Понятия «развитие», «саморазвитие»
Развитие– это процесс изменения ( увеличения, усиления, обогащения) свойств и качеств какого – то объекта. Результат процесса развития – новое качественное состояние объекта, его состава, структуры, свойств, их приращение или сокращение, трансформация или исчезновение.
Саморазвитие – познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных свойств и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека, в соответствии с его представлениями о социально – одобряемом образце личности.
13. Понятия: «содержание образования», «компонент содержания образования»
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Согласно точке зрения С. А. Смирнова содержание образования может быть представлено следующими компонентами:
- когнитивный опыт личности (включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.)
- опыт практической деятельности(составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности.)
- опыт творческой деятельности (призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.)
- опыт отношений (представляет собой систему мотивационно - ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.)
14. Понятия: «учебный план», «учебная программа»
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
1) базисный (это часть государственного образовательного стандарта)
2) типовой (создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.)
3) учебный план школы (составляется на основе базисного и типового планов)
Учебная программа – это нормативный документ определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
15.Понятия: «содержание образования», «модель содержания образования»
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека.
Модель содержания образования – (Образ)
Модель формирования содержания образования как единая конструкция,
объединяющая разные процессы разработки содержания и его оформления в единое
целое, была для развития дидактики существенным шагом вперѐд, т.к. выводила
теоретическое знание о содержании образования на качественно новый научный
уровень, характеризующий переход от частичного к целостному его осмыслению.
Модель давала целостное представление о процессе обучения и его составляющих,
поскольку все дидактические категории (большие и малые) стало возможным изучать
на фоне содержания образования того или иного уровня как некоторого «стержневого»
дидактического ориентира
пятиуровневая модель формирования содержания образования
Краевского – Лернера отразила педагогическую реальность своего времени и внесла
существенный вклад в теорию содержания образования и отечественную дидактику в
целом. В настоящее время педагогическая реальность стала более многогранной,
вариативной, требующей более гибкого подхода к формированию содержания
образования. Она изменила взгляд на деятельность учителя, существенно обогатила его
функциональную составляющую, в том числе в отношении к процессу формирования
содержания. Исходя из новой реальности модель, отражающая еѐ, имеет шесть уровней
формирования содержания и естественным образом «вырастает» из пятиуровневой
модели.