По каким критериям оценивается та или иная воспитательная система?
19. . Дайте определение дидактики. Определите предмет дидактики. Назовите основные категории дидактики.
Д. – раздел п., к-ый излагает теорию образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков, а также организацию обучения и вопросы управления системами образования. Объект дидактики – человек, к-ый развивается в системе учебно-воспитательных отношений в процессе обучения. Предмет – учебно-воспитательные отношения. Функции: теоретические (описательный, диагностический и прогностический уровни) и технологические (проектный, преобразовательный и рефлективный уровни).
Задачи: 1) вскрытие внешних и внутренних закономерностей процесса обучения; 2) изучение и обощение практики и опыта пед. дея-ти; 3) разработка новых метолдических и методологических основ процесса обуч. Улучшения и оптимизация; 4) внедрение положит. рез-тов найчных исследований; 5) прогнозирование процесса развития образования.
Дидактика бывает: общая, возрастная, коррекционная, профессиональная, отраслевая.
Категории дидактики: 1) знания, умения, навыки; 2) обучение как процесс; 3) рез-т обучения; 4) педагогический процесс – специально организованное целенаправленное взаимодействие учителей и уащихся, педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития.
20. Привидите примеры известных в практике принципов обучения.
Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса. Принципы обучения опираются на выявленные научные закономерности и передовой опыт педагогической деятельности.
Основные дидактические принципы: 1)сознательности; 2) дифференцированного подхода или индивидуализации; 3) наглядности; 4) творческой активности; 5) посильности и доступности; 6) научности и т.д.
Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека. Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.
21. В чем особенности процессов учения и преподавания?
Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения.Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности. Процесс обучения не является механической суммой процессов преподавания и учения. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение учителя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях — все это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения, способствует выработке у учащихся стремления подражать примеру учителя. В результате умелое, общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общений.Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения.
22. Назовите главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. Критерий эффективности обучения – достижение учебной цели. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний.
Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату). Качество знаний оценивают по показателям: полнота, системность, глубина, действенность, прочность, способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
степень- адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
- уровень образованности или профессионального мастерства;
готовность- повысить образование.
В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут быть приняты психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления).