Менталитет и стихийная социализация

Менталитет Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры. В процессе полоролевой социализации влия­ние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразуме­вают определенный набор черт характера, особенностей поведе­ния, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны отно-

сительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужествен­ности» и «женственности» показала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т. е. феминизирова­ны по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т. е. маскулинизированы. У Чамбула картина обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

Велико влияние менталитета этноса на семейную социализа­цию. Это можно проиллюстрировать на таком примере. В Узбе­кистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи - особен­но в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80% узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. А около 80% эстонцев не считают согласие ро­дителей обязательным и 50% вполне допускают развод и при наличии детей.

Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфе­ре межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. В Японии, на­пример, при общении людей разного возраста старший практиче­ски сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.

Большую роль менталитет играет и. в формировании межэтни­ческих установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы. Менталитет и Менталитет этноса влияет на воспитание воспитание подрастающих поколений как относительно

социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции лично­сти и воспитания.

Имплицитные (т. е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов:

каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуютимплицит­ную концепцию личности (И. С. Кон).

На воспитание менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций лич-

ности имеютсяимплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т. е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как неосозна­ваемую центральную ценностную ориентацию в социальном пове­дении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

От имплицитных концепции личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособле­ния человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицит­ными концепциями личности и воспитания этническое сообщест­во признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отно­шение к ним окружающих.

Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допус­каемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.

ОБЩЕСТВО

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль-

Понятие об ных отношений между людьми, структуру обществе которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо в том числе и потому, что в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось, а на уровне обыденного созна­ния и до сих пор отождествляется с государством. Последние го­ды идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрожде­ния, а во многом и создания заново структур гражданского обще­ства. Он потому столь труден, что затрагивает коренные основа­ния жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старых и не породить новых проблем социализации подрастающих поколений.

Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столько

своими количественными (соотношением муж-Полоролевая чин и женщин разных возрастов и т. п.), структура общества только качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха­ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри­ки, декларируемый биархат - равенство полов - в Европе);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, из­бранной в 1995 г., женщин было 10%, а в парламентах Нор­вегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на раз­личные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

Возрастная струк- Возрастная стратификация присуща любому

тура общества обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар­ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на возраст человека, но и на его положение в статусной структуре общества, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Дети, подростки, юношество, молодежь образуют своеобраз­ные общества сверстников, играющие в процессе их социализации

довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой - специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контро­лируемой) подрастающих поколений показано в концепции Мар­гарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

По мнению И. С. Кона, концепция М. Мид правильно схваты­вает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следу­ет абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культур­ного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства.

Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же общест­ве могут присутствовать в различных соотношениях все три вы­деленные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значи­мость каждого из них в жизни общества и в процессе социализа­ции человека различна в зависимости от уровня и характера развития общества, возрастных, групповых и индивидуальных особенностей людей.

Так, в обществах переходного типа в периоды нестабильности межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие неред­ко переживают кризис социальной идентичности, а младшие, со­циализируясь в меняющихся условиях, оказываются более при­способленными к жизни, чем старшие.

Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, Социальнаяструк- имеющих специфические интересы и мотива-тура обшества цию экономического и социального поведения.

Для социальной дифференциации совре­менного российского общества характерно образование много­численных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры; социальное дно (Т. И. Заславская).

В процессе социальной дифференциации в России наблюдают­ся, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, усто­явшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в общест­ве. В то же время именно он обычно представляет собой силу, ста­билизирующую общество.

Значительно большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня - это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценно­стей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств или повинность) и собственности (она восприни­мается как средство сиюминутного удовлетворения потребностей, а не как ценность для потомков) из ущербной черты, из источника комплекса неполноценности, превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает расставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). По-

этому можно говорить о том, что есть люмпен-предприниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т. п.

Очевидно, что названные тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, ибо фактически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жиз­ненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни.

Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, ко­торые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально дифференцированно общество, тем больше в нем потенциальные возмож­ности для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.Вертикальная социальная мобильность - пере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Воспитание как социально контролируемая социализация ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные груп­пы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, а соответственно предъявляют разные требо­вания к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкрет­ным людям в процессе воспитания.

Экономика и со- Уровень экономического развития общества циализация влияет на социализацию подрастающих по­колений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни - понятие, характеризующее степень удовле­творения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов дли­тельного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетво­рением духовных, эстетических и иных подобных запросов.

На стихийную социализацию и самоизменение человека эконо­мическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни раз­личных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономи­ческий рост, стагнация экономического положения, его ухудшение) влияет на их ожидания, настроения и поведение. Эта атмосфера во многом определяет либо актуальные и перспективные устремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положение, либо фрустрацию и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение - алкоголизм, наркоманию).

На воспитание как социально контролируемую социализа­цию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного коли­чества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень эконо­мического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития, в первую очередь подрастающих поколений - в целом или только в некоторых социальных слоях.

Чем более экономически развито общество, тем более благо­приятны возможности для развития человека в процессе социа­лизации. В качестве иллюстрации можно привести такие дан­ные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции - 700 тыс. долларов, а в СССР - 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество пита­ния, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и куль­турные различия в возможностях, которые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.

Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрас­те, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни стариков.

Наши рекомендации