Современное развитие физической культуры
Современное развитие физической культуры началось с возрождением Олимпийских игр. Официальные Игры I Олимпиады состоялись в Афинах в 1896 году. Интерес к олимпизму, к занятиям физкультурой и спортом постоянно и неуклонно растет во всем мире. Однако в развитии Олимпийского движения современности и в развитии физической культуры в разных странах не всегда и не все было так просто и радужно. Достаточно вспомнить, что Игры VI Олимпиады (1916 год) не состоялись из-за разразившейся первой мировой войны. По понятным причинам не состоялись Игры XII (1940 год) и XIII (1944 год) Олимпиад. В эти годы гремела вторая мировая война. Весь мир понес неоценимые утраты, в том числе и в области физической культуры и спорта, в результате этих двух глобальных войн. В Советской России об Олимпийских играх "забыли" почти на сорок лет! Тогдашние руководители нашей страны Игры считали "буржуазным наследием прошлого". И только в 1952 году они наконец решились на участие наших спортсменов в Играх XV Олимпиады, которые состоялись в Хельсинки. Почти не имея опыта таких крупных соревнований, наши спортсмены тем не менее добились огромного успеха в Хельсинки, поделив в неофициальном командном зачете 1 и 2 места со спортсменами США, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей.
С тех пор наши спортсмены входят в число лидеров в олимпийском спорте. Среди них были и студенты-медики: Воробьев (Свердловский медицинский институт) - чемпион Игр 1956 года в тяжелой атлетике, И.Беглякова (1 ММИ им. И.М.Сеченова) - бронзовый призер Игр 1956 года в метании диска, Л.Калинина (тот же вуз) - чемпионка Игр 1956 и 1960 годов по гимнастике, Л.Порубайко (Кубанская медицинская академия) - финалнстка Игр 1972 года в плавании, О.Клевакина (II Московский медицинский институт им. Н.И.Пирогова) -чемпионка Игр 1976 года в плавании, В.Елисеев (Читинская медицинская академия) - бронзовый призер Игр 1996 года в стрельбе из лука.
Многие помнят, с каким огромным успехом прошли Московские Игры XXII Олимпиады в 1980 году. Несмотря на бойкот Московской Олимпиады некоторыми странами, в том числе и США, идеи Олимпизма победили. В Играх приняли участие около 6000 спортсменов из 81 страны мира. Команда СССР завоевала 195 медалей, заняв 1 место. В следующих Играх ХХШ Олимпиады, которые проходили в США, команда СССР не участвовала. Все последующие Игры опять приносили нашей команде успех, даже тогда, когда из-за раскола СССР команда фактически была разбита на несколько национальных команд. И теперь команда России, демонстрируя высокое техническое и спортивное мастерство, доставляет нам удовольствие своими победами как на летних, так и на зимних Олимпийских играх.
основные понятия:физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, двигательная активность, физическая и функциональная подготовленность, профессиональная направленность физического воспитании, жизненно необходимые умения и навыки.
'( Физическая культура - часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для его осуществления, а также достижений в области физического развития народа. Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование последним двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии. Особенно большого развития достигла она в древней Греции и Риме. [' Спорт - физические упражнения и некоторые другие виды деятельности, имеющие характер состязания, а также сам процесс подготовки к состязаниям. Спорт является одним из основных средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья, подготовки к трудовой и боевой деятельности. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, борьба за победу в соревнованиях, высокая эмоциональность занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими средствами физического воспитания (основной и вспомогательной гимнастикой, подвижными играми, туризмом) спорт позволяет достигать наивысшего развития уровня функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования. Важнейшие из этих условий - квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленностиЦенности физической культуры - главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность).
Физическое совершенство - одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью спортивной деятельности.
Физическое воспитание - часть воспитания, специально направленная на физическое развитие и совершенствование людей. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат: физические упражнения, закаливание, гигиенический режим труда и быта. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности
Физическое развитие - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела (росту), весу, окружности груди, окружности головы (для детей младших возрастов), состоянию жироотложения, мышечной силы и выносливости, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики.
Психофизическая подготовка. В структуре подготовленности физкультурников и спортсменов, наряду с технической и тактической подготовленностью выделяют также физическую и психическую подготовленность..
Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена (физкультурника), обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.
Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей, т.е. проявляемых в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способностью организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.
Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростио-силовыми и координирующими способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.
Психическая подготовленность спортсменов в спою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность и достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).
Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.
Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на требования к волевым качествам и особенностям их проявления в соревновательной деятельности. При этом, как установил А.Ц.Пуни (1984), у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие и объединяющие всю структуру качество - целеустремленность.
• степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;
• способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;
• способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.
В заключение данного раздела следует отметить, что физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно -физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние
Двигательная активность (двигательный режим) - уровень двигательной деятельности человека. Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществленисм мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. и физической подготовленности. Оптимальный уроиень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь трудовых и военных, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.
Профессиональная направленность физического воспитания - в медицинских вузах направлена на укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности; привитие студентам знаний и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, труде и отдыхе; подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организав
торов гигиенической и производственной гимнастики, обеспечение разностороннего физического развития студентов.
Как же практически повысить, например, уровень двигательной активности конкретного человека до оптимума? Или, говоря иными словами, чему должна равняться та самая специальная физкультурно-спортивная деятельность каждого конкретного человека и чем она может быть измерена?
