Философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики
Вариант 1.
1. Каковы ступени развития педагогического сознания? (Укажите правильную последовательность).
a) народное, нормативное, теоретическое;
b) народное, теоретическое, нормативное;
c) теоретическое, нормативное, народное.
2. Какие понятия являются синонимами понятий «образовательная практика» и «педагогическая теория»?
a) «педагогическое сознание» и «педагогическая сущность»;
b) «педагогическая сущность» и «педагогическое бытие»;
c) «педагогическое бытие» и «педагогическое сознание».
3. Что такое «педагогическое сознание»?
a) часть общественного сознания, находящаяся в статическом состоянии;
b) часть общественного сознания, находящаяся в динамике, историческом развитии и связанная с осмыслением места и роли образовательной практики в жизни общества, человека;
c) часть общественного сознания, в ее историческом развитии.
4. Что включает в себя нормативное педагогическое сознание? (Укажите правильный и полный ответ).
a) заповеди, традиции;
b) заповеди, советы;
c) заповеди, советы, поучения, наставления, нормы.
5. Укажите уровень осознаваемости, осмысления в народном педагогическом сознании.
a) низкий;
b) высокий;
c) средний.
Ключ:1а; 2d; 3b; 4d; 5а.
Вариант 2.
1. В чем сущность формационного подхода к историко-педагогическому исследованию? (дать полный и развернутый ответ)
a) история образования рассматривается как стихийное развитие и случайная смена систем и учении, не обусловленные объективными причинами;
b) история образования и педагогических учений рассматривается как развитие и последовательная смена систем и умений, обусловленная сменой общественно-исторической формаций;
c) история образования рассматривается как развитие и последовательная смена позиций и общепринятых точек зрения, связанная не с объективным ходом развития общества непосредственно, а с комплексом других причин.
2. В чем сущность цивилизационного подхода к историко-педагогическому процессу? (Дать полный и развернутый ответ).
a) последовательная смена цивилизаций – есть история развития человечества, при этом история образования может рассматриваться в рамках исторического развития определенной цивилизации;
b) последовательная смена цивилизаций - есть история развития человечества;
c) история образования не должна рассматриваться лишь в рамках истории развития и последовательной смены цивилизаций.
3. В чем сущность личностного подхода в историко-педагогическом исследовании? (Дать полный и развернутый ответ).
a) изучение и анализ истории образования как последовательной цепи ведущих идеи, концепций, теорий обучения, воспитания и развития;
b) подход к истории образования как последовательной смене образовательных парадигм;
c) подход к истории образования через биографии выдающихся педагогов и деятелей просвещения, то есть как истории о людях, сделавших значительный вклад в теорию и практику образования,
4. Укажите из перечисленных вариантов комбинированный подход в исследовании истории педагогики:
a) цивилизационный подход;
b) сочетание проблемного и личностного подходов;
c) парадигмальный подход
Ключ:1b; 2а; 3c; 4b.
Вариант 3.
1. Укажите, где правильно названы и последовательно указаны выделяемые в цивилизационном подходе фазы:
a) рождение, становление, расцвет, закат;
b) рождение, становление, расцвет и смерть;
c) рождение, становление, закат и смерть.
2. В каком ответе правильно указаны типы культур, выделяемые О. Шпенглером?
a) египетская, зарубежная, майя, западно-европейская, индийская, вавилонская;
b) египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, магическая, западно-европейская, майя;
c) арабская, византийско-арабская, вавилонская, греческая, японская, китайская.
3. Что из себя представляет цивилизационный подход? (Дать полный ответ).
a) рассмотрение исторического процесса как смены общественных формаций;
b) рассмотрение исторического процесса как смены идеологий;
c) рассмотрение исторического процесса как смены цивилизаций, которые проходят фазу рождения, становления, расцвета и заката.
4. Рассмотрение истории педагогики как эволюции соответствующей части духовно-практической жизни общества, непосредственно связанной со сменой цивилизаций есть один из вариантов:
a) системного подхода;
b) цивилизационного подхода;
c) информационного подхода.
Ключ: 1а; 2б; 3в; 4б
Вариант 4.
1. Укажите формулировки педагогических парадигм по Е. А. Ямбургу:
a) когнитивная и личностная;
b) личностная и эзотерическая;
c) когнитивная и гуманитарная.
