Изменение характера знании в процессе их развития

Знания усваиваются при активной мыслительной деятельности, осуществляемой в системе умственных операций (анализа и син­теза, сравнений, обобщений и др.), и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений и понятий. Свидетельством сформированное™ представления является способность обучае­мого практически воспроизвести показанное пли предъявленное ему в словесном изложении физическое упражнение или дать сло­весное описание упражнения на основе зрительного восприятия его показа. На уровне обобщения знаний об изучаемом объекте они приобретают характер понятия, словесная форма выражения которого представляет собой уже не описание, а определение. Определение вбирает в себя существенные признаки соответст­вующего объекта, выражает его функциональные свойства. Каж-

дое понятие обозначается определенным термином (физическая культура, физическое упражнение и т. д.) и в зависимости от степени обобщенности знаний приобретает более общий или част­ный характер. Например, понятие «режим» будет более общим по отношению к понятию «режим дня». Усвоение понятия проявля­ется в способности ученика выразить словесно его определение с перечислением всех существенных признаков. Знания приобре­тают практическую форму, когда применяются в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, со­ставить мысленный проект а наметить способы решения соответ­ствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изме­нения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых фи­зических упражнений и, во-вторых, органически включены в прак­тическую деятельность.

Первое условие обеспечивается тем, что школьникам пред­лагается система представлений и понятий, достоверно раскры­вающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя устоявшимися терминами и понятиями, учитель осво­бождается от необходимости пространных объяснений.

Реализация второго условия обеспечивается такой организа­цией деятельности, которая вынуждает ученика к применению ус­военных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной орга­низации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега. Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонст­рируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках ов­ладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной зада­чи. Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь дея­тельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуаль­ными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из об-

ласти механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию. Вари­ант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов по­становки стопы и определить наиболее рациональный из них пу­тем сравнения собственных мышечных ощущений и результатив­ности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер.

СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Одним из решающих условий полноценности физического об­разования школьников является вооружение их системой знаний. Эта система характеризуется, во-первых, объемом (разнообрази­ем) входящего в нее теоретического материала, раскрывающего все виды физкультурной деятельности школьников; во-вторых, со­ставом видов знаний (фактов, понятий, терминов и т, д.), суще­ствующих в соответствующей науке. Оба аспекта связаны единой целевой направленностью на формирование у школьников науч­ного представления о физическом воспитании и способности к ценностной ориентации в нем.

Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однород­ной направленности их содержания. На основе подобной группи­ровки выделяются две группы учебных тем, а в каждой из них — по три подгруппы.

Первая группа объединяет темы, содержание которых на­правлено на обеспечение необходимого уровня общеобразователь­ной культуры школьников в области физического воспитания; по­нимания сущности, значения и возможностей физического воспи­тания как органической части коммунистического воспитания. Уро­вень соответствующей образованности определяется степенью проявления, во-первых, элементов коммунистического и естествен­нонаучного мировоззрения в оценке изучаемых явлений (цели и задачи физического воспитания, знания двигательного режима как фактора обеспечения здорового образа жизни и т. д.); во-вто­рых, положительного отношения к собственному физическому со­вершенствованию; в-третьих, учебно-познавательной и социальной активности на занятиях н в общественной работе по физическо­му воспитанию.

Первая из трех подгрупп, входящих в первую группу, объеди­няет социально-политические темы, обеспечивающие идеологиче­скую направленность обучения. Например, при изложении тем «Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной дея­тельности, воинской службе» (X класс) и «Физическая культура в социалистическом обществе» (XI класс) должны быть раскры­ты: сущность физического воспитания как общественного явле­ния; место и функции физической культуры в социалистическом обществе и системе коммунистического воспитания; сущность и значение партийно-правительных постановлений о направленности

и методах совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с потребностями обще­ства на конкретном этапе его развития; социально-политическое значение выступлений советских спортсменов на международной арене.

Вторая подгруппа объединяет темы, формирующие представ­ление об элементах советской системы физического воспитания (основных принципах) (X класс), программно-нормативной осно­ве (II и IV классы), формах организации физического воспитания школьников (V, X и XI классы) и видах спорта, нашедших отра­жение в содержании учебного предмета. Причем отдельные темы, отсутствующие в тексте учебной программы, определяются учите­лем исходя из конкретных образовательно-восплтателышх задач. Например, для формирования интереса к урокам необходимо разъяснить в каждом классе значение класСно-урочной системы занятий как государственной, обязательной для всех формы ор­ганизации физического воспитания школьников. Сущность само­деятельных форм организации физического воспитания (меро­приятия в режиме дня, занятия во внеурочное время в школе и внешкольных учреждениях, самостоятельные занятия дома) разъ­ясняется не только при изложении программных тем (значение утренней гимнастики (II класс), правила выполнения гимнастики до занятий (V класс), особенности внеурочных занятий (X класс), физическое воспитание в семье (XI класс)), но и и рекомендациях учителя по использованию предлагаемых програм­мой разновидностей занятий (см. табл. 1). Тема «Комплекс ГТО», предлагаемая программой лишь во II и IV классах» должна найти свое продолжение во всех классах: в младших — достаточ­но ограничиться разъяснением назначения и содержания норм конкретных возрастных ступеней, в средних — необходимо подве­сти учащихся к осознанию норм комплекса как системы установ­ленных государством критериев оценки соответствия уровня фи­зической подготовленности школьников требованиям общества, а в старших — к осознанию комплекса как програм.мно-норматнв-ной основы советской системы физического воспитания. Ознаком­ление с видами спорта осуществляется в процессе изучения прак­тических разделов программы (гимнастики, легкой атлетики и т. д.), ориентируясь на содержание которых учитель определяет темы теоретического характера.