Наиболее часто специальная физкультурно-спортивная деятельность человека оценивается по следующим четырем показателям:
• объем, - т.е. количество времени, которое затрачивает на занятие физкультурой и спортом человек за определенный календарный цикл - сутки, неделя, месяц, год и т.д.
• интенсивность, - которая измеряется показателями физиологической нагрузки на организм по время занятий физкультурой (например, потреблением кислорода на килограмм веса человека, частотой сердечных сокращений за 1 минуту и т.п.);
• распределение, - т.е. как распределяются спортивные занятия в календарном цикле;
• содержание, - т.е. какие средства используются для занятий физкультурой и спортом.
Для современных людей, в настоящее время считается, что наиболее рациональным объемом физкультурно-оздоровительной деятельности будут затраты времени от 2-х до 10 часов в неделю. При этом у служащих лучшее самочувствие и высокая работоспособность будут отмечаться при затратах времени на занятия спортом от 6 до 10 часов в неделю, в то время как у рабочих от 2 до 6 часов. Замечено также, что у женщин положительный эффект отмечается при меньших затратах времени, нежели у мужчин, а в возрасте старше 30 лет при меньшем объеме внимательной активности, чем у молодых. У лиц, занимающихся в спортивных секциях, лучшие показатели в их работоспособности отмечаются лишь в том случае, если объем спортивной активности составляет 4-6 часов в неделю.
Что касается определения рациональной интенсивности физкультурно-спортивных занятий трудящихся, то она, как вы помните, может быть определена либо путем учета энергетических затрат организма, либо, что методически легче сделать, - путем учета степени напряжения сердечно-сосудистой системы при этих занятиях. При этом считается, что наиболее благоприятный режим тренировки у лиц 30-60 летнего возраста находится на таком уровне, когда пульс (в ударах за 1 мин.) равен формуле: 180 - число лет, т.е. работа проводится при частоте пульса не превышающей 150 уд/мин., а это такая работа, которая является преимущественно аэробной и в большей степени соответствует возможностям людей 30-60 лет, а также оздоровительной направленности занятия.
Следовательно, если соблюдать рациональную интенсивность занятий и не превышать указанного пульса в своей тренировке, то каждый может добиться крепкого здоровья и высокой работоспособности.
.
Важным методом рационализации занятий физической культурой является набор средств физкультуры и спорта, т.е. их содержание. Наиболее предпочтительными считаются занятия, когда используются любимые средства физкультуры и спорта. Например, кто-то более всего любит ездить на велосипеде, заниматься с гантелям или плавать, а другой - бегать трусцой или ходить на лыжах, у кого-то любимым занятием являются спортивные игры или занятия на тренажерах.
Следовательно, каждому человеку надо заниматься любимым видом физических упражнений, с учетом доступности каждого из них. Самыми же доступными являются занятия бегом и ходьбой, которыми может заниматься каждый, так как для этого ничего не требуется кроме осознанной необходимости.
В заключение настоящего раздела лекции отметим, что профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе направлена также на освоение студентами ряда профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей - изучение различных способов передвижения (особенно в сельской местности, при обслуживании больных на дому); оказание неотложной помощи; определение физического развития по материалам проводимых ими антропометрических обследований при занятиях физическим воспитанием; проведение врачебно-педагогических наблюдений в местах занятий физкультурников; проведение медицинского контроля за занятиями производственной гимнастикой; осуществление санитарно-гигиенического контроля в местах занятий физкультурой и спортом и др.
Жизненно необходимые умения и навыки - в физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человека двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Образование умений и навыков осуществляется с помощью рефлексов [от лат. rellexus - отражение] - ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация животного организма к внешней среде. Таким образом, с.общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией животного организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, например, одноклеточных животных, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить такой жизненно важный навык, как навык носового дыхания, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой,
Физическая и функциональная подготовленность - два довольно близких понятия, однако, отличаются друг от друга тем, что в первом случае речь идет, главным образом, о состоянии и динамике показателей уровня антропометрических и соматоскопических (т.е. морфологических) показателей, в то время как во втором случае исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. –М.: Физкультура и спорт,1988.
Брехман И.И. «Введение в валеологию - науку о здоровье». Ленинград, "Наука", 1987, стр.62-67.
Властовский В. «Физическое развитие».
Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.759-765.
Жолдак В.И. «Рационализация двигательного режима».
Методические рекомендации по преподаванию студентам вузов раздела курса "Физическое воспитание". Малаховка, 1979, стр.5-11.
Иванов С М. «Физическое воспитание».
Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.757-759.
Крячко И.А. «Физическая культура».
Москва, БМЭ, 1963, т.ЗЗ, изд.2, стр.742-747.
Матвеев Л. «Спорт».
Москва, БМЭ, 1963, т.31, изд.2, стр.206-207.
Мясищев В.Н. «Психопрофилактика».
Москва, БМЭ,1963, т.27, изд.2, стр.395-396. Платонов В.Н. «Теория спорта», (ред.) Киев, "Вища школа", 1987, стр.П;147;168.
Москва, "Физкулыура и спорт", 1981, стр. 136.
Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка студентов медицинских вузов в процессе физического воспитания». Москва, "Медицина", 1966, стр.3-23.
Физическая культура и здоровье: Учебник. /Под редакцией Пономаревой В.В. – М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.