Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Его дети любили до слез, друзья считали сумасшедшим, а короли и философы почтительно слушали. Так ли это? Нам предстоит разобраться.
В 1766 году 20-летний юноша полюбил девушку и решил предложить ей руку. Юноша был беден, девушка – из семьи богатого купца; надежд на брак было мало. Но все же юноша написал ей письмо, в котором рассказал, что ее ожидает, если она решится принять его предложение. «О моей внешней неприглядности я не хочу даже говорить: всякий знает, какой я красавец, какой ловкий человек». Слова «красавец» и «ловкий» имели иронический смысл. Далее он говорил, что ей «придется переживать жизнь, полную горя и трудов, потому что на беды отечества и на несчастья друзей я буду смотреть, как на свои собственные, и когда зашла бы речь о спасении отечества, конечно, я забыл бы и жену, и детей». Далее он подробно перечислял свои недостатки. Несмотря на то, что он беден, некрасив, нездоров, с дурным характером и может легко забыть жену и детей – он все же предлагал руку девушке, известной своим богатством, красотой, грациозностью, умом и находчивостью. Впрочем, заключал он, «если Вы признаете за лучшее отказать, то и откажите: надеюсь, что во мне найдется достаточно силы, чтобы отнестись к этому как следует разумному человеку и христианину».
Это было, пожалуй, самое страшное предложение из всех, которые когда-либо делал какой-нибудь возлюбленный юноша в мире. Но девушка приняла его. Брак был заключен, и оказалось, что юноша ни в чем не обманул свою невесту: все случилось так, как он предсказал, только еще быстрее. В два года из-за его непрактичности исчезло и его крохотное наследство, и ее приданое, и они оказались нищими и почти всю жизнь – тридцать лет – прожили в невероятной бедноте, такой, что хоть иди побирайся. Но тем не менее Анна (так звали жену Песталоцци) не ошиблась, выйдя замуж за него, ибо после 30 лет бедности, отчаянья и разочарований ее муж стал известен на весь мир, и великие философы, политические деятели и даже императоры приезжали к нему на поклон и принимали его. Его труды для просвещения имели огромное значение во всем мире.
Родился Песталоцци в Цюрихе в январе 1746 г. и за всю жизнь ни разу из Швейцарии не уезжал, если не считать его неудачной поездки в Париж к Наполеону. Отец его был хирург; он умер, когда Генриху было 5 лет, оставив жену и 3-х детей почти без средств. Семья жила очень бедно, но дружно: великодушие, самопожертвование, нежность и участие Генрих Песталоцци видел в семье с детства. Здесь формировался его характер, здесь он научился любить людей. В школе Генриху пришлось туго. Школьные предметы его не интересовали, учителя ругали за невнимательность и лень и считали тупицей. За все годы обучения он так и не научился писать грамотно. Товарищи по школе дразнили и травили его: во-первых, он был «мужик», из деревни, а во-вторых, он имел привычку вмешиваться не в свои дела, заступаясь за слабых, так что ему попадало больше всех. Его биограф отмечает: «Он был добр до самозабвения, впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления –горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке.»Однажды нищий попросил у него милостыню: денег у него не было. Генрих нагнулся и снял серебряные пряжки с ботинок. Мальчишки бегали за ним и кричали: «Вот чудак из чудаков из страны дураков». Окончив городскую школу, коллегию, получив среднее образование, Песталоцци занялся политической деятельностью. В то время в Швейцарии положение бедняков было тяжелым, часто вспыхивали крестьянские восстания. Песталоцци мечтал пожертвовать жизнью ради крестьян. Он вошел в кружок людей, пытавшихся возродить в обществе правила строгой нравственной жизни. Ему было уже 18, когда он стал ходить в самой бедной одежде, спать на голых досках и даже питаться одной травой, отчего едва не умер. А друг его, принявший такой образ жизни, действительно умер. Кстати, у постели умирающего Генрих познакомился со своей будущей женой. К этому времени ему в руки попадает книга Руссо «Эмиль, или о воспитании». Прочитав ее, Песталоцци решает, что его долг – жить в деревне, поближе к природе, среди простых людей. Он должен стать земледельцем, ибо, как говорил Руссо, что всякий праздный человек – плут. Так было и сделано: проработав с год на чужой ферме батраком и отыскав компаньона со средствами, Песталоцци покупает участок в деревне Нейгоф, нанимает рабочих и строит огромный дом в итальянском стиле. Этот дом уничтожил все его сбережения. Хозяйствовать Песталоцци не умел: на полях его ничего не росло, батраки разбежались, компаньон забрал свою часть дома (на что ушло приданное жены), и он остался с женою, ребенком, домом, землею – и без гроша в кармане. И тут ему пришла в голову другая идея, которая и привела его к славе.