2. Укажите формулировки педагогических парадигм по Ш.А. Амонашвили:
a) научная и технократическая;
b) гуманная и авторитарно-императивная;
c) манипулятивная и авторитарная;
3. К какой педагогической цивилизации относится эзотерическая парадигма (по И. А. Колесниковой).
a) к репродуктивно-педагогической цивилизации;
b) к природной педагогике;
c) к креативно-педагогической цивилизации.
4. Укажите педагогические парадигмы по И. А. Колесниковой:
a) научно-технократическая, когнитивные, гуманная;
b) гуманитарная, авторитарная, гуманная;
c) эзотерическая, научно-технократическая, гуманитарная.
5. Укажите формулировки педагогических парадигм по Г. Б. Корнетову:
a) педагогика поддержки, гуманитарная, гуманная;
b) манипулятивная, эзотерическая, когнитивная;
c) авторитарная, манипулятивная, педагогика поддержки.
Ключ:1а; 2б; 3в; 4в; 5в.
Вариант 5.
1. Укажите полный и верный ответ. Подлинное основание и движущая сила развития личности - это...
a) приобщение к культуре через совместную деятельность и общение;
b) приобщение к культуре через занятия наукой;
c) приобщение к культуре через физический труд.
2. Каково понимание значения словосочетания «социальная среда»:
a) то, что определяет задатки личности;
b) источник, питающий развитие личности;
c) то, что определяет темперамент
3. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой:
a) системой законов государства;
b) системой мотивов;
c) системой религиозных знаний.
4. Свойства человека как индивида являются предпосылками:
a) профориентации личности;
b) развития личности;
c) выбора сферы деятельности.
Ключ:1а; 2b; 3b; 4b.
Вариант 6.
1. В истории психолого-педагогического знания альтернативных теорий формирования личности насчитывается:
a) множество;
b) две;
c) одна.
2. Что характерно для социальной ориентации педагогики?
a) неизбежная двойственность;
b) многоступенчатость;
c) неопределенность.
3. Метафизичность – это:
a) утверждение системно-деятельностного подхода к проблеме развития личности;
b) отрицание всеобщей связи в природе и обществе;
c) утверждение историко-эволюционного подхода к проблеме развития личности.
4. Социальная среда – это ...
a) источник, питающий развитие личности;
b) предпосылки индивидуализации личности;
c) приобщение к культуре через совместную деятельность и общение.
5. Что такое «экзопсихика»?
a) теория саморазвития личности;
b) концепция культивирования индивидуализма;
c) термин, утверждающий привносимость извне психических качеств.
6. Кому принадлежит: мысль о всемогуществе воспитательных воздействий: «Воспитание может все!».
a) Я. Корчак, С. Соловейчик;
b) К. Гельвеций, А. С. Макаренко;
c) И. Я. Лернер, В. В. Краевский
Ключ:1а; 2а; 3b; 4а; 5c; 6b.
Вариант 7.
1. Распределение исследуемых объектов по группам в соответствии с какими-то признаками:
a) таксономия;
b) таксология;
c) эмансипация.
2. Одно из главных направлений американской философии, разновидность субъективного идеализма.
a) идеализм;
b) историзм;
c) прагматизм.
3. Освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения от предрассудков, вообще от всего устарелого.
a) эзотерика;
b) эмансипация;
c) гносеология.
4. Что, какой компонент интегрирует различные действия человека в некоторую упорядоченную последовательность или систему.
a) объект;
b) цель;
c) предмет.
5. Раздел философии, который изучает источники, средства и условия истинного научного познания.
a) гносеология;
b) философия;
c) эмансипация.
Ключ:1-а; 2-c; 3-b; 4-b; 5-c.
Вариант 8.
1. Образовательные программы и стандарты, образовательные учреждения, органы управления ими являются элементами ...
a) процесса образования;
b) закона об образовании;
c) системы образования.
2. Какая наука изучает общество и отношения личности и общества.
a) социология;
b) геронтология;
c) археология.
3. В каком веке вводится закон об обязательном начальном образовании развитых странах?
a) XIX в.
b) XVII в.
c) XX в.
4. Социальная адаптация, развитие, самоопределение, самореализация личности называется...
a) гносеологией;
b) таксономией;
c) социализацией.
Ключ:1-c; 2-а; 3-а; 4-c.
Вариант 9.
