Направления осуществления воспитательного процесса в общеобразовательной организации
Проект
МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в общеобразовательных организациях.
Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в общеобразовательных организациях в целях реализации воспитания.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
Конституция Республики Татарстан;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее»;
Указ Президента Республики Татарстан от 09.10.2012г. №УП-862 «О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2013 № 90 «О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 № 1006 «Об утверждении государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.09.2014 № 666 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 № 110 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» и иные правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан в части, касающейся вопросов развития воспитания, дополнительного образования детей;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.012.2014 № 943 «Об утверждении государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы»;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015 №443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Настоящий стандарт разработан с целью реализации Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы и повышения качества воспитания в общеобразовательных организациях.
3.2. Под воспитанием понимается создание условий для развития личности обучающегося, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, взаимодействия педагогов, родителей, других субъектов социализации обучающихся, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
3.3. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организации дополнительного образования детей (далее - организации) вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.4. Для обеспечения качественной работы по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться необходимое нормативное правовое, материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, включая:
- организацию сети и сетевого взаимодействия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность);
- создание нормативной' правовой и финансовой основы деятельности организаций для оказания услуг по воспитанию;
- укомплектованность организаций специалистами в области воспитания;
- техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).
3.4.1. В состав документации должны входить:
- Устав организации, отражающий особенности воспитательной деятельности организации;
- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в организации;
- должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих воспитательный процесс;
- документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.
3.4.2. Укомплектованность организации специалистами в области воспитания и их квалификация:
- каждая организация должна иметь следующую модель управления воспитательной работы:
- учреждение должно быть укомплектовано специалистами в соответствии со штатным расписанием организации данного типа и вида;
- назначаемый на должность специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и должностной инструкции;
- наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в организации, должен принимать ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами.
3.4.3. Наличие необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения учреждения:
- организация должна быть оснащена специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, другим нормативным требованиям и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
- специальное оборудование используется строго по назначению, содержится в технически исправном состоянии. Неисправное оборудование заменяется или ремонтируется, а пригодность к эксплуатации отремонтированного оборудования подтверждается проверкой специалистов
3.4.4. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы, аппаратура, культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном состоянии.
3.4.5. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, нормативно-правовых документов, включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.
4. Учебно-воспитательный процесс в организации выстраивается с учетом следующих приоритетов государственной политики в области воспитания:
- Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; для формирования у юных граждан высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- Поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями традиционных духовных и нравственных ценностей;
- Формирование уважения к русскому языку, как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения и языкам народов России, как толерантного отношения к народам проживающим в субъектах РФ;
- Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности к инфраструктуре воспитания;
- Развитие кооперации исотрудничествасубъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Организацией гарантируется использование воспитательного потенциала образовательных программ, включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, и предоставление воспитательных услуг по следующим направлениям:
5.1. Гражданское воспитание:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний детей об их конституционных правах и обязанностях и повышения способности ответственно их реализовывать;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие в детско-подростковой среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитаниеуважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, другим негативным социальным явлениям;
- разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей, в том числе из семей мигрантов.
5.2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- создание системы комплексного методического сопровождения работы учителя, других работников образования по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающее ориентацию учащихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к символам государства - Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, другим государственным и историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
5.3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
- воспитательное содействие развитию у детей нравственного сознания (нравственные принципы, морально-этические нормы), нравственных чувств (чести, долга, справедливости, совестливости, милосердия, дружелюбия);
- развитие выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством и обществом, в том числе традиционными религиозными общинами, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей;
- содействие в формировании у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых, конфликтных.
5.4. Приобщение детей к культурному наследию:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; поддержка школьных музеев и театров, развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций, народного творчества.
5.5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание для детей условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
- предоставление обучающимся всех образовательных организаций условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- активное использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
5.6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение;
- развитие умения работать совместно с другими, а также самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
5.7. Экологическое воспитание:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
5.8. Воспитание в процессе обучения:
Организация гарантирует направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей.
5.9. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания, поддержка семейного воспитания:
Организация гарантирует направленность усилий педагогического коллектива по организации педагогического сопровождения семейного воспитания, поддержку семейного воспитания, в том числе:
- содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
- повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе приемных родителей;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных, возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
- организация совместного отдыха детей и родителей в каникулярное время;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
5.10. Формирование воспитывающей среды:
Организация гарантирует:
- организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета;
- формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме;
- атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности;
- содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.
В соответствии с воспитательными целями:
- формируется информационное пространство организации, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;
- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;
- открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
5.11. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время:
Организация гарантирует предоставление детям возможности выбора:
- видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время;
- самореализации личности, участия в деятельности различных творческих и профильных объединений;
- в работе органов детского самоуправления;
- в деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической ориентации;
- в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.
5.11. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса:
С целью реализации ФГОС в каждой организации разрабатывается программа духовно-нравственного воспитания. Данная программа разрабатывается педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания.
В целях полноценной организации воспитательного процесса в организации:
- должны быть представлены информационно-методические материалы в помощь организаторам воспитательного процесса,
- должны быть предусмотрены системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое "воспитательное пространство" ближайшего окружения и разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном уровне, в том числе с использованием ресурсов информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан».
- не реже одного раза в четверть на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов рассматриваться вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса, повышению компетенций педагогов по актуальным вопросам воспитания.