Современное развитие физической культуры

Современное развитие физической культуры началось с возрож­дением Олимпийских игр. Официальные Игры I Олимпиады состоялись в Афинах в 1896 году. Интерес к олимпизму, к занятиям физкультурой и спортом постоянно и неуклонно растет во всем мире. Однако в развитии Олимпийского движения современности и в разви­тии физической культуры в разных странах не всегда и не все было так просто и радужно. Достаточно вспомнить, что Игры VI Олимпиа­ды (1916 год) не состоялись из-за разразившейся первой мировой вой­ны. По понятным причинам не состоялись Игры XII (1940 год) и XIII (1944 год) Олимпиад. В эти годы гремела вторая мировая война. Весь мир понес неоценимые утраты, в том числе и в области физической культуры и спорта, в результате этих двух глобальных войн. В Со­ветской России об Олимпийских играх "забыли" почти на сорок лет! Тогдашние руководители нашей страны Игры считали "буржуазным наследием прошлого". И только в 1952 году они наконец решились на участие наших спортсменов в Играх XV Олимпиады, которые состоя­лись в Хельсинки. Почти не имея опыта таких крупных соревнований, наши спортсмены тем не менее добились огромного успеха в Хельсин­ки, поделив в неофициальном командном зачете 1 и 2 места со спортсменами США, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей.

С тех пор наши спортсмены входят в число лидеров в олимпий­ском спорте. Среди них были и студенты-медики: Воробьев (Свердлов­ский медицинский институт) - чемпион Игр 1956 года в тяжелой ат­летике, И.Беглякова (1 ММИ им. И.М.Сеченова) - бронзовый призер Игр 1956 года в метании диска, Л.Калинина (тот же вуз) - чемпион­ка Игр 1956 и 1960 годов по гимнастике, Л.Порубайко (Кубанская ме­дицинская академия) - финалнстка Игр 1972 года в плавании, О.Клевакина (II Московский медицинский институт им. Н.И.Пирогова) -чемпионка Игр 1976 года в плавании, В.Елисеев (Читинская медицин­ская академия) - бронзовый призер Игр 1996 года в стрельбе из лука.

Многие помнят, с каким огромным успехом прошли Московские Игры XXII Олимпиады в 1980 году. Несмотря на бойкот Московской Олимпиады некоторыми странами, в том числе и США, идеи Олим­пизма победили. В Играх приняли участие около 6000 спортсменов из 81 страны мира. Команда СССР завоевала 195 медалей, заняв 1 мес­то. В следующих Играх ХХШ Олимпиады, которые проходили в США, команда СССР не участвовала. Все последующие Игры опять прино­сили нашей команде успех, даже тогда, когда из-за раскола СССР ко­манда фактически была разбита на несколько национальных команд. И теперь команда России, демонстрируя высокое техническое и спор­тивное мастерство, доставляет нам удовольствие своими победами как на летних, так и на зимних Олимпийских играх.

основные понятия:физическая культура, спорт, цен­ности физической культуры, физическое совершенст­во, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, двигательная актив­ность, физическая и функциональная подготовлен­ность, профессиональная направленность физическо­го воспитании, жизненно необходимые умения и на­выки.

'( Физическая культура - часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для его осуществления, а также достижений в области физиче­ского развития народа. Основу и специфическое содержание фи­зической культуры общества и самого человека составляет ра­циональное использование последним двигательной деятельно­сти в качестве фактора подготовки к жизненной практике, опти­мизации своего физического состояния и развития. Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии. Особенно большого развития достигла она в древней Греции и Риме. [' Спорт - физические упражнения и некоторые другие виды деятельности, имеющие характер состязания, а также сам про­цесс подготовки к состязаниям. Спорт является одним из основ­ных средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья, подготовки к трудовой и боевой деятельности. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, борьба за победу в соревнованиях, вы­сокая эмоциональность занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с други­ми средствами физического воспитания (основной и вспомога­тельной гимнастикой, подвижными играми, туризмом) спорт позволяет достигать наивысшего развития уровня функциональ­ных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования. Важнейшие из этих условий - квалифицированное педагогиче­ское руководство и систематический врачебный контроль с уче­том индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленностиЦенности физической культуры - главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физиче­ская и интеллектуальная работоспособность).

Физическое совершенство - одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравствен­ным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигае­мых с помощью спортивной деятельности.

