Что составляет предмет научного познания в психологии?

На протяжении истории развития психологической мысли позиции о предмете научного познания в психологии претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психологической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим.

Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, т.к. существует ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описаний, но и их объяснений, что, в свою очередь, предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

- Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

- Принцип развития. Психика может быть правильно понятой только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Изучая психологию и поведение человека, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической организации, устройстве и функционировании организма, а с другой – в законах общественного развития.

В первом случае выявляются и исследуются так называемые генотипические особенности психики и поведения, с которыми человек рождается и которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии. Предметом исследований психологов в этом случае становится развитие психики в зависимости от природных законов работы человеческого организма. Во втором случае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, от его разнообразных отношений с окружающими людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведения психологи изучают межличностные отношения людей.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много различных подотраслей, представляющих собой относительно самостоятельные направления научных исследований. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и специальные (рис. 1, 2).

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Эти области науки должны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение человека. Их в силу такой универсальной значимости иногда объединяют в термин «общая психология». Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В то же время выделяются специальные или прикладные отрасли наук, призванные исследовать поведение и психологию людей, занятых тем или иным видом конкретной практической или теоретической деятельности.

Наши рекомендации