Требования к личности медицинской сестры как педагога

Тезисы лекции

Тема: «Основы обучения в сестринском деле»

Скажи мне – и я забуду

покажи мне – и я запомню

дай мне действовать самому

и я научусь.

Китайская пословица

Педагогика - наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.

Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц.

Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента.

Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медицинской сестры, ее опыта, знаний и умений. Ведь она может выступить не только как специалист, но и как педагог-воспитатель, владеющий принципами медицинской этики и деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения.

Задачи обучения в сестринском деле

1. Удовлетворять нарушенные потребности пациента, обучить пациента самоуходу.

2. Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни.

3. Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

Цель обучения в сестринском деле – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Сферы обучения

1. Познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) информацию от второстепенной.

2. Эмоциональная– получив информацию, человек изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением, оценкой фактов. Он активно слушает и реагирует вербально и не вербально.

3. Психомоторная– человек обладает умениями. Благодаря умственной и мышечной деятельности, он обучился новым движениям, уверенно выполняет необходимые действия. Готов психологически, физически и эмоционально к выполнению действий.

Функции обучения

1. Познавательная – стремление к получению и приобретению умений и навыков (навык – высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно).

2. Развивающая – способность применить знания и умения на практике.

3. Воспитательная – целенаправленное развитие личности.

Способы обучения

1. Формальные официальные. Цели для них задаются извне, вышестоящими инстанциями. Среди них различают:

· фронтальные– занятия по усвоению и овладению новыми знаниями и умениями (лекции, санитарные бюллетени);

· групповые – занятия с небольшими группами (школы здоровья, «Астма-школа», школа для страдающих гипертонической болезнью и др.);

· индивидуальные– тематические беседы (например, о рациональном питании), практические занятия (обучение навыкам самоухода, уходу за тяжелобольным, приему лекарственных препаратов и др.).

2. Неформальные – неофициальные, без чьего-либо указания.

Методы обучения

1. Словесный– разъяснение, беседа, диспут, мини-лекция.

2. Наглядный – использование речи, мимики, жестикуляции, изображения на доске, рисунков, таблиц, схем, макетов, плакатов, предметов ухода, муляжей, фантомов, технических средств (кино, видео-магнитофон, мультимедиа – проектор) и т.д..

3. Практический – отработка манипуляций: выполнение инъекций, измерение артериального давления и т.д.

Приемы обучения

1. Наблюдение – восприятие.

2. Запоминание – повторение.

3. Анализ – обобщение, коррекция.

Уровни обучения

1. Ознакомительный – у обучаемого в результате должно сложиться представление о чем-либо.

2. Реконструктивный – обучаемый должен повторить, сделать.

3. Уровень умений и навыков – обучаемый должен научиться применять полученную информацию в домашних условиях.

Правила организации процесса обучения

Этапы обучения

1 этап – выявление потребности пациента и его семьи в обучении, оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его близких, готовности к обучению.

2 этап – интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний и умений.

3 этап – определение целей, планирование, определение сфер, методов обучения.

4 этап – реализация плана.

5 этап – оценка результатов обучения.

Этап

Перед началом обучения нужно оценить состав аудитории и потребность контингента (индивида) в обучении. Необходимо выяснить какими знаниями по данному вопросу он обладает, каким объемом умений владеет. Следует учитывать такие факторы, как возраст, уровень образования, физическое состояние пациента. Психологический возраст – это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости (Таблица 1). Готовность к обучению может зависеть и от факторов, мешающих сосредоточиться – беспокойство, боль, усталость, жажда и др.

Таблица 1

Возраст Психологические особенности Особенности обучения
Дошкольный Нет осознания болезни, необходимости лечения. Беспокойство в отрыве от матери, привычных условий Обучать совместно с близкими людьми, на фоне ласкового, теплого общения, с использованием игровых методов
Подростковый Нежелание знать последствия заболевания, притязательность на взрослость Делать упор на самостоятельность. Уважать как личность, сочетая требовательность с мягкостью и пониманием. Ориентировать на возможный неблагоприятный исход
Зрелый Осознание факта болезни. Возможен «уход в болезнь», использование болезни в своих интересах Приемлемы все способы и методы обучения с учетом уровня образования, интеллектуального развития. При необходимости привлекать при обучении психолога
Старческий Снижение памяти, внимания, зрения, слуха. Беспомощность, обидчивость, недоверие, чувство одиночества Вселять уверенность в благоприятный исход. Учитывать уровень личностной зрелости, образования и интеллектуального развития. Обучать терпеливо, привлекая родственников

Этап

Пациент (его родственник) может сам осознавать наличие проблемы ее выявляет медицинская сестра. Проблема называется четкой, понятной фразой. Например:

· дефицит знаний о рациональном питании;

· неумение измерять и контролировать у себя артериальное давление;

· неумение выполнять инъекцию и др.

Этап

Цель обучения должна содержать три компонента:

· что предстоит сделать пациенту («должен знать», «должен уметь» и т.д.);

· временные рамки: дата или интервал времени;

· с кем, при помощи чего – условие (с помощью инструктора, самостоятельно и т.д.).

План обучения составляется индивидуально с использованием конкретных способов, методов и приемов обучения.

Этап

Сотрудничество медсестры и пациента на данном этапе – залог успеха. Лучший вариант – индивидуальные занятия, или занятия малыми группами. На проведение обучения влияют различные факторы:

· благоприятная окружающая обстановка - свободное время, оптимальная температура в помещении, тишина, удобная мебель, достаточное освещение и т.д.;

· творческий подход к обучению, использование наглядности, различных методов обучения, обучение в виде ролевых игр;

· доброжелательное отношение медицинской сестры, искреннее желание помочь обучаемому;

· хорошая дикция медицинской сестры, способность ясно, четко, полно излагать материал;

· постоянный контроль приобретенных знаний, поощрение вопросов.

5 этап –завершающий. Получив согласие пациента, необходимо попросить его продемонстрировать приобретенные умения. Пациенту следует сообщить результат сестринской оценки: насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение конкретным навыкам завершенным.

Важна не только сестринская оценка, но и самооценка, которая может быть:

· адекватной – совпадать с мнением медсестры;

· неадекватной – завышенной или заниженной;

· нестабильной – то доволен, то не доволен.

Требования к личности медицинской сестры как педагога

1. Широкая эрудиция, высокий интеллектуальный уровень.

2. Личностная зрелость.

3. Целеустремленность, настойчивость.

4. Знания в области, в которой идет обучение.

5. Владение методами обучения и воспитания.

6. Гибкость мышления, стремление к самосовершенствованию.

7. Желание и умение заботиться о своем здоровье.

8. Позитивная концепция, доброжелательное отношение к окружающим.

9. Эмоциональная стабильность.

Наши рекомендации