Третья подгруппа представлена в программе тематикой меди­ко-биологического характера: значение занятий физическими уп­ражнениями для физического развития н укрепления здоровья, реакции организма на различные физические нагрузки, первая помощь при травмах на занятиях и т. п.

Вторая группа учебных тем имеет иную целевую на­правленность. Она обеспечивает специальную теоретическую под­готовленность школьников по рационализации собственной двига­тельной деятельности, проведению самостоятельных занятий» уча­стию в общественной работе.

П Заказ № 1180 161

Первая подгруппа учебных тем второй группы объединяет те­мы, касающиеся техники двигательных действий и основ тактики соревнований по видай упражнений школьной программы и комп­лекса ГТО. Их усвоение положительно сказывается на динамике формирования двигательных умений, на эффективности нспользо* вания усвоенного в учебной и соревновательной практике.

Вторую подгруппу составляют темы, раскрывающие основы проведения самостоятельных занятий: «Правила безопасности за­нятий» (II—IX классы), «Самострахование при выполнении фи­зических упражнений» (VII класс), «Правила самостоятельного выполнения упражнений» (VIII и IX классы), «Тренировочные на-грузки и контроль за ннмп по частоте пульса» (X класс) и т. п.

В третью подгруппу включаются темы ннструкторско-методи­ческого характера, обеспечивающие готовность школьников к уча­стию в общественной физкультурной работе. Тема «Проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста» (X класс) предусмотрена школьной программой. Другие темы определяются самим учителем исходя из задач подготовки школь­ников к необходимым видам деятельности (требования к органи­зации простейших форм массовых физкультурных мероприятий» правила соревнований по видам упражнений программы, комп­лекса ГТО и видам спорта, практикуемым в школе, основы мето­дики судейства и др.).

В тему «Общий и двигательный режим школьника» целесооб­разно ввести в разных классах в виде отдельных подтем следую­щие обыденные факты: примеры рационального режима различ­ных контингентов людей; варианты общего и двигательного режима для школьников конкретных классов; примеры использо­вания в режиме дня различных форм занятий физическими уп­ражнениями; следующие научные факты: зависимость работоспо­собности от двигательного режима; влияние видов и дозировки физических упражнений на организм; следующие понятии и тер­мины: общий и двигательный режим, активный отдых, умственная и физическая работоспособность, утомление и переутомление, фор­мы занятий физическими упражнениями; следующие методические знания: принципы подбора и определения последовательности уп­ражнений; правила регулирования нагрузки с учетом задач, содержания, форм и места занятий в общем режиме дня; требова­ния к организации отдельных занятий н всего комплекса мероприя­тий; следующие оценочные знания: значение общего и двигатель­ного режима, активного отдыха для поддержания работоспособ­ности и предупреждения утомления.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЯ

Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уров­ня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания при­обретают определенные качества (оперативность, гибкость, осо-

I I

знанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в со­вокупности их полноценность.

Первый уровень усвоения знаний является резуль­татом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в спо­собности обучаемого опознавать изученные объекты, например ви­ды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения и т. п.). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, из­меряемая отношением количества усвоенных сведений к совокуп­ности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обуче­ния, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной ин­формации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих за­нимающихся; в-третьих, применение методов активизации во­сприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной ин­формации {например, предварительное выделение учителем объ­ектов наблюдений при организации показа упражнения).

Второй уровень усвоения знаний проявляется в го­товности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризую­щейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых уча­щийся способен применять знания (например, использовать пуль-сометрию с целью определения функционального состояния соб­ственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятель­ных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха). Дидактическим условием раз­вития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут при­меняться данные знания, ы количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократ­ного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по об­разцу.

Третий уровень усвоения знаний проявляется в го­товности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так-, же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний,

И* 163

изменение характера знании в процессе их развития - student2.ru изменение характера знании в процессе их развития - student2.ru т. е. умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, вы­бирать рациональные тактические действия в ранее не встречав­шихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые ва­рианты сочетания элементов в разученной комбинации и т. п.). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют уче-пиков самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. Например, при включении учеников в учебный эксперимент для выявления назначения лыжных палок им предлагается двигаться по глубо­кому снегу вначале без палок, потом с палками, а затем сравнить по секундомеру скорость передвижения с палками и без них од­ного и того же ученика на отрезке укатанной лыжни. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником дела­ются выводы.

I

Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков прояв­ления качеств позволяет эффективнее формировать знания.

Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначен­ного термином понятия (например, что обозначает попеременный ■ двухшажный ход), описать своими словами (преобразующее вое- " произведение) схему выполнения действия, извлечь из всей сово­купности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на постав­ленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошиб­ки в действиях товарища, находить их причины на основе сравне­ния с заданным образцом. На третьем уровне осознанность про­является в виде способности самостоятельно использовать знания-в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводя­щие упражнения для исправления двигательной ошибки).

Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний при­знаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и терми­ном, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между зна­ниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявля­ется в умении раскрывать связи между техникой действия и био­механическими закономерностями соответствующих движений.

Прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фикса­ции и длительности хранения в памяти знаний и способов их при­менения, свидетельством чего является способность воспроизво­дить смысловое содержание полученной информации. Прочность

повышается по мере возрастания осознанности и расширения диапазона применения знаний не только в виде словесного вос­произведения, но и воплощения их в практических действиях.

Из сказанного вытекает, что чем выше уровень усвоения и шире комплекс проявляемых знаний, тем в большей мере гаран­тируется успешность самостоятельного решения различных задач физического совершенствования.

Наши рекомендации