Должностная инструкция учителя-логопеда
Утверждаю Директор школы
___________ (подпись) (расшифровка подписи)
00.00.00
Должностная инструкция
00.00.00 № 00
_ (место принятия)
Учитель-логопед
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При составлении инструкции учтены также рекомендации по организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14 декабря 2000 г.
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.
1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. Учитель-логопед должен иметь высшее специальное педагогическое образование.
1.5. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; нормативными и методическими документами в вопросах профессиональной деятельности; административным, трудовым и хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией),трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Функции
Основным направлением деятельности учителя-логопеда школы является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:
■обследование устной и письменной речи обучающихся с целью определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;
■организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса, направленного на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично), психической, интеллектуальной (вторично) сферах;
■осуществление консультативной деятельности.
3. Должностные обязанности
Учитель-логопед школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.анализирует:
■ проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых, психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся школы и детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида;
■ результаты комплексного психолого-педагогического обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;
■ адекватность коррекционно-развивающего обучения (при наличии классов КРО);
■ результативность коррекционно-развивающего обучения (при наличии классов КРО);
3.2.прогнозирует:
■ тенденции коррекционно-развивающего обучения учащихся с речевой патологией, проявляющейся в сочетании с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями (при наличии классов КРО);
■ результат запланированной коррекционно-развивающей учебно-воспитательной, методической работы;
■ сочетание педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями;
3.3.планирует и организует:
■процесс разработки и реализации вербальной диагностики;
■систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, в соответствии с перспективным (индивидуальным или групповым) планированием;
■контрольную проверку стабилизации полученных навыков;
3.4.координирует:
■взаимодействие и сотрудничество школьных работников, специалистов смежных профессий, родителей для успешной коррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;
3.5.контролирует:
■ создание специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения, преодоления и коррекции имеющихся у ребенка нарушений (речевых, интеллектуальных, психических), а также поведенческих расстройств, нарушений общения;
■ осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся с различными формами речевых нарушений;
3.6.разрабатывает:
■ методические рекомендации, учебно-дидактический материал, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса;
■ план методической работы на учебный год, перспективное планирование, тематическое планирование занятий, учебно-дидактический материал, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса;
3.7.консультирует:
■школьных работников по принципиальным методическим вопросам коррекционной педагогики;
■работников ДОУ и родителей с целью пропаганды дефектологических знаний;
3.8.участвует:
■в деятельности организационно-методического центра, методических объединений учителей-логопедов, учителей школы и других формах методической работы;
3.9.повышает:
■профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);
3.10.оформляет:
■документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год, журнал обследования, отчет по результатам обследования, индивидуальные речевые карты обследования, логопедическое представление на учащегося (по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о работе за учебный год).
4.Права
Учитель-логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.принимать участие:
■ в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих документов;
■ в разработке решений, касающихся вопросов коррекционно-развивающего обучения (при наличии классов КРО);
4.2.вносить предложения:
■о начале, прекращении или приостановлении социальных, конкретных методических проектов в школе;
■по совершенствованию учебно-методической работы;
■о поощрении участников педагогического процесса коррекционной направленности;
4.3.выбирать:
■ специальную методику коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных общеобразовательных стандартов;
■ учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55);
4.4.присутствовать:
■на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее чем накануне (без права входить в класс после начала урока и делать замечания в течение урока, занятия);
4.5.привлекать:
■к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.6.работать:
■в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным оборудованием, площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.
5.Ответственность
5.1. За обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, учитель-логопед «несет ответственность не в полном объеме» (Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой патологии или других (неречевых) форм аномального развития учащихся школы.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.