Раздел 2. Общие основы педагогики
1. Теоретическая платформа осмысления опыта и создания педагогических концепций ……………………. .
2. Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса называется…
1) психология
2) педагогика
3) философия
3. До возникновения педагогики как науки вопросы воспитания и образования обсуждались в трудах по
1) литературе
2) философии
3) психологии
4) естествознанию
4. Основоположником педагогики как науки является
1) Аристотель
2) И.Г.Песталоцци
3) Я.А.Коменский
4) Я.Корчак
5. Укажите четыре основные функции педагогики
1) изучение закономерностей процесса обучения и воспитания
2) разработка новых форм, методов, технологий обучения и воспитания
3) изучение и обобщение педагогического опыта
4) прогнозирование развития образования
5) забота о здоровье педагогических кадров
6) установление положительных отношений учителей и учащихся
6. Классно-урочная система обучения впервые получила научное обоснование в работах педагога:
1) Джона Локка
2) И.Песталоцци
3) Я.А.Коменского
4) А.Дистервега
7. В систему педагогических наук включена группа наук:
1) общая педагогика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, история педагогических идей;
2) дидактика, психология, история, социология, этика;
3) общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, управление педагогическими системами , методики изучения предметов;
4) педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, профессиональная педагогика.
8. Установите соответствие между понятием и его содержанием.
Понятие | Содержание понятия |
1. Воспитание | А. процесс и результат приобретения знаний, умений, навыков, усвоения определенного культурного багажа; |
2. Обучение | Б. специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; |
3. Образование | В. двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных ЗУН |
9. Соотнесите основные категории педагогики с их характеристикой
1.Обучение | А). Специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности |
2.Воспитание | Б).Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса |
3. Педагогический процесс | В).Движение от целей образования к его результатам путём обеспечения единства обучения и воспитания |
4.Педагогическая система | Г.Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности |
10. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека под влиянием внешних и внутренних факторов
1) обучение
2) воспитание
3) развитие
4) образование
11. Специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности
1) обучение
2) воспитание
3) развитие
4) образование
12. Процесс и результат приобретения знаний, умений, навыков, усвоения определенного культурного багажа
1) обучение
2) воспитание
3) развитие
4) образование
13. Двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков
1) обучение
2) воспитание
3) развитие
4) образование
14. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков – процесс
1) самовоспитания
2) самообразования
3) образования
4) воспитания
15. Активная целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств
1) самовоспитание
2) самообразование
3) образование
4) воспитание
16. Целенаправленное восприятие какого - либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал – метод ….... .
17. Установите соподчиненность уровней методологии
1) философский уровень
2) общенаучная методология
3) конкретно - научная методология
4) технологическая методология
18. …………… - учение о принципах построения, формах и способах научно - познавательной деятельности.
19. Соотнесите виды направленности педагогических исследований и их характеристику
1.Фундаментальные | А. Своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предполагают модели развитие педагогических систем |
2.Прикладные | Б. Работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики |
3.Разработки | В. Направлены на обоснование конкретных научно - практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения |
20. Пути, способы познания объективной реальности принято называть ............ .
21.Методы педагогических исследований в зависимости от задач
1) неэкспериментальные
2) диагностические
3) экспериментальные
4) формирующие
5)проверочные
22.Методы педагогических исследований в зависимости от характера участия школьников
1) пассивные
2) диагностические
3) активные
4)экспериментальные
23.Установите соответствие:
1. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения. | А. Предмет |
2. Исследование педагогической системы, явлений, процессов воспитания, образования, развития и формирования личности, коллектива. | Б. Объект |
24.К какому из методов подходят следующие характеристики
1.Постановка задачи, определение объекта, разработка схемы наблюдения. | А. Беседа |
2.Результаты обязательно фиксируются. | Б.Наблюдение. |
3. Полученные данные обрабатываются. | В. Эксперимент |
25.Научно-поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях - это ...
1) наблюдение
2) беседа
3) эксперимент
4) моделирование
26. Лаконичная формулировка проблемы исследования - .................. .
27. Замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования - ........................... .
28.Иерархически организованная последовательность действий образует.......... .
29.Научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке - ........................ .
30. Требования к выбору темы исследования:
1) тема должна быть интересна для исследователя
2) тема должна быть актуальной
3) тема должна быть объемной
4) тема должна быть реализуема в имеющихся условиях
5) тема должна быть конкретна
31. Определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска……………………исследования.
32. Определенный аспект изучения объекта, конкретная часть объекта, его сторона, процесс в нем происходящий…………….... исследования.
33. Звено, шаг, этап достижения цели исследования …………….…….. .
34. Установите соответствие:
Группы задач | Характеристика |
1.Историко-диагностическая | А. Связана с разработкой и использованием конкретных методов, приемов, предполагаемого преобразования действительности и с разработкой практических рекомендаций |
2.Теоретико-моделирующая | Б. Связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования; |
3.Практически-преобразовательная | В. Связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого явления, процесса, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования |
35. Виды наблюдения по месту наблюдения
1) полевое наблюдение
2) систематическое наблюдение
3) лабораторное наблюдение
4) сплошные и выборочные наблюдения
36. Виды наблюдения по регулярности проведения:
1) систематическое наблюдение
2) случайное наблюдение
Полевое наблюдение