Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 4 страница

В I класс школы V вида принимаются дети 7 — 9 лет, в подгото-
вительный — 6 — 7 лет. За 10—11 лет обучения дается основное
общее образование.

Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказы-
вается учащимся на всех уроках и во внеклассное время. В школе
также предусмотрен специальный речевой режим.

Специальная школа VI вида предназначена для образования де-
тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — двигатель-
ными нарушениями, имеющими разные причины и разную сте-
пень выраженности, детским церебральным параличом (ДЦП),
врожденными и приобретенными деформациями опорно-двига-
тельного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конеч-
ностей, их парезами и парапарезами.

Образовательный процесс строится в соответствии с уровнями
общеобразовательных программ трех ступеней:

1-я ступень — начальное общее образование (4 — 5 лет);

2-я ступень — основное общее образование (6 лет);

3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).

В I класс (группу) поступают дети 7 лет, однако допускается
прием и старше этого возраста на 1 — 2 года. Для тех, кто не посе-
щал детский сад, имеется подготовительный класс.

Количество учеников в классе (группе) не более 10 человек.

В школе VI вида поддерживается специальный двигательный
режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной кор-
рекционной работой, предусматривающей воздействие на двига-
тельную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в
целом.

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испыты-
вающих стойкие затруднения в обучении, — детей с ЗПР.

Образовательный процесс реализуется в соответствии с уров-
нями общеобразовательных программ двух ступеней:

1-я ступень — начальное общее образование (3 — 5 лет);

2-я ступень — основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида в подготовительный, I и
II классы, а в III — только в виде исключения. Те, кто начинал
учиться в обычной школе с 7 лет, поступают во II класс школы

VII вида, а те, кто начинал обучение в обычном образователь-
ном учреждении с 6 лет, могут быть приняты в I класс. Дети 7 лет,
не имеющие дошкольной подготовки, принимаются в I класс, а
6-летние — в подготовительный.

Число учеников в классе (группе) не более 12 человек.

У учащихся сохраняется возможность перехода в обычную школу
по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов
в знаниях после получения начального общего образования. При
необходимости уточнения диагноза ребенок может учиться в школе

VII вида в течение года.

Специальную педагогическую помощь школьники получают на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также
на логопедических занятиях.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образо-
вание для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в
этой школе не является цензовым и имеет качественно иное содер-
жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и про-
фессионально-трудовой подготовке при освоении учениками до-
ступного им объема знаний по общеобразовательным предметам.

Образование завершается экзаменом (аттестацией) по трудо-
вому обучению, в то же время по состоянию здоровья школьники
могут быть освобождены от него. Порядок освобождения опреде-
ляется Министерством образования и науки и Министерством
здравоохранения РФ.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в I или в подго-
товительный класс в возрасте 7 — 8 лет. Пребывание в подготови-
тельном классе не только позволяет лучше подготовить его к школе,
но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательно-
го процесса и психолого-педагогического изучения его особенно-
стей и возможностей.

Число учеников в подготовительном классе не превышает 6 —
8 человек, в остальных классах — не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8, 9 лет, 9 или
10 лет с классом профессиональной подготовки. Все эти сроки
увеличиваются на год за счет пребывания в подготовительном
классе.

Если школа располагает необходимой материальной базой, то
в ней могут быть организованы классы (группы) с углубленной
трудовой подготовкой. Здесь занимаются учащиеся, окончившие

VIII (IX) класс. После обучения с углубленной трудовой подго-
товкой и успешной сдачи квалификационного экзамена они по-
лучают документ о присвоении соответствующего квалификаци-
онного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать клас-
сы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в
таком классе не должно превышать 5 — 6 человек.

При поступлении в школу многих детей направляют в подго-
товительный (диагностический) класс. В течение года предвари-
тельный диагноз уточняется, и в зависимости от результатов на
следующий год ребенок поступает либо в класс для детей с тяже-
лыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс
данной школы.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел-
лектуального недоразвития проводится по трем уровням: 1-й — с
6 до 9 лет; 2-й — с 9 до 12 лет; 3-й — с 13 до 18 лет. В эти классы
могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, и их пребывание
в системе школьного обучения продолжается до 18 лет. Отчисле-
ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями
ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимают детей с психопатоподобным по-
ведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями,
требующими активного лечения. Эти дети с участием родителей
могут посещать консультативные группы. Режим работы устанав-
ливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осу-
ществляется в режиме прохождения каждым воспитанником ин-
дивидуального образовательного маршрута, определяемого спе-
циалистами в соответствии с психофизическими возможностями
того или иного воспитанника.

