Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности

4Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.

Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Формирование Сознания происходит с той минуты, когда ребенок начинает воспринимать мир. По мере роста, ощущение мира и реакция на него становятся все более осознанными.

Характеристики сознания человека:

- совокупность знаний об окружающем нас мире;

- закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;

- обеспечение целеполагающей деятельности человека;

- наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):

- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

- осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

- познавательные когнитивные представления о себе;

- эмоциональное, чувственное представление о себе.

Структура самосознания - единство трех компонентов (И.И. Чеснокова) : самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.

5 Сознательное, подсознательное и бессознательное, общественное и индивидуальное сознание

Формы сознания:индивидуальное и обще­ственное.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые механизмы сознательных действийвключают:

-неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);

-явление неосознаваемой установки–это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;

- неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.

Неосознаваемые побудители сознательных действий -основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы.

Надсознательные процессы –это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).

Бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом.

6Сознание и деятельность

7 Общая структура деятельности и поведение.

Деятельность– это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.

Деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру, включающую ряд уровней:

Уровень действий. Действие – это целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности.

Уровень операций. Операция– это совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Уровень психофизиологических функций. Его образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.

Основные виды деятельности:игра, учебная и трудовая деятельность.

Игра– особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Досуг– один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве.

Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение челове­ка, его направленность и активность.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

- Мотивы имеют иерархическую структуру.

- Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

- Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие ос­таются относительно неактуальными. С момента удовлетворе­ния низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу.

- С ростом потребностей повышается готовность к актив­ности. Иными словами, возможность к удовлетворению выс­ших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

- умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки;

- навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

- привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

8 Биологическое и социальное в человеке. Биологическое и социальное в человекеС проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» [1]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.

9 Индивид, индивидуальность, личность, человек и их соотношение.

Понятие «человек» - самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характе­ристик, свойственных людям вообще.

В языке слово «личность» имеет широкий спектр упот­ребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С од­ной стороны, аспект, проекция, с другой - основопола­гающее начало.

Лич­ность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельно­сти и общения.

В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется ин­теллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не иссле­дована и представляет большой интерес для специали­стов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид - это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель чело­веческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не толь­ко его врожденные свойства (пол, телосложение, задат­ки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становит­ся личностью. Это значит, что не всякий индивид являет­ся личностью. Личностью не рождаются, личность фор­мируется, а также может разрушаться.

Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию, но если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования - индивидуальна.

Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность - это оригинальность человека. Ин­дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивиду­альность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Теории исследования личности:

Бихевиоризм(от англ. behavior - поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком , Дж. Уотсоном и др.: человек - это чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул - реакция»).

Психоанализ - основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями.

Неофрей­дизм - представители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. - отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значе­ние социальным.

Гештальтпсихология - основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем сум­мирования свойств отдельных его частей. Именно свойства це­лого определяют свойства его составляющих.

Когнитивная психология(от лат. cognitio - знание, позна­ние) - направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведе­нии человека отводили знанию.

Гуманистическая психология(К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом под­ходе к пониманию природы человека : вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Деятельностный подход(М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению.

10 Соотношение биологического, психического и социального в человеке.

Общая характеристика биологической подструктуры личности.

Общая характеристика психологической подструктуры личности.

Общая характеристика социальной подструктуры личности.

Биогенетическая концепция исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда развитие личности малоуправляемо и носит самопроизвольный и спонтанный характер, предпочтение отдается только врожденным факторам наследственности. Они считают, что все особенности человека (и характер, и способности и т.д.) уже заложены природой и в каком бы обществе не оказался человек, они все равно рано или поздно проявятся.

Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой. Считается, что только общество формирует и развивает личность. Тот факт, что в семьях великих людей вырастают и одаренные дети они объясняют тем, что в таких семьях просто создаются определенные условия для развития детей. Кроме этого они приводят в доказательство важности социальных факторов примеры с современными «маугли».

Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды и наследственности). То есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.

В отечественной психологии за основу принято следующее положение: природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Природные черты существуют в структуре человеческой личности как социально обусловленные ее элементы (т.е. очень важны врожденные факторы, но наибольшее влияние оказывает общество).

Думается, что позиции, изложенные в этих концепциях, нуждаются в уточнении. Безусловно, биологический фактор является важнейшей предпосылкой развития личности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются ее потребности и возможности их удовлетворения. Это противоречие между потребностями и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности. Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид:

14 Память, ее общая характеристика, свойства, функции

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Процессы памяти:

- запоминание;

- сохранение;

- воспроизведение;

- забывание.

Запоминание –это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление- прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение- более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание.

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти:

- наглядно-образная - это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;

- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;

- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;

- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую(наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Памяти присущи следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации  
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти - когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия - утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

15 Восприятие, его виды и свойства.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

То, что находится в цент­ре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут ме­няться местами.

К свойствам восприятияотносятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, констант­ность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Восприятие окружающего мира как относительно устойчи­вого и постоянного называется константностью.

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренное и непред­намеренное восприятие.

В зависимости от степени организации: организован­ное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

В зависимости от формы отражения:

- восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

- восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

- восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Нарушения восприятия:

- гиперстезия - повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям;

- гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;

-агнозия - нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности;

-галлюцинации - восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

16 Ощущение как психический процесс.

Ощущение - это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

- рецептор - часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

- нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

- корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

- внешние ощущения - зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела;

- внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма;

- двигательные (кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках;

- ощущения равновесия - это ощущения, которыеотражают положение, занимаемое телом в пространстве. Рецепторы анализатора равновесия расположены во внутреннем ухе;

- болевые ощущения выполняют защитную функцию: сигна­лизируют человеку о неблагополучии в его организме.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

- закон сенсибилизации - состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность;

- закон адаптации (приспособления) - состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

- закон контрастности - состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном - светлее.

17 Представление: понятие, виды, характеристика.

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора:

- зрительные (образ человека, места, пейзажа);

- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

- обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

- вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

- температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности:

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

18 Общая характеристика восприятия: целостность, контрастность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция.

К свойствам восприятияотносятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, констант­ность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленно

Наши рекомендации