В то время по дорогам Швейцарии бродили сотни бездомных, нищих детей, не имевших ни дома, ни хлеба. В городах дети бедняков работали на ткацких фабриках по 12-14 часов. Он решает облегчить их участь, показав, что детей можно обучать специальностям и единовременно давать образование и воспитание. Для этого он собрал в своем доме несколько десятков нищих детей и устроил приют. Воспитателей в приюте было 2: он и его жена. Они кормили детей, одевали, обували, обучали в мастерских, но денег не хватало. Пожертвований поступало мало. Песталоцци продал и заложил все, что было можно «Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески», – писал Песталоцци. Содержать детей было не на что, и наступил момент, когда всех их, неузнаваемо изменившихся, приветливых, опрятных пришлось выпустить опять в бродяжничество. Это нанесло Песталоцци большой удар, он едва перенес его. Он поседел, лицо его покрылось глубокими морщинами, спина согнулась. Он казался безумным. Друзья были уверены, что дело кончится сумасшествием. Дети бегали за ним, как за юродивым, дразнили, показывали пальцами. Нищета стояла у порога. Надо было как-то жить, и Песталоцци решает заняться литературным трудом. В короткий срок он пишет 6 повестей, но все уничтожает, ибо они кажутся ему слабыми. И лишь 7-ую нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда» он несет к издателю. Тот печатает книгу – и автор становится знаменитым. Книгу переводят на многие языки, Песталоцци присуждают премию, его приглашают в разные страны, чтобы осуществлять свои педагогические идеи. Почти 20 лет подряд Песталоцци пишет одну книгу за другой, его издатели разбогатели на нем, а сам он получал гроши и был нищим, как и прежде. Золотую медаль, полученную за первую книгу, пришлось тут же продать: в доме нечего было есть. Песталоцци 50 лет, а он такой же угрюмый, застенчивый, неловкий. В это время ему предлагают создать колонию в Станце – городке, сожженном дотла французами. Для приюта он получил заброшенный женский монастырь и очень скудные средства. Песталоцци был там и директором, и экономом, и учителем, и воспитателем, и поваром, и ночным сторожем. Но то, что он делал, Песталоцци воспринимал как «осуществление величайшей мысли эпохи». Детей собралось около 80. И через полгода этих грязных, больных, худых, измученных детей было не узнать. Это были «чистоплотные, скромные, трудолюбивые ребята, души не чаявшие в своем «отце». Свой метод Песталоцци объяснял так: «С утра до вечера я был среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». Воспитанники Песталоцци много работали, полностью обслуживая свой приют. И их труд был не воспитательным, а был необходимостью. Ребенок стремится к добру, но «не для тебя, учитель…, а именно для самого себя… – писал Песталоцци. Он не внушал правила морали, не читал нотаций. Никогда ничего не требовал от детей и не приказывал им. Нравоучения, с точки зрения Песталоцци, – это простая болтливость. Истина должна сама вытекать из положения вещей, которое видит ребенок, иначе она покажется ему «непонятною и утомительной игрушкой». Случилось так, что по соседству со Станцем французы сожгли село Альтдорф. Песталоцци собрал своих воспитанников и сказал:
– Альтдорф сгорел. Может быть в эту минуту по пожарищу бродят сотни детей без крова, без пищи, без одежды. Хотите ли Вы им помочь? Но для этого каждому из вас придется больше работать, получать меньше еды и поделиться своей одеждой с новичками.
