Классно – урочная система обучения глухих

Введение классно-урочной системы – значительный шаг в развитие форм организации обучения. Весь учебный процесс приобретает черты плановости и систематичности, уточняя содержание учебного материала по каждому предмету в целом и по разделам.

Так как школа для глухих по статусу является цензовым общеобразовательным учреждением, ей присущ путь развития массовой школы – от индивидуального обучения до современной педагогической системы, для которой характерны коммуникативно–деятельностная и коррекционно–развивающая функции. В соответствии с «Положением о специальной школе для глухих» в ней господствующей является классно – урочная система, позволяющая работать по единым программам со стабильным составом учащихся. Организационной единицей этой системы является урок.

Урок – основная форма организации обучения. Сущность урока составляет учебно-познавательная деятельность учащихся. Функция урока определяется его местом в учебном материале того или иного раздела программы, в осуществлении связи содержания обучения и его дидактико-методического обеспечения между предшествующими и последующими уроками.

Классно – урочная система основана на общепедагогических и дидактических принципах.

Задачи урока:

- Учебные (образовательные) – связанны с усвоением новых понятий, формированием умений и навыков и т.д.;

- Воспитательные – формирование мировоззрения, убеждений, нравственных качеств, развитие познавательных интересов, способностей и др.;

- Коррекционно-развивающие – преодоление последствий, нарушений слуха, развитие навыков самостоятельной работы, развитие и коррекция речи, ЭРСВ, формирование навыка чтения с губ;

- Организационные – связанны с подготовкой к уроку учебного материала.

Учитель должен выбирать эффективное сочетание методов и приёмов обучения в соответствии с целью, задачами, содержанием учебного материала и уровнем подготовки учащихся.

Урок имеет своё построение и структуру. Он состоит из: вводной части, организационного момента, опроса, объяснения, поставленных им дидактических задач, приёмов и способов их решения, домашнего задания.

Структура современного урока должна обеспечить целесообразное взаимодействие преподавания и учения в соответствии с принципами дидактики. Структура урока должна предусматривать повторение ранее изученного путём обращения к нему в ходе урока.

Важнейшим компонентом структуры урока в школе для глухих выступает актуализация чувственного опыта и опорных знаний, учащихся при широком использовании общедидактических и специфических методов и приёмов обучения.

Следующим важным компонентом является осознание учащимися материала благодаря использованию разных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Такой структурный элемент урока, как обобщение и систематизация понятий и знаний, решает задачи логической организации знаний, приобретённых на уроках по изучаемой теме.

Существенным элементом урока является подведение итогов, основанный на оценке разных видов деятельности учащихся.

Домашнее задание, инструкция по его выполнению ориентирует учащихся на самостоятельную работу вне уроков.

Данная структура урока может быть многовариантной, а каждый из структурных элементов должен иметь внутреннюю организацию. При планировании урока следует выстраивать компоненты урока в соподчинённости в соответствии с конкретными условиями урока.

Таким образом, каждый урок должен быть организационно, логически и психологически целостным, законченным. Он должен начинаться и заканчиваться в определённое время, быть чётко спланирован, продуман в отношении распределения учебного материала, завершаться он должен выводами и объяснением домашнего задания.

Процесс обучения в школе для глухих требует введения в структуру урока на первой ступени обучения специальных компонентов. В ходе урока организуются упражнения по РСВ, направленные на развитие у глухих учащихся навыков восприятия речевого материала на слуховой основе. Для учащихся данной ступени обучения обязательными на уроках являются физминутки.

Широкая опора в школе глухих на предметно-практическую деятельность помогает учащимся усвоить знания по общеобразовательным предметам, способствует их заинтересованности в приобретении знаний. Обучение в школе для глухих осуществляется в коммуникационно-развивающей системе, требующей от сурдопедагога внимания к реализации принципа речевой коммуникации на каждом уроке.

Специфическая задача уроков в школе для глухих состоит в том, чтобы создавать у учащихся потребность в общении в словесной форме и научить детей удовлетворять её также в словесной форме, что означает «усвоение детьми речи для других и уже через других для себя» (С.А.Зыков).

Развитие коммуникативных умений глухих школьников предполагает широкое использование совместно-распределительных форм организации учебной работы учащихся на уроке (С.А.Зыков, Е.Г.Речитская и др.). Такая организация на уроке способствует повышению эффективности обучения в целом.

Глухих детей необходимо специально обучать способом и формам совместной деятельности в условиях пользования ими вербальными средствами. Для этого сурдопедагог должен целенаправленно формировать организационные умения и навыки речевого общения.

В школе глухих широко применяется такая организационная форма, как работа «с маленьким учителем», парами, тройками, бригадами и др. Эти формы являются специфическими, подчёркивающими особенности организации учебной деятельности глухих. Они способствуют развитию инициативы и самостоятельности у учащихся.

Для повышения работоспособности учащихся на уроках важно соблюдать гигиенические требования – температура, освещение, продолжительность урока, чередование видов деятельности, проведение физ. минуток, перемен и др.

Типы уроков

Существуют различные классификации уроков. И.Н.Казанцев (1956) делил уроки на типы, исходя из методов обучения и содержания урока (урок-беседа, урок-лекция, киноурок, лабораторный урок и т.д.). Такое деление, по мнению учёных-сурдопедагогов, не правомерно, так как неучитывает главное требование – необходимость использования комплекса методов, решающих разные задачи и отвечающие особенностям аудитории.

Была попытка классифицировать уроки, исходя из характера познавательной деятельности учащихся (урок накопления фактов, урок образования понятий и т.д.), но и она неудачна, так как искусственно делить познавательную деятельность на отдельные процессы нельзя.

Наиболее распространенной является классификация уроков по главной дидактической цели (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). В соответствии с ней выделяют уроки: сообщения и усвоения новых знаний; закрепления; повторительно-обобщающие; контроля знаний; комбинированные. Эта классификация не отражает всего своеобразия уроков, особенно идей программированного и проблемного обучения.

Таким образом, теории и практике обучения уроки «в чистом виде» встречаются редко. В учебном процессе, на каждом уроке, выполняется комплекс дидактических задач, и используются разнообразные подходы к обучению.

Вместе с тем многие дидакты (М.Н.Скаткин, Ю.К.Бабанский и др.) выделяют типы уроков по цели: урок изучения нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; комбинированный урок; урок контроля знаний, умений и навыков.

Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активности учащихся, структурой, темпом и т.д. Разновидности современного урока можно классифицировать на проблемные и проблемные (М.И.Махмутов). Отличие их состоит в методах, средствах, структуре.

Дидактическим показателем проблемного урока является его комплексность (И.Т.Огородников: «суть синтетического урока в том, что на нём повторение пройденного сливается с ведением нового материала и происходит «вхождение» учащегося в новую тему»). Традиционный урок отличается от проблемного тем, что усвоение новых знаний и способов действия идёт по образцу, то есть репродуктивным путём.

Наши рекомендации