Тема 3.6. Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию
Задание № 1. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).
Содержание: студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения самообслуживанию и культурно-гигиеническим навыкам в разделах «Труд» («Трудовое обучение», «Трудовое воспитание») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта
Задачи Формирования гигиенических навыков и обучения самоосблуживанию | Год, квартал обучения | |||
Глухие дети | Слабослышащие дети | Дети с нарушением зрения | Дети с нарушением интеллекта | |
Литература:
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
7. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.
8. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.
Задание № 2. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: формировать представления о компонентах педагогической системы руководства обучения самообслуживанию, учиться оформлять данные в виде карты-схемы
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).
Содержание: студенты знакомятся с целью, задачами, содержанием, средствами, методами, формами и результатом обучения самообслуживанию детей дошкольного возраста, оформляют данные в виде сводной карты-конспекта.
Форма отчетности: карта-конспект «Педагогическая система руководства обучения самообслуживанию детей с ОВЗ»
Категория детей | Цель, задачи | Содержание | Средства | Методы | Формы | Результат |
Дети с интеллектуальной недостаточностью | ||||||
Дети с нарушением зрения | ||||||
Дети с нарушением слуха | ||||||
Дети с ранним детским аутизмом | ||||||
Дети с детским церебральным параличом |
Литература:
1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998.
2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985.
3. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. – 1997. – № 2.
4. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 1997.- № 3.
5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А.Феоктистовой. - М., 1993.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.
7. Долженко А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам. Диссертация … к.пед.н. М., 1995.
8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.,1998. С. 167-170.
10. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с проблемами развития. 2002. – № 1.
11. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. М., 1991.
12. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1983. – № 1; 1984. – № 2; 1985. – № 2.
13. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.
14. Ремейкайте И.В. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников с нарушениями зрения. Диссертация… к.пед.н. СП-б., 1992.
15. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. М., 2004.
16. Ульянова Р.К. Развитие навыков самообслуживания у детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988, № 2; 1989, № 3.
17. Шинкаренко Г.В. Развитие самостоятельности умственно отсталых дошкольников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания) // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.
Задание № 3. Составление картотеки
Задачи изучения темы: раскрыть особенности использования игры с дидактической куклой как средства формирования навыков самообслуживания у детей с проблемами развития, учиться составлять картотеку дидактических игр
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).
Содержание: студенты знакомятся с предложенным пособием, а также прорабатывают содержание журналов «Дошкольное воспитание» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», выделяют статья, освещающие вопросы использования игры с дидактической куклой как средства формирования навыков самообслуживания, составляют картотеку
Каждая карточка с игрой должна содержать следующее:
1. Название дидактической игры
2. Цель игры
3. Оборудование
4. Ход проведения
Литература:
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2004.