1. Какие ценности представлены (по В.И. Гинецинскому) в структуре индивидуального человеческого бытия?
a) общечеловеческие (основа типа мировоззрения);
b) конкретно-исторические (определяют образ жизни);
c) групповые (определяют стиль общения, поведения);
d) индивидуально уникализированные (формируют стиль деятельности).
Выберите верное сочетание указанных ценностей: а, b, c, d / а, c, d / б, c, d.
2. Как в соответствии с концепцией С. И. Гессена интерпретируется педагогика?
a) этнопедагогика;
b) педагогика, как прикладная философия;
c) педагогика поддержки.
3. Обобщенное понятие, означающее науку о воспитательных традициях различных народов.
a) геронтология;
b) этнопедагогика;
c) педагогика детства.
4. Какому философу принадлежит эта мысль: «Любой человек – сын человечества, сын своего времени и сын своего народа».
a) Ж.-Ж. Руссо;
b) К. Маркс:
c) Гегель.
5. Как называется учение о ценностях?
a) аксиология;
b) эволюция;
c) эзотерика
Ключ:1-а, b, c, d; 2-b; 3-b; 4-c; 5-а.
Вариант 10.
1. К какой из категорий относится эта: «Продукт антропогенеза, он лишь носитель свойств потенциального развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития»?
a) личность;
b) индивид;
c) индивидуальность.
2. К какой из категорий относится эта: «неповторимое своеобразие отдельного человека совокупность только ему присущих особенностей конкретное сочетание, которых образует уникальную, целостную структуру переживающего и действующего человека»?
a) индивидуальность;
b) личность;
c) индивид.
3. Носитель социальных ролей, обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя.
a) индивид;
b) индивидуальность;
c) личность.
4. Уподобление индивида другим членам общности («быть таким как все) через усвоение действующих ценностей, норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности.
a) адаптация;
b) индивидуализация;
c) интеграция.
5. К какой из фаз становления человеческой личности относится это определение: «Порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации».
a) индивидуализация;
b) интеграция;
c) адаптация
Ключ:1-b; 2-а; 3-c; 4-а; 5-а
Вариант 11.
1. По этой характеристике определите соответствующую ей из моделей «образы человека»: человек как система реакции:
a) деятельный человек;
b) ощущающий человек;
c) запрограммированный человек.
2. Определите по характеристике соответствующую ей модель из моделей «образы человека» - человек- потребитель:
a) человек, осуществляющий выбор, человек, как выразитель смыслов и ценностей;
b) человек как сумма ЗУН; человек как устройство по переработке информации;
c) нуждающийся человек: человек как система инстинктов и потребностей.
3. Какое направление в психологии представляет из моделей «образы человека» - ощущающий человек:
a) бихевиоризм, рефлектология;
b) культурно-историческая психология;
c) психология сознания, когнитивная психология.
4. По характеристике определите направление человскознания: в центр ставится проблема развития человека как индивида, обладающего определенными антропологическими свойствами:
a) персоногенегическая ориентация;
b) социогенетическая ориентация;
c) биогенетическая ориентация.
5. Какой модели «образы человека» соответствует направление культурно-историческая психология:
a) запрограммированный человек;
b) ощущающий человек;
c) деятельный человек.
Ключ:1-с; 2-с; 3-с; 4-с; 5-с.
Вариант 12.
I. Какая система воспитания господствовала в эпоху Античности:
a) религиозная;
b) государственно-правовая;
c) политизированная.
2. Какая характерная особенность периода «Новейшая время» влияла и определяла сущность системы воспитания?
a) тоталитарные режимы;
b) этатизм;
c) интеллектаулизм.
3. Для какой эпохи была характерна теократия?
a) античность;
b) средневековье;
c) просвещение.
4. Какой термин определяет беспрекословное подчинение, диктаторское управление?
a) авторитарная
b) теократия
c) этатизм
5. Воспитание на ранних стадиях развития человечества было слито с:
a) социализацией;
b) персонализацией;
c) индивидуализацией.
Ключ:1-b; 2-а; 3-b; 4-а; 5-а
Вариант 13
1. Что входит в понятие «всестороннее развитие» (по И.Г. Песталоцци):
a) интеллект, разум, сознание;
b) развитый ум, развитое тело, развитые чувства;
c) нравственность, чувства, ум.