Для имеющих особые образовательные потребности детей-си-
рот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют спе-
циальные детские дома и школы-интернаты, работающие в соот-
ветствии с профилем нарушений развития. В большинстве своем
сюда поступают дети и подростки с интеллектуальным недораз-
витием и трудностями в обучении.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное
(коррекционное) образовательное учреждение, организуется обу-
чение в домашних условиях. Организационные формы такого обу-
чения определены постановлением Правительства Российской Фе-
дерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-
инвалидов на дому и в негосударственных образовательных уч-
реждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче-
ния, персонал которых состоит из квалифицированных специа-
листов—дефектологов и психологов. Работа проводится как в до-
машних условиях, так и в условиях частичного пребывания в школе
надомного обучения. При групповых формах обучения во взаимо-
действии и общении с другими детьми ребенок осваивает соци-
альные навыки, приучается к пребыванию в условиях группы,
коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, у ко-
торых заболевания или отклонения в развитии соответствуют ука-
занным в специальном перечне, установленном Министерством

здравоохранения РФ. Основанием для предоставления надомного
обучения является медицинское заключение лечебно-профилак-
тического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключается
находящаяся поблизости школа или дошкольное образовательное
учреждение. На период обучения ребенок получает возможность
бесплатно пользоваться учебниками и фондом библиотеки шко-
лы. Педагоги и психологи школы и ДОУ оказывают консультатив-
ную и методическую помощь родителям в освоении ребенком об-
щеобразовательных программ. Школа также обеспечивает проме-
жуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о
соответствующем уровне образования. В аттестации принимают
участие педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для
ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребностями
учится на дому, органы управления образованием компенсиру-
ют родителям затраты на обучение в соответствии с государ-
ственными и местными нормативами финансирования обучения
в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и
подростков со сложными и тяжелыми нарушениями развития, с
сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комп-
лексной помощи создаются реабилитационные центры различных
профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагоги-
ческой реабилитации и коррекции; социально-трудовой адапта-
ции и профориентации; психолого-педагогической и социальной
помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без по-
печения родителей, и др. Задачами этих учреждений являются кор-
рекционно-педагогическая, психологическая и профориентаци-
онная помощь детям с тяжелыми и множественными нарушения-
ми, а также формирование у них навыков самообслуживания и
общения, социального взаимодействия, элементарных трудовых
навыков. В ряде центров ведется и образовательная деятельность.
Занятия строятся по программам индивидуального или группово-
го воспитания и обучения.

Нередко реабилитационные центры оказывают консультатив-
но-диагностическую и методическую помощь родителям детей с
особыми образовательными потребностями, в том числе инфор-
мационную и правовую поддержку. Такие центры также берут на
себя социальную и психологическую помощь бывшим воспитан-
никам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, ос-
тавшихся без попечения родителей.

С распространением образовательной интеграции в задачи спе-
циальных школ и центров были включены методическая и кон-
сультативная помощь образовательным учреждениям массового на-
значения, если там учатся и дети с особыми образовательными

потребностями: проведение коррекционно-педагогической рабо-
ты, консультирование педагогов и родителей, методическое со-
провождение.

Для оказания логопедической помощи детям, имеющим рече-
вые нарушения и обучающимся в учреждениях общего назначе-
ния, действует логопедическая служба. Это реализуется введением
в штат образовательного учреждения должности учителя-логопе-
да или созданием в структуре органа управления образованием
логопедического кабинета или логопедического центра. Наиболее
распространенной формой стал логопедический пункт при обще-
образовательном учреждении. Основными задачами его деятель-
ности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи;
своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной
речевыми дефектами; распространение информации об основных
логопедических знаниях среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свобод-
ное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с
администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом «задержка психического раз-
вития», обучающиеся в классах коррекционно-развивающего типа,
получают логопедическую помощь от учителя-логопеда, прикреп-
ленного к данному классу. Ответственность за обязательное посе-
щение школьниками логопедических занятий несут учитель-ло-
гопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы спе-
циальной психолого-педагогической помощи продолжается по-
иск моделей специальных образовательных учреждений, наибо-
лее полно отвечающих социокультурным и экономическим усло-
виям жизни страны и особым образовательным потребностям обу-
чающихся, а также моделей, которые могли бы эффективно функ-
ционировать в отдаленных от центра регионах, в условиях разви-
тия интеграционных процессов, удовлетворяя при этом все обра-
зовательные и реабилитационные потребности детей и подрост-
ков с отклонениями в развитии.

