Мир психических явлений
Основа Психическая деятельность человека, бес-
классификации психи- сп°Рно' сложна. Но, как говорил украин-
ческих явлений ский философ и поэт восемнадцатого века Григорий Сковорода (1722—1794): «Слава Богу, что он создал мир так, что все истинное просто, а все сложное — ложь». Сложное сложно для понимания, пока мы не разобрались в нем. Преодоление сложности в познании внутреннего мира человека начинается с уяснения структуры множественного разнообразия и связей его психологической реальности — мира психических явлений.
Вся совокупность явлений психологической реальности пер
вично делится на индивидуально-психологические явления и соци
ально-психологические. Первые присущи отдельному человеку,
вторые — человеческим общностям, группам разного масштаба.
Эти богатые и сложные подсистемы качественно своеобразны,
но взаимосвязаны. ,
Множество и разнообразие индивидуально-психологических явлений классифицируются по разным основаниям (рис. 2.7).
Сознание По уровню отражения
и подсознание объективной действительности в психике
выделяются явления сознания и подсознания. Сознание включает в себя все психические явления, участвующие в осмысленном отношении человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем. Важный компонент сознания человека — самосозна-
Раздел I. Психология и педагогика
ние, осмысленность собственного существования в объективна мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»).
В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размыш ления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетли вого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.
Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены", а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсозна ния переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали
2. Основы научно-психологического знания
размышлений, действий — то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буквочку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.
Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.
Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни.
56 Раздел I. Психология и педагогика: основы
Нередко в психике выделяют еще бессознательное — то, что не может быть осознано вообще. Заслуживает, однако, внимания мнение известного ученого, доктора психологических и доктора медицинских наук К.К. Платонова, который отмечал, что такие явления, лишенные субъективного признака психического отражения, относятся не к предмету психологии, а к физиологии1.
В последние годы стали выделять духовность (или трансцендентное2 сознание, подсознание) как высший уровень развития сознания. Она характерна осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет занять позицию над ситуацией, взять в качестве ориентиров нормы поведения гражданина общества, выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообразности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окружении. Отсутствие духовности всегда содержит потенцию сужения интересов деятельности, личной меркантильности3. У многих людей этот уровень развития сознания сейчас отсутствует, но он приличествует современному образованному специалисту, интеллигентному и культурному человеку.
1 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.,
1981. - С. 16.
2 От лат. transcendo — выхожу за пределы. Трансцендентное сознание — расши
ряющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека,
его конкретных личных задач и интересов.
3 От франц. и ит. merkantile — торгашеский, корыстный — излишняя расчет
ливость, своекорыстие.
2. Основы научно-психологического знания
Психологические По фоме с у щ е с т в о в а -факты закономер- н и я основные явления психологиче-ности и механизмы ской реальности делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.
Психологические факты — наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методов) психологические феномены — проявления существования и влияний психики и ее элементов. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понять, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто — нужное для профессионала практическое умение.
Психологические закономерности — объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более, повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. Закономерности психики носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» данное явление (причина) вызывает другое (следствие).
Психологические механизмы — психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда связаны с действием таких механизмов. Например, знание моральной нормы поведения и следование ей на практике имеет сложные переходы по цепочке: знание — убеждение — умение — привычка — ситуативное решение — воплощение. В «срабатывании» этих переходов важную роль и играют психологические механизмы.
Психические По Форме сушествова-
процессы, состояния н и я все психологические явления де-
и образования лятся на психические процессы, психиче-
ские состояния и психические образования (свойства, стереотипы).
Психические процессы — любые изменения в психике: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то Другое. Так, у читателя возникают процессы восприятия печатного текста, его понимания и запоминания. Структурно они Могут быть достаточно просты (как, например, восприятие запа-
53______________________________ Раздел I. Психология и педагогика: основы
ха) и предельно сложны (к примеру, процесс прижизненного психологического развития человека). Но они всегда динамичны: это постоянное движение, «психологические ручейки», имеющие истоки, «журчащее» настоящее, оставляющее след в будущем. Это «линии», «ниточки» в потоке непрерывной изменчивости психики. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-то понять в психике другого человека, а не вызвав нужные процессы, невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие — психологическое, управленческое, воспитательное и другое — способно как-то повлиять на человека и его поведение, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.
Психические состояния — особенности целостной совокупности психических процессов, протекающих у человека в данный момент или за определенный отрезок времени. Они всегда структурно сложные, вовлекающие в свое общее движение многие психические процессы и влияющие на них. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий особую окраску психическому состоянию. На этом основании говорят об эмоциональном состоянии (волнение, переживание, тревога, приподнятое или радостное состояние и др.), познавательном (интерес, внимательность, погруженность в размышления и пр.), волевом (собранность, мобилизованность, решимость и др.) и иных.
Поступки человека, результат воздействия на него, работа мышления обязательно так или иначе, а иногда в решающей степени, зависят от психического состояния. Например, усвоение содержания лекции студентом зависит от того, в каком состоянии он находится: интереса, внимательности, усталости, скуки, раздражительности, сонливости и др. Нельзя добиться нужного результата, не приведя себя или другого человека в благоприятное для этого психическое состояние.
Психические образования (свойства, стереотипы) — сформировавшиеся и закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторному функционированию и проявлению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления. Сформировавшись под влиянием многократно повторяющихся у данного человека психических процессов и состояний, вызванных опять-таки повторяющимися обстоятельствами