда закономерность становиться законом?

ТЕМА 4. ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕЛОСТНОГО

Наши рекомендации