VIII. Частнопредметные педагогические технологии

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа

Дидактические задачи конкретных учебных предметов решаются с помощью адекватных частнопредметных технологий (предметных методик) обучения, целостность которых обеспечивается системностью научного содержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности (см. п. 2.7.).

Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в конкретную общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную часть.

Во второй половине ХХ столетия в России существовало достаточно много известных частнопредметных педагогических технологий, находивших широкое общепедагогическое применение. Это, в первую очередь, технологии, разработанные сильными предметно-методичес­ки­ми школами, возглавляемыми известными учеными и методистами. Это:

– концепция школьного математического образования А.Н. Колмо­го­ро­ва;

– технология учебников математики А.В. Погорелова, Г.Д. Глейзера, Г.В. Дорофеева, М.И. Башмакова, З.А. Скопеца;

– методики преподавания физики А.В. Перышкина, В.А. Соколова, Л.И. Резникова;

– технология учебников физики И.К. Кикоина и А.К. Кикоина, Н.А. Родиной;

– технология начального образования – М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, М.И. Маро;

– методика преподавания биологии Н.М. Верзилина;

– методики преподавания химии В.Н. Верховского;

– методика преподавания литературы З.Я. Реза, О.Ю. Богдановой;

– концепция школьного литературного образования А.В. Текучева, Т.А. Ладыженской;

– методики преподавания русского языка Л.В. Щербы, М.Т. Барановой;

– методики преподавания географии Н.Н. Баранского, Т.П. Гераси­мовой, Н.С. Мат­ру­со­ва;

– система музыкального образования Д.Б. Кабалевского;

– технология трудового и политехнического образования П.Р. Атутова, В.А. Полякова, А.Г. Ка­лашникова;

– методики преподавания иностранного языка Л.В. Щербы, А.П. Старкова, А.А. Миро­лю­бова, И.А. Зимней и др.

Некоторые из них упомянуты в тексте данной главы.

В данном пособии речь идет в основном о модернизированных вариантах традиционных частнопредметных технологий, использующих современные психолого-педагогические идеи и учитывающих реальную социальную ситуацию. Каждая методическая школа, каждый автор реализует свою технологию через разработку характерного для них учебно-методического сопровождения, что иногда определяет и их названия.

В тексте главы освещены следующие частнопредметные педагогические технологии:

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

& Технология развития речи в начальной школе(Е.Ю. Коростелева).

Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

& Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания

Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)

& УМК по математике (М.А. Холодная)

Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского

& Концепция музыкального развития ребенка Б.М. Теплова

& Технология творческого музыкального воспитания Г.А. Струве

& Методика эмоционально-образного воспитания В.В. Кирюшина

Технология преподавания изобразительного искусства в школе

& Программа «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская)

& «Образ и мысль»

& ИЗО в Германии

Авторские педагогические технологии «Учителей года России»

● Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя года – 90» В.А. Гербутова

● Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы

● Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова

● Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского

● Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской

● Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ‑ 96» Е.А. Филипповой

● Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России ‑ 97» А.Е. Глозмана

● Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина

● Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова

● Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара

● Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова

● Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

● Авторская концепция преподавания истории и обществознания «Учителя года России – 2003» И.А. Карачевцева

● Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Слав­го­родского

Наши рекомендации