2. «Интеллектуальное, физическое, нравственное» развитие является:
a) система взглядов на цели воспитания в Спарте;
b) в систему целей и структуры всестороннего гармоничного развития (афинская система воспитания);
c) целью системы образования, в Древнем Риме .
3. Развитые свойства личности предполагают включение в это понятие:
a) развитое тело;
b) нравственные, моральные, трудовые качества, мировоззрение;
c) физическое, нравственное, интеллектуально
4. К какому понятию относится определение: согласованность развития всех компонентов внутренней структуры личности, соответствия ее потребностей и возможностей:
a) разностороннее развитие;
b) гармоничность развития;
c) взаимосвязанное развитие.
5. К какому воспитанию относится характеристика - человек должен быть прекрасен в духовном и физическом отношении, развитый интеллект и культура тела должны сочетаться:
a) спартанское воспитание;
b) афинское воспитание;
c) воспитание в Древнем Риме.
Ключ:1-b; 2-b; 3-b; 4-b; 5-b.
Вариант 14.
1. И.Ф. Гербарт считал, что целенаправленное воспитание должно осуществляться в процессе:
a) взросления;
b) физического труда;
c) обучения.
2. Кому в истории педагогики принадлежит термин воспитывающее обучение»?:
a) И.Ф. Гербарту;
b) И.Г. Песталоцци;
c) Я.А. Коменский.
3. Как называется направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей?
a) непрерывное образование:
b) развивающее обучение;
c) контекстное обучение.
4. Кто из педагогов подчеркивал неразрывность и единство процесса обучения и воспитания?
a) В. Ратке;
b) И.Я. Лернер:
c) Я.А. Коменский.
5. Как называют обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися ЗУН, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усвояемому учебному материалу?
a) воспитывающим обучением;
b) интенсивным обучением;
c) контекстным обучением.
Ключ:1а; 2а; 3b;4c; 5а.
Вариант 15.
1. Сегодня свободное воспитание рассматривается:
a) как направление педагогической теории и практики;
b) стимулирование активного семейного воспитания;
c) организация жизни школьного общества по разработанному плану.
2. Кто утверждал: «Человек человеку волк» (т. е. что он рождается не добрым и нуждающимся в принудительном исправлении).
a) Д. Локк;
b) Т. Гоббс;
c) Ж.-Ж. Руссо.
3. Какому автору принадлежит данное высказывание: «Сознание человека, его душа при его рождении есть «чистая доска» (т, е. он ни добр и ни зол»)?:
a) Д. Локк;
b) Ж.-Ж. Руссо;
c) Т. Гоббс.
4. Позиция по Ж.-Ж. Руссо и его сторонников (выбери соответствующий ответ):
a) сознание, душа человека при его рождении есть «чистая доска», т.е. он ни добр и ни зол,
b) человек по природе изначально добр и совершенен, все дурное в человеке есть следствие негативного влияния на него общества, мира взрослых;
c) человек изначально зол, грешен, он нуждается в ограничении, запретах и наказаниях; его жизнь «есть война против всех».
5. Свободное воспитание как направление в теории и практике образования в России связано с именами:
a) Ж.-Ж. Руссо: Д. Дьюи; Э. Кей;
b) Я. А. Коменский; А. С. Макаренко;
c) Л.Н. Толстой, К.Н. Вснтцель, С. Т. Шацкий.
Ключ:1а; 2b; 3а; 4b; 5c.
Вариант 16.
1. Укажите название концепции, которая зачастую обозначается терминами «перманентное образование», «пожизненное учение»:
a) непрерывное образование;
b) конечное образование;
c) поэтапное обучение.
2. Кто представил всеохватывающую, целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни – от «школы рождения» до «школы смерти»:
a) Ш.А. Амонашвили
b) А.С. Макаренко
c) Я.А. Коменский.
3. Какие центры по проблемам непрерывного образования существуют в ряде стран в настоящее время?
a) региональные, национальные, международные;
b) народные, федеральные;
c) краевые, районные.
4. Принцип всеобщности как ведущий принцип концепции непрерывного образования включает в себя:
a) включенность всего населения в различные структуры и уровни образования;
b) равенство доступа к информации;
c) связь с жизнью социума.
5. Какой это принцип: «Связь с жизнью индивида, его профессиональной и социальной деятельностью»:
a) интеграции;
b) релевантности;
c) демократизма.
Ключ: 1-а; 2-а; 3-c; 4-а; 5-b.
Модуль 9