Физическое воспитание - часть воспитания, специально на­правленная на физическое развитие и совершенствование людей. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и пе­дагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат: физические упражнения, закаливание, ги­гиенический режим труда и быта. В различные возрастные пе­риоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности

Физическое развитие - состояние морфологических и функ­циональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости ор­ганизма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные осо­бенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической прак­тики физическое развитие определяется чаще всего по суммар­ным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела (росту), весу, окружности груди, окружности головы (для детей младших возрастов), состоянию жироотложения, мышечной силы и выносливости, амплитуде дыхания и кровя­ного давления и по данным соматического осмотра. Данные из­мерений обрабатываются методом математической статистики.

Психофизическая подготовка. В структуре подготовленности физкультурников и спортсменов, наряду с технической и такти­ческой подготовленностью выделяют также физическую и пси­хическую подготовленность..

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена (физкультурника), обеспечивающих эффективную соревнова­тельную деятельность, а также уровнем развития основных фи­зических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подго­товленность подразделяется на общую, вспомогательную и спе­циальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее раз­витие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функцио­нальной основой для успешной работы над развитием специаль­ных физических качеств и способностей, т.е. проявляемых в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способностью организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановле­ния.

Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функцио­нальных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми воз­можностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростио-силовыми и координи­рующими способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Психическая подготовленность спортсменов в спою оче­редь также подразделяется на две относительно самостоятель­ные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и спе­циальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие ка­чества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному рис­ку в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функцио­нальных резервов, активность и достижении целей и преодоле­нии препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, спо­собность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициатив­ность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его пре­одоления и осуществления намеченной цели.

Специфика различных видов спорта накладывает существен­ный отпечаток на требования к волевым качествам и особенно­стям их проявления в соревновательной деятельности. При этом, как установил А.Ц.Пуни (1984), у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие и объединяющие всю структуру каче­ство - целеустремленность.

• степень совершенства кинестетических и визуальных вос­приятий;

• способность к психической регуляции движений, обеспе­чиванию эффективности мышечной координации;

• способность воспринимать, организовывать и перерабаты­вать информацию в условиях дефицита времени.

В заключение данного раздела следует отметить, что физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость ор­ганизма, но и содействует формированию необходимых мораль­ных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно -физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние

Двигательная активность (двигательный режим) - уровень двигательной деятельности человека. Уровень двигательной ак­тивности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физиче­ской культурой и спортом, осуществленисм мероприятий актив­ного отдыха, а также геоклиматическими условиями. и физической подготовленности. Оптимальный уроиень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь трудовых и военных, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекра­щения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Профессиональная направленность физического воспитания - в медицинских вузах направлена на укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности; привитие студентам знаний и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, труде и отдыхе; подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организав

торов гигиенической и производственной гимнастики, обеспече­ние разностороннего физического развития студентов.

Как же практически повысить, например, уровень двигатель­ной активности конкретного человека до оптимума? Или, говоря иными словами, чему должна равняться та самая специальная физкультурно-спортивная деятельность каждого конкретного че­ловека и чем она может быть измерена?

Наиболее часто специальная физкультурно-спортивная деятельность человека оценивается по следующим четырем показа­телям:

• объем, - т.е. количество времени, которое затрачивает на занятие физкультурой и спортом человек за определен­ный календарный цикл - сутки, неделя, месяц, год и т.д.

• интенсивность, - которая измеряется показателями физиологической нагрузки на организм по время занятий физкультурой (например, потреблением кислорода на килограмм веса человека, частотой сердечных сокращений за 1 минуту и т.п.);

• распределение, - т.е. как распределяются спортивные занятия в календарном цикле;

• содержание, - т.е. какие средства используются для занятий физкультурой и спортом.

Для современных людей, в настоящее время считается, что наиболее рациональным объемом физкультурно-оздоровительной деятельности будут затраты времени от 2-х до 10 часов в неделю. При этом у служащих лучшее самочувствие и высокая работоспособность будут отмечаться при затратах вре­мени на занятия спортом от 6 до 10 часов в неделю, в то время как у рабочих от 2 до 6 часов. Замечено также, что у женщин положительный эффект отмечается при меньших затратах времени, нежели у мужчин, а в возрасте старше 30 лет при меньшем объеме внимательной активности, чем у молодых. У лиц, занимающихся в спортивных секциях, лучшие показатели в их работоспособности отмечаются лишь в том случае, если объем спортивной активности составляет 4-6 часов в неделю.

