Тема 3.6. Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию

Задание № 1. Составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).

Содержание: студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения самообслуживанию и культурно-гигиеническим навыкам в разделах «Труд» («Трудовое обучение», «Трудовое воспитание») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта

Задачи Формирования гигиенических навыков и обучения самоосблуживанию Год, квартал обучения
Глухие дети Слабослышащие дети Дети с нарушением зрения Дети с нарушением интеллекта
         

Литература:

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

7. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

8. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Задание № 2. Составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: формировать представления о компонентах педагогической системы руководства обучения самообслуживанию, учиться оформлять данные в виде карты-схемы

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).

Содержание: студенты знакомятся с целью, задачами, содержанием, средствами, методами, формами и результатом обучения самообслуживанию детей дошкольного возраста, оформляют данные в виде сводной карты-конспекта.

Форма отчетности: карта-конспект «Педагогическая система руководства обучения самообслуживанию детей с ОВЗ»

Категория детей Цель, задачи Содержание Средства Методы Формы Результат
Дети с интеллектуальной недостаточностью            
Дети с нарушением зрения            
Дети с нарушением слуха            
Дети с ранним детским аутизмом            
Дети с детским церебральным параличом            

Литература:

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998.

2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985.

3. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. – 1997. – № 2.

4. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 1997.- № 3.

5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А.Феоктистовой. - М., 1993.

6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.

7. Долженко А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам. Диссертация … к.пед.н. М., 1995.

8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.,1998. С. 167-170.

10. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с проблемами развития. 2002. – № 1.

11. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. М., 1991.

12. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1983. – № 1; 1984. – № 2; 1985. – № 2.

13. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

14. Ремейкайте И.В. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников с нарушениями зрения. Диссертация… к.пед.н. СП-б., 1992.

15. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. М., 2004.

16. Ульянова Р.К. Развитие навыков самообслуживания у детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988, № 2; 1989, № 3.

17. Шинкаренко Г.В. Развитие самостоятельности умственно отсталых дошкольников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания) // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.

Задание № 3. Составление картотеки

Задачи изучения темы: раскрыть особенности использования игры с дидактической куклой как средства формирования навыков самообслуживания у детей с проблемами развития, учиться составлять картотеку дидактических игр

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.6., раздел 3).

Содержание: студенты знакомятся с предложенным пособием, а также прорабатывают содержание журналов «Дошкольное воспитание» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», выделяют статья, освещающие вопросы использования игры с дидактической куклой как средства формирования навыков самообслуживания, составляют картотеку

Каждая карточка с игрой должна содержать следующее:

1. Название дидактической игры

2. Цель игры

3. Оборудование

4. Ход проведения

Литература:

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2004.

Наши рекомендации