Что такое методология педагогической науки?
Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие)
. –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
В учебно-методическом пособии целостно представлена технология педагогического исследования. Раскрываются не только методологические основы педагогической науки, но и обосновываются логика, структура, методы и методика педагогического исследования.
Для аспирантов, студентов педагогов и руководителей учебных заведений, работников ИПК и вузов.
От автора
В сложном и противоречивом мире в начале ХХ1 века каждому человеку придётся повседневно решать нестандартные задачи как на производстве, так и в общественной жизни. Творчество становится имманентной характеристикой жизнедеятельности современного человека. Л.С. Выгодский подчёркивал, что «именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим и видоизменяющим своё настоящее». (Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – С.93). К тому же изменения, происходящие в социально-политической жизни, их стремительность и непредсказуемость оказывают самое непосредственное влияние на систему образования. Стало быть, чтобы молодое поколение было в состоянии самостоятельно во всём разобраться, необходимо целенаправленно учить его творческому подходу к различным социально-экономическим явлениям жизни. Многие проблемы решаются прежде всего педагогом с высоким чувством нового, эрудированным, профессионально грамотным. Возникла социальная потребность в творческом педагоге, педагоге-исследователе, способном связать развитие общества и развитие личности, опыт прошлого с перспективы будущего.
Но, к сожалению, процесс формирования педагога исследователя происходит не так легко и просто, как хотелось бы.
Наше многолетнее наблюдение показывает, что педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат.
Сошлёмся на пример. Что привлекает Вас в труде педагога? Такой вопрос мы задавали большому числу будущих наставников – студентам университета, педагогам школ, гимназий, лицеев, профтехучилищ. Ответы были самые разнообразные. Но нас привлекло внимание то, что только менее четверти опрошенных ответили: творчество, нестандартность решений учебно-воспитательных задач, постоянный исследовательский подход в обучении и воспитании. Да, как часто ещё педагоги за внешней повторяемостью тем, опроса домашнего задания и упражнений не видят творческого начала! Некоторые из них всё ещё не познали радость открытия нового, радости творчества, мастерства.
Эти проблемы предельно актуальны и необходимы для развития образования в нашей республике. Но пока, к сожалению, в наших учебных заведениях ещё мало исследователей-педагогов.
Совершенно очевидно, настала пора создавать творческие коллективы (группы) в учебных заведениях, эффективнее приобщать студентов, педагогов к научно-исследовательской деятельности.
Заметим, что способности к поисково-исследовательской деятельности не появляются с рождением человека, с первыми его шагами на педагогической ниве. Методике исследования необходимо учиться. Опыт и наблюдения показывают, что трудности, неудачи в процессе исследования возникают у людей не только и не столько от недостатка «исследовательских способностей», «исследовательского таланта», сколько от отсутствия необходимых знаний, умений и опыта в области научного исследования. К тому же очень многие люди, втянутые в орбиту научных исследований, осуществляют свою работу самостоятельно, не имея возможности систематически пользоваться помощью опытных учёных.
Литературы же по методологии и методике педагогического исследования очень мало.
Данная книга – попытка создания такого пособия.
Книга не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов методологии и методики педагогического исследования.
В ней большее освещение получили те методы педагогических исследований, которые были использованы нами в научно-исследовательской работе со студентами, аспирантами, педагогами. Несмотря на это, мы полагаем, что наш скромный труд в таком виде принесёт определённую помощь тем, кто занимается научными изысканиями. Ознакомившись с ним, люди, увлечённые наукой, несомненно смогут проводить научно-педагогическое исследование достаточно качественно, совершать более уверенно последующие шаги в нём.
Глава 1. Методология педагогического исследования.
Что такое методология педагогической науки?
Зачем нужно знать методологию? Можно ли обойтись без неё в педагогической работе? Попытаемся ответить на эти совсем нелёгкие вопросы.
Прежде всего, по своей природе педагогическая деятельность необычайно сложна и многогранна. Во-первых, это определяется множеством влияющих на педагогический процесс объективных и субъективных факторов, управляемых и неуправляемых условий, и их неповторимыми сочетаниями и вытекающим из этого весьма своеобразным и тонким механизмом постановки и решения воспитательных и образовательных задач, и многообразием средств и условий их решения. Во-вторых, педагогический процесс подчиняется объективным законам, без учета и использования которых педагог не может добиться прочного успеха. Поэтому педагогу нужно знать важнейшие закономерности обучения и воспитания, совершенствовать своё педагогическое мышление. В-третьих, педагогический процесс настолько подвижен, динамичен, диалектичен, что нельзя однажды и навсегда постичь все «тайны» и «секреты» педагогики. Их приходится «переоткрывать» снова и снова. И вновь – поиск, вновь «езда в незнаемое».
Успешно решить сложнейшие учебно-воспитательные задачи сможет только творческий, думающий, ищущий педагог-исследователь, который хорошо знает методологию педагогической науки. И ещё. Не может педагог анализировать результаты, достоинства и недостатки своего труда, не опираясь на научно-педагогические методы исследования.
Объективность полученного нового знания обусловлена прежде всего выбором методологии исследования.
Методология (от греч.methodos – путь, исследования или познания, теория, учение и logos – наука) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» (СНОСКА: См.: Философский энциклопедический словарь. - М. , 1983. – С.365.); 2) «учение о научном методе познания» (СНОСКА: См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 376.); 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» (СНОСКА: Там же.).
В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности (СНОСКА: См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., 1996. – С. 33-34.), «систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества» (М.А. Данилов).
Можно утверждать, что методология педагогики это область научного знания, которая позволяет с методологических позиций установить в первую очередь четкую адресную направленность конкретного научного исследования, выявить специфические особенности и закономерности педагогической деятельности. Педагог-исследователь должен четко понимать, чему служит его работа и что в результате появится, ради чего она затеивается, что он хочет изменить в теории, методике, практике.
Принято выделять четыре уровня методологии:
Первый уровень – философские знания – экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм.
Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).
Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике. Методология специальной науки включает в себя исходные теоретические концепции.
Четвертый уровень (технологический) – включает в себя методику и технику исследования.
Сферы реализации методологии педагогики осуществляются по различным направлениям (см. табл.1):
Таблица 1.
Сферы реализации методологии педагогики
(По В.И. Смирнову)