Задание № 1. «Возрастные характеристики»

На этом этапе необходимо соотнести характеристики возрастов с их названиями, то есть даны возрастные периоды: «Младший школьный возраст», «Подростковый возраст», «Юношеский возраст» и соответственно их характеристики.


6 этап. Готовность вожатого к лету.

Задание. «Письмо домой». По кругу каждый из присутствующих вслух говорит строчку письма, то есть жалобу для одногрупницы, подруге на спецкурс. Вот учили, учили и результат… Результат письма – анализ общего представления будущих вожатых об их базе реальной готовности к лету.


Занятие 2.

Принципы и методы планирования работы вожатого в ДОЛ.

Цель занятия: развитие у студентов теоретических знаний и практических умений в области планирования и анализа педагогической деятельности вожатого в условиях ДОЛ, пополнение «портфолио».

Форма занятия: Семинар с элементами практикума.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «программа», «план». Виды планов, используемые в работе вожатого.

2. Технология и способы планирования и анализа смены, дня, отрядного дела, собственной педагогической деятельности.

3. Технология программирования смены и педагогической деятельности.

4. Построение программы лагерной смены.

5. Отрядный план-сетка. Основные ограничения, влияющие на составление плана сетки. Форма плана-сетки. Приемы оформления плана-сетки.

6. Личный план вожатого. Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого. Форма плана, его особенности. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.

7. Функции педагогического дневника, варианты работы с ним.

8. Диагностика в лагере.

Практическая часть.

1. Игра «Этапы организации деятельности».

Готовится две группы карточек. Первая – это непосредственно этапы деятельности:
I ЭТАП

Мотивационно-ориентировочный. Целеполагание.

II ЭТАП

Операциональный. Практическая деятельность.

III ЭТАП

Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов деятельности.

Вторая группа карточек – это вопросы, которые необходимо распределить по каждому этапу, например:

I ЭТАП Что необходимо сделать?

Почему это?

Зачем?
Для чего?

Какова цель?

Сколько времени необходимо?

В какой последовательности?

Как, каким способом?

II ЭТАП Практические действия

(все формы деятельности детского лагеря)

III ЭТАП

Как получилось?

Каков результат?

Почему такой результат?

Все ли выполнено?

Степень достижения цели?

Кто как действовал?

Как можно было действовать иначе?

Участие в работе на данном этапе дает возможность каждому участнику игры осознать необходимость включения детей в деятельность на всех ее этапах.

2. Игра «Формула организации дела».

Группам дается алгоритм организации дела и предлагается построить в соответствии с ним какое-либо отрядное дело

Алгоритм по И.П. Иванову (журнал «Воспитание в семье и школе» № 1, 2001 г):

Первый: этап коллективного выдвижения идеи, «мозговой штурм» (мотивация, эмоциональное заражение коллектива)

Второй: коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей.

Третий: коллективное планирование, прогнозирование результатов.

Четвертый: выбор совета дела, распределение поручений.
Пятый: подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей.
Шестой: проведение дела.

Седьмой: Коллективный анализ и оценка

Восьмой: последействие, определение перспектив, «радость завершения».
Приведенный алгоритм – своеобразная памятка.

Также может быть использован другой вариант алгоритма организации дела.
«Формула дела» выглядит так:

задумали – посоветовались – продумали – заинтересовали всех – наглядно оформили – помогли в подготовке – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.
Условия успеха дела:

1. Цель и задачи дела должны лежать в плоскости основных целей и задач воспитания, определенных на текущий период жизни коллектива.

2. Цель и задачи дела должны быть хорошо поняты и приняты всеми предполагаемыми его участниками.

3. Содержание, форма, приемы дела должны быть продуманы так, чтобы обращаться к уму и чувствам всех участников и вызывать потребность активно действовать на радость людям (новый, разнообразный по жанрам материал; как можно чаще обращаться к присутствующим).

4. Подготовка и ход дела должны быть содержательными, вовлекать в активное участие в нем большинство ребят.

5. Должна присутствовать личная ориентированность: учет вклада каждого, согласно его потенциальным возможностям, при подведении итогов, анализе дела, награждении за участие.

6. Ход дела должен соответствовать структуре драматического произведения (завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка).

7. Обязательный анализ на всех уровнях.

3. Технология проведения «огоньков»

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

6) Поддержание доброй атмосферы (правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

Виды огоньков: знакомства, кофликтный, адаптации, анализа, тематический.

4. Знакомство с памяткой «Анализ отрядной работы»

Анализ отрядной работы включает в себя:

- работу вожатого с педагогическим дневником, в том числе ежедневный анализ работы отряда и своей деятельности и анализ по периодам смены;

- организацию и проведение вечерних огоньков – ежедневного анализа дня с детьми;

- обсуждение с напарником текущих проблем жизни отряда;

- участие в совместных аналитических процедурах, планерках педагогического коллектива.

5. Знакомство с диагностическими методиками, используемыми в ДОЛ.

Методы психолого-педагогической диагностики в лагере: Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педколлективом лагеря.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям: простота и процедурная доступность для педагога-организатора, психолога; непродолжительны по времени и неутомительны для детей; наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).

Задания для самостоятельной работы: Разработка мини-проекта «Планирование, программирование деятельности отряда».Особенность этого задания заключается в том, что оно дается на дом и выполняется участниками за рамками занятия. Перед заданием с участниками игры рассматривается:

1. Вопрос о том, что может быть основанием для планирования и программирования
деятельности отряда.

2. Дается примерный алгоритм программирования.
Цели, задачи - Посредством чего будут достигнуты - Что, как, в какой последовательности будет организовано - Какой ожидается пед.резельтат.

3. Дается задание и установка на его выполнение: Разработать программу деятельности отряда

1) исходя из:

- программы, целей и задач лагеря;

- собственных представлений о потребностях и интересах детей определенного возраста;
- собственных увлечений, умений;

- другое.

2) Указать на методы привлечения детей к планированию деятельности отряда.
3) Представить план деятельности (Куда? Когда? Кому?).
В результате проделанной работы в лагере будет скомплектовано программное обеспечение его деятельности. Программа лагеря + программы деятельности всех отрядов.


Занятие 3.

Наши рекомендации