Изыскиваются и развиваются модификации учебных образова-
тельных заведений, построенных на основе уже существующих
типовых учреждений. Так, оказалась востребованной модель спе-
циального образовательного учреждения, в котором наряду с функ-
цией образования (дошкольного и школьного) реализуются функ-
ции психолого-педагогического консультационного центра, а также
центров социальных услуг для малоимущих слоев населения —
образовательных услуг в приобретении начального профессиональ-
ного образования. Такие образовательные учреждения уже дей-
ствуют и на европейской территории страны (Москва, Новгород,
Ярославль, С.-Петербург), и на юге (Махачкала), в Сибири и на
Урале (Магадан, Красноярск, Екатеринбург).

Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе
отвечают структуры специальных (коррекционных) оздоровитель-
ных школ-интернатов, в которых воспитанники занимаются по
комплексным программам, включающим дифференцированный
личностно ориентированный образовательный процесс, осуще-
ствляемый в тесной взаимосвязи с индивидуализированной ме-
дико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической
помощью, где обеспечен благоприятный психологический кли-
мат и в целом комфортная социокультурная среда.

Разработана модель современного образовательного учрежде-
ния для детей и подростков с тяжелыми и множественными на-
рушениями развития. Многолетний опыт работы такого учреж-
дения — Псковского лечебно-педагогического центра — показал
реальную возможность и необходимость включения в образова-
тельное пространство детей и подростков с тяжелыми множествен-
ными нарушениями развития.

Имеются и другие варианты специальных образовательных уч-
реждений, работающих по новаторским программам, создавае-
мым энтузиастами специальной педагогики в соответствии с мест-
ными социокультурными условиями, национальными и регио-
нальными особенностями.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте современную школьную систему специального об-
разования в России.

2. В чем состоят особенности каждого из действующих видов специ-
альных (коррекционных) образовательных учреждений? Какие крите-
рии являются определяющими при направлении ребенка в школу опре-
деленного вида?

3. В каких направлениях происходит развитие новых типов и видов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений?

4. Посетите некоторые имеющиеся в вашем городе специальные (кор-
рекционные) образовательные учреждения для разных категорий детей
с особыми образовательными потребностями. Опишите свои наблюде-
ния. Подумайте над тем, какую волонтерскую помощь вы могли бы ока-
зать этому учреждению со своими друзьями. Узнайте, какая помощь дей-
ствительно необходима, и окажите ее.

Литература для самостоятельной работы

Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-
ное) образование. — М., 1999, 2001 и др.

Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии специального образова-
ния в России: Результаты исследования как основа для построения про-
граммы развития // Дефектология. — 1997. — № 4.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хре-
стоматия / сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997.

Организация деятельности коррекционных образовательных учреж-
дений: сб. документов / сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова и Л.В.Бумаги-
ной. - М., 2000.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образова-
тельных учреждений I — VIII видов: Инструктивное письмо Минобразо-
вания России, № 48, 1997 г.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образователь-
ном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии: постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288.

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуж-
дающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867.

Типовое положение о логопедическом пункте при общеобразователь-
ном учреждении // Психолого-медико-педагогическая консультация:
метод, рекомендации / науч. ред. Л.М.Шипицына. — СПб., 1999.

1.5. Профессиональная ориентация, система
профессионального образования, профессиональная
адаптация людей с ограниченной трудоспособностью

Право на профессиональную реабилитацию людей с ограни-
ченной трудоспособностью закреплено в Конституции Россий-
ской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 нояб-
ря 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной
службы медико-социальной экспертизы и Государственной служ-
бы реабилитации инвалидов. В соответствии с его статьями 10 и 1l
предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и ин-
дивидуальная программа реабилитации людей с ограниченной трудо-
способностью (инвалидов).

Содержание федеральной базовой программы реабилитации и
порядок ее выполнения определяются нормативными документа-
ми органов исполнительной власти Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс
мер — медицинских, психологических, педагогических, соци-
альных, — направленных на восстановление, компенсацию нару-
шенных или утраченных функций организма и восстановление (или
формирование) способности к выполнению определенных видов
деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках
индивидуальной программы реализуется профессиональная ори-
ентация человека с учетом его особых возможностей трудоспо-
собности.

Для каждого человека с ограниченной трудоспособностью ин-
дивидуальная программа реабилитации, не являясь обязательной,
имеет рекомендательный характер. Иными словами, он может не

принять как программу в целом, так и отдельные составляющие
ее разделы.