Что касается определения рациональной интенсивности физкультурно-спортивных занятий трудящихся, то она, как вы пом­ните, может быть определена либо путем учета энергетических затрат организма, либо, что методически легче сделать, - путем учета степени напряжения сердечно-сосудистой системы при этих занятиях. При этом считается, что наиболее благоприятный режим тренировки у лиц 30-60 летнего возраста находится на таком уровне, когда пульс (в ударах за 1 мин.) равен формуле: 180 - число лет, т.е. работа проводится при частоте пульса не превышающей 150 уд/мин., а это такая работа, которая является преимущественно аэробной и в большей степени соответствует возможностям людей 30-60 лет, а также оздоровительной на­правленности занятия.

Следовательно, если соблюдать рациональную интенсивность занятий и не превышать указанного пульса в своей тренировке, то каждый может добиться крепкого здоровья и высокой работоспособности.

.

Важным методом рационализации занятий физической культурой является набор средств физкультуры и спорта, т.е. их содержание. Наиболее предпочтительными считаются занятия, когда используются любимые средства физкультуры и спорта. Например, кто-то более всего любит ездить на велосипеде, заниматься с гантелям или плавать, а другой - бегать трусцой или ходить на лыжах, у кого-то любимым занятием являются спортивные игры или занятия на тренажерах.

Следовательно, каждому человеку надо заниматься любимым видом физических упражнений, с учетом доступности каждого из них. Самыми же доступными являются занятия бегом и ходьбой, которыми может заниматься каждый, так как для этого ничего не требуется кроме осознанной необходимости.

В заключение настоящего раздела лекции отметим, что профессиональная направленность физического воспитания в меди­цинском вузе направлена также на освоение студентами ряда профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей - изучение различных способов передвижения (особенно в сельской местности, при обслуживании больных на дому); оказание неотложной помощи; определение физического развития по материалам проводимых ими антропометрических обследований при занятиях физическим воспитанием; проведение врачебно-педагогических наблюдений в местах занятий физ­культурников; проведение медицинского контроля за занятиями производственной гимнастикой; осуществление санитарно-гигиенического контроля в местах занятий физкультурой и спор­том и др.

Жизненно необходимые умения и навыки - в физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человека двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимо­действие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Образование умений и навыков осуществляется с помощью реф­лексов [от лат. rellexus - отражение] - ответных реакций орга­низма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посред­стве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация живот­ного организма к внешней среде. Таким образом, с.общебиоло­гической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реак­цией животного организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, например, одноклеточных животных, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизо­ванных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить такой жизненно важный на­вык, как навык носового дыхания, благодаря которому осущест­вляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой,

Физическая и функциональная подготовленность - два довольно близких понятия, однако, отличаются друг от друга тем, что в первом случае речь идет, главным образом, о состоянии и динамике показателей уровня антропометрических и соматоскопических (т.е. морфологических) показателей, в то время как во втором случае исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. –М.: Физкультура и спорт,1988.

Брехман И.И. «Введение в валеологию - науку о здоровье». Ленинград, "Наука", 1987, стр.62-67.

Властовский В. «Физическое развитие».

Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.759-765.

Жолдак В.И. «Рационализация двигательного режима».

Методические рекомендации по преподаванию студентам вузов раздела курса "Физическое вос­питание". Малаховка, 1979, стр.5-11.

Иванов С М. «Физическое воспитание».

Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.757-759.

Крячко И.А. «Физическая культура».

Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.742-747.

Матвеев Л. «Спорт».

Москва, БМЭ, 1963, т.31, изд.2, стр.206-207.

Мясищев В.Н. «Психопрофилактика».

Москва, БМЭ,1963, т.27, изд.2, стр.395-396. Платонов В.Н. «Теория спорта», (ред.) Киев, "Вища школа", 1987, стр.П;147;168.

Москва, "Физкулыура и спорт", 1981, стр. 136.

Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка сту­дентов медицинских вузов в процессе физическо­го воспитания». Москва, "Медицина", 1966, стр.3-23.

Физическая культура и здоровье: Учебник. /Под редакцией Пономаревой В.В. – М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Наши рекомендации