Приют Песталоцци просуществовал всего полгода. Французы вошли в Станц, в монастыре устроили госпиталь, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Седовласый старик, больной, измученный, потрясенный несправедливостью, а вокруг него несколько десятков ребят, которым некуда деться. Песталоцци ушел от них, и ребята разбрелись. Долгое время Песталоцци был в состоянии «онемения». Но прошло время и он становится помощником учителя в школе грамотности. Затем новая школа и опять он учит детей грамоте. Очень успешно, несмотря на недоброжелателей и нескончаемые споры. Назначенная большая комиссия признала труд Песталоцци. Он смог доказать, что каждый ребенок, без исключения, может получить образование, и выработал методы, с помощью которых это возможно. Песталоцци поверили. Ему отдали бургдорфский замок для устройства школы. К нему явились толпы помощников, приходили ученики – все хотели у него учиться. За полгода он учил детей всему необходимому. В то время как обычные учителя делали это за 3 года. День и ночь он с детьми. Он не оставляет школу ни на один день. Даже к умирающему сыну он не поехал. Но проработал там Песталоцци всего 4 года. Правительству не нравилось это учебное заведение, так как оно считалось «рассадником демократии». Песталоцци – 60 лет и он опять ищет работу. Вся Швейцария возмутилась преследованиями педагога, его приглашают в другие места и даже в Россию. Но он едет в Ивердон, где организует институт. Он просуществовал 20 лет. 200 воспитанников из разных стран, каждый день посетители. Все они учатся искусству Песталоцци. Работал в эти годы Песталоцци по 20 часов в сутки. Ложился в 10 вечера, а в 2 ночи уже начинал диктовать свои заметки одному из учеников. И так до утра. А когда поднимался институт, уходил к детям на весь день. Далеко не каждый способен был выдержать такую нагрузку. Учителя даже стали строить себе шалаши в лесу, чтобы хоть ненадолго уединиться. В этот же период он основывает еще одно заведение, нечто вроде учительской семинарии для бедных. За 6 лет эта семинария съела все скудные сбережения Песталоцци. В институте начались разборы, помощники ушли и стали сочинять на него пасквили. И вскоре оба учебных заведения были закрыты. Последнее детище Песталоцци погибло. Умер сын, скончалась многострадальная жена. Песталоцци вернулся в Нейгоф – туда, где начинал. Вернулся умирать. Но судьба отпустила ему еще 3 года, и он написал несколько книг, и среди них знаменитую «Лебединую песнь».
Умер Песталоцци в 1827 году. На памятнике его в Ивердоне среди других строчек написано: «Все для других, ничего для себя».
В чем суть педагогических взглядов Песталоцци?
1). Песталоцци считал, что воспитание – это развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития.
2). Он на основе своего принципа природосообразности выдвинул идею развивающего обучения. Цель воспитания – развить человека. Полный человек – это умственное развитие плюс добродетель. Она должна быть действенной.
3). Песталоцци впервые выдвинул идею соединения обучения с производительным трудом. В своем романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци описывает это таким образом. Гертруда учит чтению ребят, рассказывает им истории, сказки и вместе с ней дети прядут, работают в огороде. Эта идея была новой, но до конца Песталоцци ее не развил. У Песталоцци получилось механическое соединение, а не внутренне логическим.
4). Под элементарным образованием Песталоцци понимал разложение процесса обучения на простейшие элементы, которые лежат в основе всякого образования (элемент формы, числа, слова и т.д.) Для этого вводятся такие предметы, например, как рисование, черчение, геометрия. Они позволяют углубить естественные потребности в форме; изучение чтения, географии – потребности в слове.
5). Песталоцци разрабатывает ряд частных методик. В арифметике он предлагает начать с 1 и ввести ее в логику получения других чисел.
В обучение грамоте –ввести звуковой метод. Учить грамоте не на отвлеченных текстах, а на близких по содержанию возрасту.
6). Песталоцци много говорит о принципе наглядности. Считает его основным в развитии мышления.
7). Песталоцци основным путем обучения считает индуктивный (от простого к сложному, от факта к обобщению).
8). Главным в обучении Песталоцци считал научить воспитанников учиться, развить их разум, а не наполнить их определенным объемом знаний.