Одна часть индивидуальной реабилитационной программы бес-
платная, другая может быть оплачена самим обучаемым, учреж-
дением или организацией, где он работает, благотворителем.

Индивидуальные программы реабилитации разрабатываются
специалистами Государственной службы медико-социальной экс-
пертизы после всестороннего обследования человека с ограни-
ченной трудоспособностью. В ее создании принимают участие ме-
дики, психологи, педагоги, социальные работники, представи-
тели службы занятости. Предварительно учреждение медико-со-
циальной экспертизы по результатам обследования определяет
группу инвалидности, в соответствии с которой и строится инди-
видуальная реабилитационная программа.

Первая группа инвалидности присваивается людям, име-
ющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций
организма, которое может быть обусловлено заболеванием, трав-
мами или дефектами развития. Вследствие этого могут быть в зна-
чительной степени нарушены способность к самообслуживанию,
передвижению, ориентация в окружающем пространстве, возмож-
ности общения и контроля своих действий.

Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены люди
со стойким, выраженным расстройством функций организма в
результате болезни, травм, дефектов развития. Нарушения здо-
ровья приводят к ограничению возможностей обучения и трудовой
деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, об-
щения, контроля за своими действиями. Для взрослых установле-
ние второй группы инвалидности в связи с трудностями получе-
ния образования предусмотрено в тех случаях, когда имеются и
некоторые другие ограничения жизнедеятельности (например, в
передвижении). Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае,
если вследствие заболевания, травм или дефектов развития отме-
чается стойкое, но незначительно или умеренно выраженное рас-
стройство функций организма, ведущее к некоторому ограниче-
нию способностей к обучению, трудовой деятельности, самооб-
служиванию, возможностей передвижения, ориентации в окру-
жающем пространстве и общения.

Таким образом, признается, что инвалиды второй и третьей
групп могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, которых в
перспективе ожидает ограничение трудоспособности, профори-
ентационная и профконсультационная работа начинается еще в
период обучения в школе. В зависимости от характера и степени
тяжести нарушения ее содержание и методы проведения для раз-
ных категорий учащихся с ограниченными возможностями весь-

ма различны. В то же время имеются определенные общие зако-
номерности в ее организации и проведении.

Способность человека с ограниченной трудоспособностью к
той или иной деятельности зависит от многих внутренних и внеш-
них факторов, выявлять и изучать которые должны специалисты.
Технологии такой работы за рубежом складывались на протяже-
нии нескольких десятилетий. Определенный вклад в научное и
практическое решение проблемы профессиональной ориентации
людей с ограниченной трудоспособностью внесли и отечествен-
ные научные коллективы (Российская академия естественных наук,
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт экспер-
тизы трудоспособности и организации труда инвалидов, специ-
альные школы).

Подростку или взрослому с ограниченными возможностями
нередко трудно самостоятельно выбрать интересную для него сферу
деятельности, поэтому ему на помощь приходят педагоги и пси-
хологи. Прежде всего важно установить характер и степень выра-
женности нарушений различных систем организма, интеллекту-
альных и психофизиологических особенностей и возможностей,
чтобы определить доступные для того или иного взрослого или
подростка виды труда, выявить его личные интересы и склонно-
сти в выборе определенной деятельности, профессии.

Необходимо получить сведения о состоянии умственной и фи-
зической трудоспособности с учетом требований соответствия
конкретным видам труда; о состоянии эмоционально-волевой,
сенсомоторной, интеллектуальной сфер; о развитии речи и зна-
чимых для профессиональной деятельности коммуникативных
навыков; об изменениях социально-психологического статуса че-
ловека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением раз-
вития.

Психологи установили, что люди, имеющие врожденное или
рано приобретенное нарушение развития (инвалиды детства),
нередко травмированы психологически. Осознание наличия де-
фекта и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной са-
мооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению
общения с окружающими. Большую роль в усилении и закрепле-
нии негативных стереотипов социального взаимодействия и об-
щения играет отрицательный опыт общения ребенка (подростка)
со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосход-
ство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность челове-
ка и своим неприятием или даже жалостью как бы исключающих
его из жизни общества. Возникает социальная изоляция человека
с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте также наносит значительную
психологическую травму, так как нередко вынуждает менять образ
жизни и круг общения. Усиливается зависимость человека от ок-

ружающих, порой возникает необходимость смены трудовой дея-
тельности, приводящая к материальному и моральному ущербу.

