Тема №2. Специфика фольклора. Русские народные сказки. Виды русских народных сказок
Лекция . 2 час.
Программное содержание
Определение понятия «фольклор». Специфика фольклора; анонимность, устность, вариативность, коллективность.
Народная сказка: определение понятия. История бытования и изучения. «Бродячий сюжет». Классификация. Видовые особенности сказок. Типы героев. «Урок молодцу» как смысловой стержень сказки. Влияние сказки на развитие личности ребёнка.
Самостоятельная работа. 4 час.
Программное содержание
Сказки о животных, их своеобразие. Формы вымысла, отражение в них древних верований человека. Кумулятивные и этиологические сказки как разновидность сказок о животных. Особенности поэтики.
Волшебные сказки. Их отличия от других видов сказок. Формы вымысла. Общечеловеческая значимость содержания. Особенности поэтики.
Бытовые и авантюрные сказки: их сходство и различия. Форма вымысла. Особенности поэтики.
Докучные сказки. Художественные особенности вида.
Вопросы для обсуждения
- Видовые различия и их влияние на содержание и поэтику народных сказок.
- Типы героев: древнее и вечное в обрисовке типа.
- Анализ художественных текстов всех видов.
Задания
- Прочесть тексты народных сказок (Гриценко З. Практикум. – С. 13).
- Сделать устный анализ трёх сказок (по выбору студента) и письменный анализ одного текста (по выбору студента). План анализа см.: Гриценко З. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению – М.: Академия. – 2008. – С. 12-13. Далее: Гриценко З. Практикум, с указанием страниц.
Литература к теме
- Арзамасцева И. С. 46-52.
- Гриценко З. Учебник. – С. 28-39.
Тема №3. Поэтика русских народных сказок.
Практическое занятие. 2час.
Программное содержание
Понятие «поэтика». Художественное время и художественное пространство сказки. Архитектоника и её элементы. Связь эстетического плана построения сказки с устной формой её бытования.
Особенности художественного мира сказки: постоянные стилистические формулы, ретардация, портретные описания героев и их характеристика, интонация живого рассказа и др.
Вопросы для изучения
- Поэтика – элемент содержания или формы сказки?
- Существует ли связь между формой вымысла в сказке и их поэтикой?
- Почему докучная сказка отступает от общего эстетического плана построения содержания? Можно ли данное отступление считать обогащением поэтики жанра?
Самостоятельная работа. 2 час.
- Прочесть сказки Терёшечка», «Жар-птица и Василиса-царевна».
- Дать анализ содержанию и поэтике прочитанных сказок.
- Письменно ответить на вопрос, в чём заключается нестандартное построение сказок?
Литература к теме
- Гриценко З. Учебник. – С. 25 -28.
- Гриценко З. Практикум. – С. 11.
Тема №4. Детский фольклор: история и современное состояние.
Самостоятельная работа. 2 час.
Программное содержание
Понятие о детском фольклоре, его специфика. Жанровая система. Колыбельная песня: научное и образное определение жанра. История появления и бытования. Содержание колыбельных песен. Магические мотивы в колыбельных песнях. Идея смерти ребёнка и её научное исследование. Философия отношений взрослого мира к детям.
Художественные особенности колыбельных песен. Синкретический характер жанра.
Литературная колыбельная песня. Потребность в сохранении и передаче традиции исполнения колыбельных песен.
Современное состояние детского фольклора.
Вопросы для обсуждения
1 Современное состояние колыбельной песни как жанра. Сохранилась ли традиция жанра в его содержании, исполнении, передаче?
2. Психофизическое воздействие песни на младенца. Роль содержания и мелодии в нём.
- Современное состояние жанра колыбельной песни.
Задания
- На известных обучающимся Интернет-сайтах найти примеры современных жанровых форм детского фольклора (считалки, жеребьёвки, дразнилки, поддёвки, заклички, приговорки).
Литература к теме
- Гриценко З. Практикум. – С. 14.
- Гриценко з. Учебник. – 39 – 55.
Тема №5. Становление и развитие русской детской литературы.
Самостоятельная работа. 4 час.
Программное содержание
Древняя русская литература как особый вид литературы. Её значение в художественном развитии и воспитании детей. «Поучение» В. Мономаха.
Возникновение литературы для детей. Её педагогическая и методическая направленность, художественные особенности. Первые русские детские книги.
Детская литература ХУШ в. «Юности честное зерцало…» - художественный документ Петровской эпохи. Гипотетический круг детского чтения. Отражение в литературе для детей идей времени.
Журнал Н.И. Новикова Детское чтение для сердца и разума.
Задания
- Изучить предложенную литературу Какое из произведений литературы этого времени, анализ которого дан в учебниках, вызвало интерес у студента? Чем он объясняется?
Литература к теме.
- Гриценко З. Учебник. – С. 66-83.
- Сетин Ф. - С. 41-59; 118-119: 136 – 139.
Тема №6. Литературная сказка как явление культуры. А. Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители» - образец детской литературной сказки.
Лекция. 2 час.
Программное содержание
Литературная (авторская) сказка – ведущий жанр детской литературы. Определение понятия. История возникновения и развития, современное состояние жанра. Проблемы классификации. Тематика и проблематика сказок для дошкольников. Поэтика. Фольклорные и литературные традиции. Традиции зарубежной авторской сказки в творчестве русских писателей. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа. 1 час.
1. Сказка Е. Шварца «Два брата»: сведения об авторе, вопросы для анализа произведения см.: Практикум. С. 22-25