Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Факультет педагогики и психологии
Кафедра ПЕДАГОГИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова
«_____» ________________ 2012 г.
ПЕДАГОГИКА
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050301.65
Русский язык и литература,
Русский язык и литература, специализация Практическая журналистика, Русский язык и литература с дополнительной специальностью Культурология, Русский язык и литература с дополнительной специальностью Родной (чувашский) язык и литература
Русский язык и литература с дополнительной специальностью Родной (татарский) язык и литература
(очная форма обучения)
Составители:
Шубович М.М., кандидат педагогических наук, доцент;
Хмарский С.И., кандидат педагогических наук, доцент;
Набиев В.Ш., кандидат педагогических наук, доцент;
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Педагогика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 17 марта 2000 г. (номер государственной регистрации № 707 пед/ сп). Учебная программа курса "Педагогика" подготовлена с учетом требований государственного образовательного стандарта, предназначенного для подготовки педагогов – учителей русского языка средней общеобразовательной школы.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.
Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Социальная педагогика. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.
Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.Повышениеквалификации и аттестация работников школы.
Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта,
Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
Актуальность и необходимость курса «Педагогика» обусловлены, с одной стороны, интенсивным развитием общества на современном его этапе и необходимостью инновационных преобразований в современном образовании, с другой стороны, - многообразием прогрессивных изменений в образовательной практике и необходимостью качественной подготовки кадрового профессионального состава к ней.
Курс «Педагогика» призван помочь будущему педагогу изучить современную педагогическую теорию об организации воспитания и обучения, а также образования. Вместе с тем курс ориентирован на изучение передовой и инновационной образовательной практики, как отечественной, так и мировой.