Из практики профориентационной работы известно, что окон-
чательный профессиональный выбор утверждается только в до-
статочно зрелом возрасте. Вместе с тем изменять его и делать но-
вый выбор в этот период очень трудно. Для человека с ограничен-
ной трудоспособностью исправить неверный профессиональный
выбор бывает особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте
важна высококвалифицированная профориентационная работа,
исключающая поверхностный подход к выбору профессии.

Для служб профориентации и диагностики профессиональ-
ной пригодности разработаны компьютерные технологии (на-
пример, автоматизированная система экспертной оценки пси-
хологических особенностей личности), позволяющие быстро и
эффективно проводить профессиональную ориентацию и орга-
низацию трудоустройства людей с ограниченной трудоспособно-
стью в условиях индивидуализации реабилитационных программ
(С.Н.Кавокин и др.).

Компьютерная система содержит перечень профессий и их ко-
дирование по факторам трудовых ограничений. Показатели пси-
хологической оценки возможностей того или иного человека с
ограниченной трудоспособностью соотносятся с психологическими
требованиями, связанными с каждой профессией, входящей в
перечень. Соответственно и конкретное рабочее место примени-
тельно к соответствующей профессии оценивается с точки зре-
ния требований, предъявляемых к функциям организма. Сопо-
ставление психофизиологических возможностей трудоустраивае-
мого с параметрами конкретной профессии и рабочего места по-
зволяет достаточно точно подобрать для человека группу профес-
сий, наиболее отвечающих его возможностям и склонностям. Си-
стема дополняется сведениями о вакансиях рабочих мест в опре-
деленном регионе.

Такая технология основывается на принципе партнерства и
позволяет решать проблему трудоустройства на основе диалога со
всеми заинтересованными сторонами.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения че-
ловек с ограниченной трудоспособностью может получать разные
виды профессионального образования — от начального до выс-
шего.

При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о
равных возможностях обучения для людей с ограниченной трудо-
способностью в высших и средних профессиональных образова-
тельных учреждениях. Современная зарубежная практика показы-
вает, что при отсутствии нарушений интеллекта для таких людей
могут быть созданы специальные образовательные условия и спе-
циальная среда жизнедеятельности, которые снимают барьеры и

ограничения в получении высшего и среднего специального об-
разования (специальное переоборудование городской среды —
транспорта, архитектуры, — обеспечивающее жизнедеятельность
и передвижение в городских условиях; технические и иные сред-
ства поддержки и сопровождения в процессе образования; специ-
альные коррекционные и реабилитационные программы; нали-
чие ассистентов, переводчиков и др.). Люди с ограниченной тру-
доспособностью получают в таком случае действительно равные с
остальными возможности образования и последующей трудовой
деятельности. При этом отсутствует отношение к ним как к не-
полноценным и немощным существам. Обретая равные права,
человек с ограниченной трудоспособностью одновременно полу-
чает и равные обязанности, сначала как студент, а впоследствии
как сотрудник учреждения, предприятия.

В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не
всегда имеют равные с остальными возможности для получения
профессионального образования. Так, среди сотен тысяч студен-
тов, которые сегодня учатся в вузах России, студенты-инвалиды
составляют всего более тысячи человек. Многие из выпускников
не имели возможности стремиться к высшему образованию вслед-
ствие некачественного образования школьного или отсутствия в
вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий
обучения.

Однако постепенно формируется традиция специального ву-
зовского образования для студентов с ограниченными возможно-
стями жизнедеятельности в виде специализированных высших
учебных заведений. Это, например, Московский институт-интер-
нат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппара-
та и Институт социальной реабилитации Новосибирского госу-
дарственного технического университета Минобразования России,
Государственный специализированный институт искусств Мин-
культуры России, Заочный институт реабилитации и профессио-
нальной подготовки незрячих Всероссийского общества инвали-
дов. Эти и некоторые другие вузы не только решают задачи про-
фессионального образования, но и обеспечивают социально-эко-
номическую и медико-психологическую поддержку студентов, име-
ющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

Помимо этого, существует опыт включения групп студентов с
ограниченными возможностями в общий образовательный поток
вуза в виде отдельных групп или факультетов. Такая традиция была
заложена еще в 30-х гг. XIX в., когда впервые в Московском Выс-
шем техническом училище им. Н.Э.Баумана стали учиться неслы-
шащие студенты. Сегодня Московский государственный техничес-
кий университет им. Н.Э.Баумана признан лидером среди выс-
ших учебных заведений страны по организации специальной об-
разовательной среды для студентов-инвалидов, по обеспечению

Наши рекомендации