Анализ и интерпретация полученных результатов
По результатам исследования я выяснила, что в школе ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание уделяется таким методам профориентации как проведение экскурсий на различные предприятия, вузы, ПТУ, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися, позволяющие выявить их интересы;
- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (классы с углубленным изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);
- организация факультативов;
- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют стенды;
- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии;
- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены следующие данные, представленные в таблице 1:
Таблица 1. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» | Кол-во человек | Показатели в % |
Да | 68,2 | |
Нет | 31,8 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»
Согласно полученным данным, 31,8 % учащихся, что составляет 14 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 68,2 % учащихся, что составляет 30 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся выбрали свою будущую профессию.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Источники знаний о профессиях
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. беседы с родителями | 38,6 | |
2. экскурсии | 22,7 | |
3. средства массовой информации | 11,3 | |
4. школа | 27,2 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2 Источники знаний о профессиях
Согласно полученным данным, 38,6% учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,2% в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 12 человек; 22,7% как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 11,3% источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 5 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.
Из 100 % опрошенных старшеклассников, 70,4 % учащихся, т.е. 31 человека, связывают профиль обучения со своей будущей профессией.
На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. буду работать по этой специальности | 20,4 | |
2. буду работать по схожей специальности | 18,2 | |
3. пойду учиться в данном направлении | 31,8 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3 Ответ на вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Таким образом, согласно полученным данным, 20,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 18,2 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 31,8 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 14 человек.
Тогда как, 29,6 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность.
На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 4:
Таблица 4. Подготовка к будущей профессии
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. профильное обучение | ||
2.посещение факультативов, курсов | ||
3. знакомство с учебными заведениями и правилами приема | 18,2 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.
Рис. 4 Подготовка к будущей профессии
Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 44 человек; 50 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 18,2 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек.
На вопрос «Ваши намерения после окончания школы?» были получены следующие данные, представленные в таблице 5:
Таблица 5. «Ваши намерения после окончания школы?»
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
Буду работать | ||
Попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ | 54,6 | |
Затрудняюсь ответить | 20,4 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 5.
Рис 5. «Ваши намерения после окончания школы?»
Согласно полученным данным 25% учащихся будут работать, что составило 11 человек; 54,6% учащихся будут пробовать поступать, что составило 24 человека; 20,4% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос, что составило 9 человек.
Смотря на это можно сделать вывод, что инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет значительное число учащихся.
Таким образом, деятельность классных руководителей является эффективной, т. к. больше половины учащихся, определены с выбором профессии, многими учащимися связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Заключение
В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы.
Эмпирическая часть показала, что в школах ведется разнообразная работа по профориентации учащихся. Много внимания направлено на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Исследование показало, что большая часть учащихся уже определилась с выбором профессии. Достигли они этого общаясь с родителями, посещая экскурсии и лекции по профориентации в школе. Некоторые из них в будущем собираются пойти работать по своему профелю, а некоторые по схожему. В данный момент все тестируемые учатся в профельных классах. Учащиеся, которые решили пойти учиться дальше, на данном этапе посещают дополнительные факультативы, ходят на экскурсии в учебные заведения, ознакамливаются с профессиями. Четвертая часть тестируемых решила не продолжать обучение, а пойти работать.
У всех ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой-они не верят в себя,сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь. Приведем одну цитату: « Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу. Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?»
Помимо наших желаний и стремлений существует еще и реальность, с которой нельзя не считаться. На сегодняшнем рынке труда больше шансов добиться успеха у людей гибких, мобильных, активных, обладающих большим количеством разнообразных умений и навыков. Высок спрос на универсальных специалистов, которые при необходимости могут справиться с самыми разными обязанностями. При этом очень важно постоянно доказывать свою ценность, самому ставить перед собой задачи, предлагать новые идеи.
«На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной.» П. Коэльо.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С., Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999
2. Божович Л.И., Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995
3. Ботякова Л.В., Голомшток А.Е., Гриншпун С.С., Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя, М.: Просвещение, 2006.
4. Вилюнас В.К., Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990
5. Дубровина И.В., Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989
6. Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 2008
7. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.
8. Кон И.С., Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979
9. Кулагина И.Ю., Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
10. Максимов В.Г., Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988
11. Сафронова Г.Я., Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник //Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3
12. Обухова Л.Ф., Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М.: Тривола, 1995
13. Павлютенков Е.М., Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980
14. Райгородский Д.Я., Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007
15. Петровский А.В., Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982
16. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. - 2003. - № 5.
17. Пряжников Н.С., Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997
18. Сазонова А.Д., Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов;.- М.: Просвещение, 2005
19. Шавир Л.Ф., Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.
20. http://barn-school103.ucoz.ru/index/starshij_shkolnyj_vozrast/0-119
21. http://sites.google.com/site/proforientaciaskolnikov/Home/proforientacionnaa-rabota-s-ucasimisa
Приложение 1
Анкета по профессиональному самоопределению
1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию?
2. Ваши намерения после окончания школы:
- буду работать
- попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ
- затрудняюсь ответить
3. Назовите источники ваших знаний о профессиях.
4. Почему Вы выбрали именно этот профиль обучения?
5. Как вы связываете профиль Вашего обучения со своей будущей работой?
6. Предпринимаете ли Вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
7. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом Вы это делаете.